ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ

ЗАВРАЖЬЕ СЕГОДНЯ И ЧЕТЫРЕ ВЕКА НАЗАД

Село Завражье Кадыйского района Костромской области, расположенное на левом берегу Волги напротив г. Юрьевца, известно прежде всего тем, что здесь родились два великих гражданина земли Русской: философ, учёный и священник отец Павел Флоренский и кинорежиссёр Андрей Тарковский. Ныне оно, как и большинство сёл российской глубинки, переживает упадок. Настоятель храма Сошествия Святого Духа отец Алексий Вавилкин сетует, что сельчане в основной своей массе до сих пор пребывают в равнодушном и безбожном состоянии. На службу приходит по 10-20 человек, а на праздники хорошо если собирается до 30. Совсем другими были предки завражских крестьян, которые по молитве к небесному покровителю здешних мест преподобному Макарию Унженскому в Смутное время, в 1609 году, остановили банды польско-литовских захватчиков во главе с Лисовским.


Отец Алексей Вавилкин освящает воду

«В будущем году, – говорит отец Алексий, – мы будем отмечать 400-летие этой победы. Надо сказать, что это знаковое событие в истории нашего Отечества. Дело в том, что небольшое войско Лисовского, в котором насчитывалось от двух до четырёх тысяч человек, незадолго до этого, в том же 1609 году, за несколько месяцев практически без особого сопротивления взяло крупнейшие русские города: Коломну, Ростов, Кострому, Галич, Кинешму, Юрьевец… и вдруг споткнулось на завражских мужиках. Как небольшое количество не обученных военному делу крестьян сумело оказать сопротивление хорошо вооружённой, не знающей поражений рати Лисовского? – задаётся вопросом батюшка и сам же отвечает: – Да потому так вышло, что в них живы были нравственность и вера в Бога. Они победили благодаря своей душевной чистоте и глубокой вере, которой в крупных городах уже не было. Вопиющее нравственное разложение общества усугублялось чередой клятвопреступлений – очень тяжкого греха перед Богом. Люди, чтобы сохранить свою жизнь, присягали на верность вначале Борису Годунову, потом Василию Шуйскому, потом изменникам-самозванцам. Доходило до того, что, когда родственники выкупали из плена русских девиц, превращённых в наложниц, они снова убегали к врагам, чтобы ублажать их похоть. Когда войско Лисовского заняло Юрьевец и расположилось станом на одном из волжских островов, готовясь к переправе на левый берег, чтобы начать разорение всего левобережного края, местные жители, взявшись за топоры и ружья, стали молить преподобного Макария, обещая в случае победы основать в честь него монастырь. И они одержали победу. Ни один из захватчиков не перешёл на левый берег: одни были убиты, другие пленены. Пленные поляки потом рассказывали, что более всего наносил им урон сам преподобный Макарий, которого они неоднократно видели то в рядах обороняющихся на берегу, то безбоязненно разъезжающим в лодке по Волге. Чудесное вмешательство было настолько очевидным, что многие поляки раскаялись и навсегда остались жить в этих местах. По семейному преданию, на вражеской стороне сражались и предки отца Павла Флоренского, которые потом, крестившись в православие, служили священниками при древней церкви Рождества Пресвятой Богородицы».

Основанный по обету монастырь в честь преп. Макария просуществовал до 1740–1760 годов. Затем в 1798 году на его месте была построена каменная церковь в честь преп. Макария. В 30-е годы XX века завражские храмы были закрыты, а в 50-е годы вместе с другими монастырями ушла под воду Горьковского водохранилища церковь преподобного Макария. Вода подошла под самые храмы Рождества Пресвятой Богородицы и Сошествия Святого Духа на апостолов и так подмыла берег, что в 70-х годах оба храма нависли над обрывом, высотой около 20 метров. Алтарь и правый придел Свято-Духова храма обрушились в воду, но остальная часть здания удержалась.

«Приход в Завражье открылся в 96-м году, – дальше рассказывает батюшка. – Сейчас мы служим в Свято-Духовом храме в уцелевшем приделе апостола Иоанна Богослова. До меня сменились двое священников, потом ещё два года храм был приписным, можно сказать, стоял без священнослужителя. Сейчас требуется очень большая работа и по восстановлению храмов, и по воцерковлению сельчан».

23 мая завражский храм обворовали. Неизвестные похитили четыре иконы. Батюшку расстроила даже не пропажа, а сам факт этого бессовестного поступка, когда люди залезли в бедный сельский храм, который фактически находится в руинах. Приход бедствует, нет ни одного колокола, нет даже подсвечников, нет и средств, чтобы их приобрести. Но храм в последнее время стал известен из-за одного чуда. На Крещение на больших настенных фресках апостолов появились изображения зажжённых свечей, которые «горели» до Сретения. Эта новость разлетелась по всей России.

Для возрождения духовной жизни на селе организуется духовно-просветительский центр. Большую помощь в духовной работе оказывает Завражью Успенский приход из Москвы. Москвичка Ольга Шаповалова с этого года ведёт при храме воскресную школу для детей. На праздник 9 мая из Москвы в Завражье приехали 29 человек из молодёжного клуба Петра и Февронии. Они устроили уборку прихрамовой территории: вывезли 12 тракторов мусора, а также помогли батюшке провести несколько праздничных служб – пели на клиросе – и организовали праздничный концерт духовной музыки для сельчан.

Евгений СУВОРОВ

Для желающих оказать помощь в восстановлении завражских храмов сообщаем адрес прихода:

157995, Костромская обл., Кадыйский р-н, с.Завражье, Богородицерождественский приход. Отцу Алексею Вавилкину. Тел. 89060965117.



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга