МАСТЕРСКАЯ

ТЕАТР – ДЕЛО НЕПРИВЫЧНОЕ

В театрах России начался новый сезон. Приступают к работе и труппы православных театров, как ни непривычно ещё звучит само это словосочетание. Сегодня в Санкт-Петербурге действуют два постоянных репертуарных православных театра, не считая множества любительских объединений на приходах. Ежегодно организуется несколько музыкальных фестивалей. И это ещё далеко не всё. Наш корреспондент встретился с художественным руководителем Святодуховского просветительского центра Александро-Невской лавры, поэтом и режиссёром Андреем Грунтовским.

– Наш Театр народной драмы в Святодуховском центре работает уже четвёртый сезон. В репертуаре пять постановок. Нынешний сезон открываем спектаклем «Грусть и святость. Поэтическое жизнеописание Николая Михайловича Рубцова». О чём этот спектакль, ясно из названия. До того как мы откроем сезон в Санкт-Петербурге, планируем свозить спектакль в Вологду, на родину поэта, где пройдут дни его памяти.

– А остальные постановки?

– Есть ещё спектакль о Пушкине «Чудный сон мне Бог послал». В названии – строка из последнего стихотворения поэта, которое неизвестно широкому читателю, потому что практически не публиковалось, – только редкие филологи узнают пушкинскую строку. Есть постановка по произведениям писателя, больше известного как сказочника, Бориса Викторовича Шергина. Мало кто знает, что он писал духовную прозу. Далее, в нашем репертуаре постановки о Владимире Высоцком, сейчас я надеюсь, Божьей милостью, сделать спектакль о Шукшине. Как почти все шестидесятники, он тоже человек трагичной судьбы, невоцерковлённый, но своим творчеством много сделавший для России.

– Иными словами, театр ваш посвящён целиком русской литературе и в основном жизнеописаниям…

– Сам я прежде всего литератор. Так случилось, что пришлось стать драматургом и режиссёром. Внимание к судьбам русских литераторов вполне объяснимо. А вот жанр жизнеописания… Вы же знаете, в христианской духовной литературе есть жанр жития, посвящённый жизненному пути святого человека. Но и судьба человека, простого, грешного, тоже может быть поучительна.

– Чем может быть интересно для православных жизнеописание человека, оставившего заметный след в культуре, но грешного, слабого?

– Все мы совершаем поступки, либо осуществляя Божий промысл о себе, либо бросая вызов Творцу, греша. В ответ на свои поступки получаем что-то Свыше, и так складывается судьба. Мы можем показать, что всё происходящее с человеком в этой жизни – не случайно. Исследуя судьбы, мы находим доказательства бытия Божия. Это показать на сцене сложно, и тут Станиславский не помогает.

– Вы против системы Станиславского?

– Я очень уважаю эту систему. Русская психологическая драма – это громадный вклад в мировую культуру. И другой наш санкт-петербургский театр при храме иконы «Неупиваемая Чаша» на Цветочной, 16 работает именно по этой системе. Его руководитель Владимир Уваров (интервью с ним «Вера» публиковала в прошлом году) считает, что традиционный театр можно продолжать, надо только быть верующим человеком. Такая точка зрения вполне понятна. Они там трудятся под окормлением батюшки Иоанна Миронова, у них хороший зал, оборудованный. Мы в Александро-Невской лавре работаем в другом ключе, в традициях русского фольклорного сказительского театра. Кроме того, наш концертный зал не приспособлен для классических театральных постановок. Здесь проходят фестивали, встречи, епархиальные заседания. С декорациями на такой сцене особенно не развернёшься, да и труппа у нас небольшая. Кстати, начинали мы рождественским вертепом. Но, на наш взгляд, не надо бояться и современной тематики, используя традиционные формы.

– А кто ваши зрители?

– Аншлагов пока на спектаклях наших нет. Иное дело, если здесь, в Лавре, например, проходит концерт певца Олега Погудина. А вот театр – дело непривычное. Прихожане наших санкт-петербургских храмов в большинстве своём не любят и пока не понимают театр. Завзятые театралы тоже в основном обходят нас. Сюда приходят люди, тянущиеся к культуре, но отвергающие современные коммерческие её формы. Сейчас время, когда стала более или менее подыматься православная авторская песня, скоро будет фестиваль, сейчас и на дисках можно многое купить. Но и это «не для всех». Бабушки церковные этого не принимают.

– Значит, ориентироваться нужно на молодёжь.

– Да, руки не надо опускать, надо работать. Если мы откажемся от создания каких-то форм христианской культуры, мол, у нас Третий Рим, нам надо будет только молиться, эту нишу займут баптисты, адвентисты – на постановку спектаклей у них финансов достаточно. Не случится ли так, что молодёжь будет смотреть постановки, чуждые по духу православию? А свой зритель у христианского театра есть. Когда мы играем на светской сцене, я чувствую реакцию зала: люди воспринимают сначала настороженно (им непонятно, почему мы именно так играем), но с середины спектакля и невоцерковлённые театралы начинают интересоваться действом... А потом провожают за кулисы…

– Признание какое-нибудь вы уже заработали?

– До признания далеко, есть только интерес. Обычно театральная богема нас никак не воспринимает. Русский театр, да ещё и православный, – сочетание этих слов для театральной критики точно красная тряпка быку. Однако вот недавно мы участвовали в Международном театральном фестивале в Молодёжном театре на Фонтанке. Хоть репертуар этого театра вполне светский, но его руководитель Владимир Спиваков, как человек творческий, открытый, пригласил нас. Такие контакты привносят миссионерский оттенок в нашу работу.

Состоявшийся в прошлом году театральный фестиваль – совсем новое начинание, возникшее по благословению митрополита Владимира. Кстати, владыка благословил не только фестиваль, но и создание православного театрального общества. Кроме спектаклей профессиональных театров, которые в той или иной степени хотят говорить о православном христианстве, была на фестивале и программа любительская. Это тоже важно. На приходах развивается такая форма культурной жизни – поставить вертеп, допустим, к Рождеству. А кто-то созрел и делает драматические постановки. Поставили, сыграли – и далее все занимаются своими делами. Для любительских и вузовских театров было отдельное жюри. Мы, конечно, заинтересованы, чтобы в перспективе создать православный профессиональный репертуарный театр. Это сейчас проблема. Вообще во всём мире, а теперь и в России, рыночный подход к искусству приводит к вымиранию репертуарного театра. В условиях рынка, без помощи государства, невыгодно, разорительно содержать репертуарный театр. Всё держится на энтузиазме отдельных личностей.

– Что бы вы сказали тем православным христианам, которых интересует искусство?

– Приходите к нам в Святодуховский центр Лавры. Приходите зрителями, авторами, участниками проектов. Мы всем будем рады. И из других городов обращайтесь ко мне или к нашему директору Елене Петровне Ларионовой. Мы провели уже не один фестиваль. Например, авторской песни, фестиваль поэзии Рубцова на Крещение, фольклорный фестиваль на Рождество, «Невские купола» на Пасху. Здесь хороший шанс малоизвестному художнику – и выставки тоже проходят постоянно – показать себя, ведь помещения предоставляются часто на благотворительной основе. Приходите, чем можем, поможем.

Беседовала Марина БАЛУЕВА

Телефон Святодуховского центра (812)5114881.



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга