ПЕРЕПИСКА

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Хочу попросить прощения у читателей за ряд фактических и стилистических ошибок, а также опечаток, допущенных в моих материалах. За последнее время их накопилось слишком много, чтобы списать на случайность. Нужно подтягиваться. Перечислю те, что удалось выявить.

В.ГРИГОРЯН

В материале Разумейте языцы (№556) текст начинается с фразы: «Четырнадцатого октября 1941-го Патриарх Алексий обратился к народу...»

На самом деле обратился Патриарший местоблюститель Сергий (Страгородский). Об этом эпизоде я прежде писал в нашей газете не один раз, но вот – оговорился, и винить за это мне, кроме себя, конечно, некого. Приношу свою благодарность иерею Виктору Заровняеву, указавшему на этот просчёт.

В том же абзаце допущена опечатка в тексте митрополита Сергия: «Да не потерпят наши московские святыни того, что случилось со святынями других городов, захваченных немецкими орлами». Конечно же, не орлами, а ордами. Ошибка произошла при сканировании текста и не была распознана, так как орлы действительно присутствовали на гитлеровских штандартах. Но можно было бы догадаться, что здесь что-то не так, как это сделал наш читатель из Архангельской области, подписавшийся «р.Б.Николай». Здесь же отвечу на его сомнения, что деревня Строково, помянутая в материале, возможно, называется Стрюково. Нет, всё-таки Строково.

Далее. Одна оговорка и одно очень неприятное стилистическое недоразумение были допущены в первом абзаце хронографа Камо грядеши? (№ 557).

«Вслед за этим посыпались проклятья ревнителей, один из которых, епископ Диомид Камчатский, даже обличил Первоиерарха в предательстве православия».

На самом деле владыка Диомид не Камчатский, а Чукотский.

«Это обвинение оставляет равнодушным не потому, что устарели правила Церкви, на которые ссылается владыка».

Некоторые читатели поняли это как утверждение, будто бы «правила устарели». Однако смысл был совершенно в ином: правила не устарели и не могут устареть, но обвинение оставляет равнодушным, так как основано на неправде, допущенной в адрес Патриарха. Прошу простить меня за крайне неудачно составленную фразу, которая кого-то ввела в искушение.

* * *

Вновь возвращаясь к статье «Разумейте языцы», приведу с некоторыми сокращениями письмо р.Б.Алефтины из Архангельской области:

«Хотелось бы немного поспорить с В.Григоряном относительно выводов, сделанных в его статье... Мне кажется, что народ русский к началу XX столетия утратил, в основном, веру Христову. За то и попущено было Господом нам такое страдание. Но именно вера в счастливое будущее, в коммунистов и помогла победить в войне. Ведь к началу войны выросло уже поколение, воспитанное при советской власти. Молодёжь верила в дело Ленина – Сталина, боролась за свою родину, страну Советов. Да и самый простой мужик, я думаю, понимал, что от Гитлера хорошего ждать нечего. Так что разбегаться мужикам было некуда. Всё равно надо было куда-то возвращаться, сколько ни бегай. И страх перед Сталиным был велик. Да и среди тех, кто раскулачивал и арестовывал, не все были злодеями. Многие считали, что так и надо. Расскажу о себе. Была пионеркой, комсомолкой, коммунистом, причём секретарём и комсомольской, и парторганизации...»

Я обо всей молодёжи судить не могу, скажу о своём деде Василии Мамаеве. Советскую власть он, будучи выходцем из небогатых крестьян, не принимал категорически. Когда начали заставлять вступать в партию и возглавить колхоз, бежал из Кировской области в Омскую. Насилу уговорили вернуться, пообещав оставить в покое. А вот воевал он не за страх и тем более не за марксизм-ленинизм, а за совесть и за Россию. За исключением ветеранов по линии НКВД, я среди бывших фронтовиков больших поклонников советской власти лично не встречал. Хотя, конечно, были и такие, тот же герой Сталинграда сержант Яков Павлов. И можно долго перечислять. Но всё-таки основу армии составляли не они. Простого крестьянина, готового воевать за большевизм, я теоретически представить могу. Но в жизни – не встречал.

Другая ситуация начала, наверное, складываться после войны – она многих примирила, помогла власти и народу в какой-то степени проникнуться уважением друг к другу. Вот в этой атмосфере и выработался, Алефтина, ваш личный опыт. А в 41-м ограбленная до нитки, разорённая страна увидела, как исчезает под пятой Гитлера всё, ради чего её заставили страдать, ради чего миллионы людей, прежде всего деток, умерли страшной голодной смертью.

О том, почему народ всё-таки стал воевать, я и попытался рассказать в своей статье. Разбегаться было некуда? Нет, для победы в войне этой мотивации всё-таки недостаточно. Вот, например, в Коми чтят Героя Советского Союза командира разведроты Николая Оплеснина. НКВД расстреляло его любимого деда (недавно причисленного Русской Православной Церковью к лику святых). Николай погиб геройски не потому, что разбегаться было некуда.

* * *

Теперь об ошибках, допущенных другими авторами нашей газеты. Вот те, что обнаружил в номерах нашей газеты р.Б.Николай из Архангельской области:

«Было несколько случаев, когда героя вашего повествования в начале статьи зовут так, в середине – уже не так, а в конце – всё-таки так, как и в начале. В одном из номеров бедные деревья на месте разрушенного храма у вас несколько раз были то липами, то тополями. Да ещё автор предположил, что если деревья растут стволами, то иконка, находящаяся на уровне глаз, скоро поднимется очень высоко. Я, как сельский житель, считаю, что деревья прирастают вершинками, но так как я не ботаник, возможно, ошибаюсь».

Мы тоже не ботаники, и в последнем случае, конечно, речь идёт о шутке, которая, по-видимому, оказалась не очень успешной.

Далее раб Божий Николай с карандашом в руке исследует 556-й номер газеты:

«…стр. 9, 1-й столбец, 9-я строка. У вас написано, что будущий монах Никон родился в 1988 году. Разрешите вам не поверить.

– та же страница, 3-й столбец, 14-я строка: “...послушания вели его кротчайшим путём”. Может, я не прав, но думаю, путь был кратчайший.

– стр. 25, 3-й столбец, 5-я строка: “...совершили омоновение”. Это как: омовение с помощью ОМОНа?

– последняя страница, молитва св.Никону. Как известно, в церковнославянском нет буквы “Ё”, а у вас: “осуждён”, “воспоём”. Кроме того, я думаю, “дарует нам прощение грехов”, а не прошение. Вот и всё. С любовью к вам – р.Б.Николай. P.S. Простите, если сам наделал ошибок».

* * *

Следующее упущение произошло, наверное, по вине всей нашей редакции. В рубрике «Рассказы наших читателей» был опубликован текст Натальи Марченко И свет Господень согревает меня (№ 557). Наталья высказала там мысль, что в своём стремлении к Богу все религии подобны альпинистским группам, которые восходят по разным маршрутам, имеют своих святых, достигших вершин познания Бога, и т.д. Некоторые читатели газеты «Вера» выразили по этому поводу недоумение. С ними трудно не согласиться.

Вина наша не в том, что мы опубликовали этот текст. Заметки Натальи в основном очень хорошие, просто её мысль о «маршрутах» необходимо было сопроводить комментарием. Если сравнить наше познание Бога с горой, то одни, язычники например, поворачиваются к ней спиной; другие полагают, что взбираться им никуда не нужно, они и так совершенны; третьи лезут в гору, не позаботившись о снаряжении, безо всякой подготовки.

Уравнивать святых этих религий с православными – это политкорректно, но неверно по существу. Чтобы не быть голословным, повторю пример, который недавно уже появлялся на страницах нашей газеты (№ 558). Франциск Ассизский – самый, наверное, почитаемый католический святой – на смертном одре заявил, что не знает за собой ни одного прегрешения, которого не искупил бы исповедью и покаянием. Хотя в Евангелии Господь в ответ на вопрос учеников «Кто же может спастись?» ясно говорит: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк. 10, 26-27).

То есть в Царствие Небесное никто из нас по своим заслугам войти не может, а лишь по любви Божией к человеку. Но убеждённость в своих силах, возможностях, полномочиях, своей праведности, она, к сожалению, насквозь пронизывает и католическое, и протестантское исповедание. В то время как православные святые принимали смерть, искренне полагая, что недостойны предстать перед Господом. Они иначе себя вести просто не могли. Православная Церковь всем своим строем помогает нам найти тот единственный, не заметный со стороны маршрут, который ведёт к Богу. Прежде всего, через Евангелие и наставления святых отцов, таинства и соборные отношения между христианами. Но, даже несмотря на эту огромную поддержку, многие ли из нас достигают вершины?

Нет и не может быть никакого равенства исповеданий Бога. Гору видят все, кто хочет видеть. На этом сходство заканчивается. Достигают вершины лишь те, кого мечта преобразила, кто всем сердцем, всем своим существом к ней стремится. Как миновать при этом Христа, если Он – единственная дверь? Как миновать Православную Церковь, если она единственная не растеряла опыта восхождения к Богу, выстраданного, вымоленного святыми отцами?

Хочется думать, что и Наталья это понимает, но была слишком далеко увлечена одной, не лишённой справедливости мыслью. Невозможно достичь вершины, пренебрежительно оглядываясь на других. Конечно, нужно уважать стремление человека к Богу, к какой бы религии он ни принадлежал. Так, святитель Московский Филарет любил и ценил католика доктора Гааза. Таким примерам нет числа. И можно лишь восхищаться неправославными людьми, которые, имея самое худое снаряжение, восходили достаточно высоко. Но достигших вершины, как это произошло, например, с преподобным Серафимом Саровским или старцем Силуаном Афонским, мы среди иноверных всё-таки не наблюдаем. Заблуждения, свойственные инославным, словно гири виснут на ногах самых достойных людей.

* * *

В продолжение этого можно обсудить новое письмо Натальи Марченко, посвящённое критике публикации Геннадия Шостацкого Два искушения (№ 558):

«Очень хочется мне к учёному письму господина Шостацкого приложить своё, такое ненаучное.

Сколько в письме мудрёных слов! Здесь и “монофизитствующие”, и “антропоцентричность”, и т.д., и т.п. Слава Тебе, Господи, что И.Христос был простым человеком, и апостолы Его были рыбаками. Что было бы с нами, если бы и Евангелие было написано такими мудрёными словами? И Господь на такое мудрствование лукавое отвечает: “...погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну. Где мудрец? Где книжник?.. Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?”

Но, однако, спасибо большое редакции за то, что напечатали это письмо. Потому что с этим письмом вы вывели на свет одно из распространённых явлений духовного заболевания новообращённых христиан. Не успели такие горе-учёные прочесть религиозную литературу, и туда же, в теософы! А ведь лукавый не дремлет, он тут как тут около них вертится, подыгрывая: “Вот ты какой умный да хороший!” И давай показывать изъяны тому несчастному. И вот результат: эта религиозная доктрина не годится, эта вот религия – “лицемерная”, другая – “бесчеловечная”, а у христиан – “полная беспомощность в плане миссионерства”. И в конце концов доходит до того, что между Небом и землёй вновь – непреодолимая пропасть. Вот видите, как закрутил лукавый! И апостол Павел в своём Послании к римлянам вопрошает: “Кто ты, осуждающий?” Или (в Послании к коринфянам): “Кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?” Ибо всё, что ни делается в Божьем мироздании, делается по воле Божьей.

А по поводу споров скажу. Давайте возьмём в руки небольшой пустой сосуд и будем наливать в него воду. Что мы слышим? Вода булькает в пустом сосуде. Ну а если сосуд наполнен, тогда уже ничего не слышно. Вот так и в человеке. Не нашёл ещё человек Господа – он словно пустой сосуд. Вот и “булькает”. И возникают тогда у того человека пустые споры о божестве, о религиях, о людях. Но как только человек нашёл Господа, у него больше нет вопросов и сомнений. Человек принимает мир таким, каков он есть, целиком полагаясь на Всевышнего».

Здесь что можно сказать? Геннадий отцом Церкви себя не мнит. А в том, что происходит, когда мы перестаём искать полноты понимания христианского учения, вы, Наталья, наверное, смогли убедиться на примере своей последней публикации. Никаких мудрёных слов Геннадий не придумал, все взяты из творений отцов Церкви. Там, кстати, можно встретить немало текстов, исключительно трудных для понимания. Даже высшего духовного образования бывает недостаточно для того, чтобы разобраться в православной догматике. Даже сами святые отцы далеко не всегда с полуслова воспринимали аргументы друг друга. Означает ли это, что мы должны отказаться от немалой части святоотеческого наследия или от всяких попыток его усвоить? Поэтому давайте, когда мы чего-то не поняли, попытаемся разобраться. А когда с чем-то не согласны, постараемся избегать в отношении своих православных собратий таких характеристик, как «горе-учёные», «закрутил лукавый» и т.п. Я ведь тоже не во всём с Геннадием согласен, но это не повод для поношений. А лукавый – он всех крутит: учёного ловит на недостатке простоты, а простеца – на недостатке учёности. Но все вместе мы – чада Церкви, собраны Богом, чтобы с любовью поправлять друг друга и научаться друг от друга. Мы здесь с вами в одном положении: меня читатели вразумили, и даже мягче, чем я того заслуживаю. Ведь ошибки мои не случайны, а попущены Господом, чтобы напомнить – нельзя расслабляться. А я вам вот напомнил о некоторых утверждениях нашей Церкви, надеюсь, не обидев. Так благодаря милости Божией, молитвам и наставлениям святых отцов и бредём по этой жизни в Царствие Небесное: безногий в духовном отношении помогает безрукому, слепой – глухому. Давайте хранить мир между собой, довольно той брани, которую терпим от мира.

* * *

Будем искренне признательны, если читатели, вместо того чтобы снисходить к нам, станут сообщать нам обо всех недоразумениях, ошибках нашей газеты. Ведь «Вера» – наше общее делание.

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга