ТАИНСТВА ЦЕРКВИ

ЧАЩЕ ИЛИ РЕЖЕ?

Уже несколько лет у нас в Церкви развёртывается полемика относительно того, как часто должно причащаться. Случается, обе стороны совершенно отрицают право оппонентов иметь свою точку зрения и доходят до каких-то самовольных «отлучений» от Церкви.

* * *

Мнение сторонников редкого принятия Святых Даров опирается на традицию Русской Церкви. Образцом для неё стало греческое православие X и последующих веков. Лишь в XVIII веке Никодим Святогорец и его сторонники смогли поколебать сложившееся в православном мире предубеждение против частого причащения. До России эти веяния дошли много позже. Святой митрополит Филарет (Дроздов) благословлял мирянам причащаться четыре раза в год, минимум единожды. Если говорить о монашествующих, то, как правило, они подходили к Чаше один раз в месяц.

В связи с этим у нас нередко можно услышать от некоторых ревнителей: «Именно “благочестие” XIX века привело нас к революции». Этот аргумент трудно принять. Во-первых, и в XVIII, и в XV веках у нас причащались не чаще. Так что отрицать придётся не один век нашей истории, а всю её целиком. Во-вторых, «благочестие XIX века» привело не к революции, а к мученическому подвигу Русской Церкви. Революция же стала результатом отсутствия всякого благочестия у изрядного числа граждан Российской империи. Когда в одну кучу валят и мучеников, и злодеев, и тех, кто просто был слаб, – это такой приём, который делает серьёзный разговор невозможным.

Сторонникам частого причащения необходимо также помнить, что принятие Св.Даров некоторых людей не укрепляет, а разрушает. Те, кто не готовы к таинству, навлекают на себя, по слову Иоанна Златоуста, «суд, осуждение, наказание и мучение…». Таким примерам нет числа. Нервный горожанин нашего времени нередко живёт, питается крайностями. Он напряжённо ищет, как возвыситься над людьми, доказать, что имеет на это право. И частое причащение Св. Таин иногда становится одним из способов добиться этого.

Но целиком сводить практику частого причащения к этим болезненным явлениям всё-таки совершенно несправедливо.

* * *

Противники этой практики особенно часто оперируют несколькими не вполне состоятельными аргументами.

Тысячу лет, говорят они, мы в России причащались редко. Значит, это единственно верный путь. То есть, вместо того чтобы просто защитить десять веков нашей истории от хулы, редкое причащение возводят в какую-то доблесть.

Утверждается также, что те, кто приступает к принятию Святых Даров четыре раза в год или даже один раз, готовятся к исповеди и причастию более основательно. Реальная жизнь этого не подтверждает. Я знаю людей, которые принимают участие в Евхаристии еженедельно, но готовятся к ней исключительно добросовестно. Регулярное участие в таинствах исповеди и причастия укрепляет человека, не даёт ему расслабиться. Это совершенно очевидно и только в полемическом задоре может игнорироваться.

Вот ещё возражение: за частое причастие ратуют только обновленцы под влиянием прежде всего Шмемана, а Никодим Святогорец был филокатоликом. Это совершеннейшая неправда. Первым, кто громко, на всю Россию, выступил в защиту частого причащения, был Иоанн Кронштадтский. Кроме «обновленцев» со Шмеманом и «ультраконсерваторов», ратуют за еженедельное принятие Св.Даров тысячи прекрасных, вполне уравновешенных пастырей, множество достойных мирян. Подобно первохристианам, они пришли в Церковь из безверия, язычества и так же пламенеют, испытывают глубочайшую потребность в еженедельном причащении. Что касается Никодима Святогорца, то любой, читавший его, знает, что католического влияния в трудах этого честного инока не чувствуется совершенно. Опирается он на святоотеческое наследие. Хотя, может быть, далеко не все аргументы о.Никодима убедительны.

Наконец, ещё довод: Патриарх Алексий против того, чтобы прихожан заставляли часто принимать Св.Дары.

Да, против того, чтобы заставляли. Но если человек сам испытывает потребность в практике частого причащения – это совсем другой разговор.

* * *

Думается, совершенно неверно требовать от человека того, чтобы он причащался часто – раз в месяц или раз в неделю. Да, можно найти мнения св.отцов о том, что тот, кто принимает Св.Дары реже, чем раз в месяц, отлучает себя от Церкви. Но и митрополит Филарет, святой отец, и множество других русских и греческих подвижников полагали, что количество здесь не главное. Едва ли не кощунственно навязывать причастие тому, кто внутренне к этому не готов. Но вместе с тем едва ли не кощунственно и лишать возможности причаститься того, кто этого жаждет. У каждого человека свой темперамент, характер, своё субъективное время, свои внешние и внутренние обстоятельства, свой путь в Церкви.

Сегодня мы предлагаем в «Вертограде» (в сокращённом виде) мнения сторонников частого и редкого причащения, опубликованные в журнале «Благодатный огонь» и на сайте «Русская линия».

В.МАМАЕВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга