ХРОНОГРАФ

«ПО ФОРМЕ ПРАВОСЛАВНОЕ...»

На днях обнаружил, насколько сложившиеся представления могут отличаться от реального положения дел. Фонд общественного мнения провёл исследование, какой из конфессий украинцы отдают предпочтение. Греко-католикам – семь процентов, автокефалистам – два процента, хотя вожди этого раскола говорят о семи миллионах пасомых только на Западной Украине. Выходит, приписали себе лишний нолик. Тут бы и порадоваться, но сокрушительны, ужасающи цифры, показывающие размах движения, во главе которого стоит лжепатриарх Филарет. Я даже представления не имел, что дела столь плохи. На Западной Украине к Киевскому Патриархату относят себя 34 процента жителей, чуть меньше – к греко-католикам. К Московскому Патриархату – 20 процентов.

В Центральной Украине, включающей в себя Киев, положение дел ещё хуже. Филаретовцы составляют там 43 процента населения, православных 18 процентов – меньше, чем в западных областях, на которые мы так часто грешим.

Но даже там, где Украинская Церковь (МП) доминирует – на Востоке и на Юге страны, её преимущество сравнительно невелико. На Юге к нашей Церкви относят себя 36 процентов жителей, к филаретовцам – 31 процент. На Востоке, то есть в русских фактически областях, это соотношение выглядит как 37:21, здесь же самый большой процент атеистов – 14 процентов. Для сравнения: на Западной Украине неверующим назвал себя лишь каждый сотый.

В целом по стране за Филаретом стоит 33 процента жителей, к Московской Патриархии относят себя 27 процентов граждан. Эти данные точны, здесь не стоит себя обманывать. ФОМ – российская организация, и не единственная, проводившая подобные опросы. Другое дело, что речь идёт о жителях вообще, в массе своей «захожанах». Поясним, Православная Церковь насчитывает на Украине 10-12 тысяч приходов, у филаретовцев их примерно втрое меньше. Это говорит о том, что абсолютное большинство священников и активных прихожан сохранили верность Матери-Церкви, не пошли за расстригой. Среди них была родная мать Филарета, которая прокляла его, запретив сыну в завещании отпевать её и посещать могилу. Но, увы, слишком многие оказались обмануты. Что же происходит с Украиной, чем вызвана столь широкая поддержка раскольников, которых не признаёт ни одна из православных Церквей?

Прокомментировать данные ФОМа я попросил двоих священников, знакомых с положением дел не с чужих слов.

Отец Михаил Левковец (Сыктывкар):

«Паломничая, я общался с простыми людьми, крещёными, но невоцерковлёнными. Обывателям на Украине совершенно безразлично, в какие храмы ходить, наши или филаретовские. Главное, чтобы покрестили, отпели... Люди полагают, что идут какие-то внутренние дрязги внутри Церкви, в которые не стоит вдаваться. Впрочем, даже они сознают, что настоящая Украинская Церковь в нравственном отношении стоит выше раскольников. Но на действенность обрядов, по их мнению, это не влияет. Родственники моей матушки живут в деревне в Хмельницкой области, там дворов четыреста, но стоят два храма. Православный – он поскромнее, переделан из молитвенного дома, а у раскольников церковь – как игрушечка. Говорят, была построена на деньги, предназначенные православным, но с помощью местных властей раскольникам удалось их присвоить. Администрация полностью на стороне врагов Церкви, возможно не по доброй воле: указания идут с самого верху. Идёт пропаганда, народ оболванивается. Но деревня всё-таки склоняется к православным, слишком негодных священников присылают раскольники, они постоянно меняются».

Отец Алексий Дендак (Архангельск):

«Что тут скажешь? Восточная Украина стоит за Московскую Патриархию. А на Западной часто можно услышать: “Нам всё равно, в какие храмы ходить, Бог один”. Сколько ни объясняй, отказываются понимать, особенно если в селе только одна церковь, принадлежащая раскольникам. Я бы не судил людей строго, филаретовцы много храмов захватили залпом, штурмом, при поддержке властей. Народу трудно понять, что такое церковные каноны, главное, чтобы богослужение было – как раньше, как всегда – по форме православное. Остальное выше понимания».

Действительно, трудно винить простых крестьян в том, что они не смогли разобраться с Филаретом. Он ведь не в один день стал тем человеком, которого наша Церковь предала анафеме. Все собратья – епископы Русской Церкви – знали, что он ведёт безнравственную жизнь, энергично сотрудничает с КГБ и многое другое. Но делать из этого какие-то выводы не хотели. Поэтому нужно ясно понимать, что Филаретовский раскол вырос из каких-то принципиальных, нераскаянных недостатков всей нашей поместной Церкви. Сколько раз приходилось слышать: «Раз не еретик, остальное неважно». Треть украинцев эти слова повторяет буквально: «Раз не еретик...» На то можно возразить, что он раскольник, но здесь у нас также нет никакой определённости. Раскольничьими в своё время считались: Русская, Болгарская, Сербская, Элладская, Румынская, Грузинская Церкви. Такова практика.

Что на самом деле удержало миллионы украинцев от того, чтобы пойти за лжепатриархом? Ответ простой – совесть. Лишь она способна отличать ложь от истины, только благодаря ей мы слышим Бога. Но как редко мы вспоминаем об этом, прежде чем гром не грянет, да и в этом случае не всегда. Формально канонические обоснования злодейства Филарета для большинства украинцев ничего не значат, да и не могут значить. Мы все давно и основательно запутались в нарушении канонов, но это дискредитирует не сами каноны, а правила пользования ими. К сожалению, я не могу припомнить ни одного случая, чтобы эта тема всерьёз обсуждалась у нас в Церкви. В результате на борьбу с врагами православия мы выходим слабо вооружённые. Ровно треть украинцев последовала за Филаретом. Это соответствует той части ангелов, которая пала вместе с Люцифером. Но несчастные филаретовцы не ангелы и не бесы. Они люди, которым так и не было внятно сказано, чем ложь отлична от правды, или, как выразился относительно ситуации на Украине о.Андрей Кураев, «нет открытой церковно-богословской полемики, которая позволяла бы видеть личности за одинаковыми рясами». Правда, ему же принадлежат слова, что украинского народа вообще не существует... Что на это скажешь? Нам нужно учиться говорить не только с единомышленниками. Уже не территориально, а духовно мы утрачиваем истоки Русской земли, сколько утешений ни придумывай.

Владимир ГРИГОРЯН

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга