ПО СЕВЕРУ

Битва с бесом на гербе

Накануне дня Архангела Михаила, с 17 по 20 ноября, в каждом районе Архангельска будет проводиться сбор подписей под обращением к горсовету с просьбой рассмотреть вопрос об изменении городского герба (на рис. справа). Надо сказать, что герб этот существует почти триста лет, но, похоже, терпение архангелогородцев подходит к концу. Архангельские священнослужители и представители православной общественности города считают, что оставлять герб в таком виде недопустимо. Враг рода человеческого должен быть либо полностью убран с герба, либо действительно изображён «ниспровергнутым и побеждённым». Облик предводителя Небесных Сил бесплотных святого Архистратига Михаила должен соответствовать православной, а не католической традиции, так как героическая история Архангельского края неотделима от истории России и Русской Православной Церкви...

Дело в том, что существующий герб появился при Петре I с лёгкой руки итальянского геральдиста Франциска Санти. Он изобразил Святого Архистратига в виде крылатого античного воина, кружащего над огромным чёрным дьяволом. Подобное натуралистическое изображение встречается на гербах Брюсселя (Бельгия) и Суффленгейма (Франция) и вполне соответствует католической традиции, но не православной. Да и то на гербе Брюсселя видно (на рис. слева), что Архистратиг повергает беса, а на рисунке Санти тот не выглядит поверженным. Наоборот, схватка продолжается, и её исход далеко не ясен. Символика герба также нарушена: добро ещё не сокрушило зло, русское воинство не победило неприятеля.

В православной иконописи Архангел Михаил изображается с нимбом в длинном красном плаще, с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах он может изображаться попирающим ногами дьявола, с победной зелёной финиковой ветвью в левой руке и в правой – с копьём с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом), либо с пламенным мечом и щитом в руках.

В 1989 году у депутатов архангельского горсовета была возможность исправить ситуацию, но народные избранники, «не мудрствуя лукаво», вернули городу герб Ф.Санти. Изображение, правда, несколько подредактировали, и в результате дьявол обрёл ещё больше силы и реалистичности. С тех пор, по меткому выражению некоторых политиков, «Архангельск непрестанно лихорадит». Обращение общественности в горсовет будет подано 21 ноября, в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

«Православие на Северной земле»/«Вера»
На фото: герб Архангельска; герб Брюсселя.

Губернатор выступила против абортов

Тема абортов в последние годы не раз поднималась в Госдуме отдельными депутатами, но ограничительные законы так и не были приняты. Между тем этой проблемой озаботились наконец-то местные власти. На днях губернатор Петербурга Валентина Матвиенко выразила обеспокоенность количеством совершаемых в городе абортов и призвала к его снижению, в том числе при помощи Церкви.

«Я рада, что количество абортов сокращается (в прошлом году в Петербурге было зарегистрировано 28 тысяч абортов, что на две тысячи больше, чем в нынешнем), но уровень ещё пока высок, – сказала губернатор на заседании правительства города. – Надо, чтобы медицинские работники правильно сыграли свою роль в деле устрашения несчастных женщин: врачи могут убедить молодую мамочку, что последствия аборта будут очень плачевны... Давайте с Патриархией и конфессиями будем работать. Это моральный аспект, где Церковь может сыграть роль в профилактике».

Православные в Петербурге давно уже этим занимаются (см. Дорога к дому, «Вера», № 572). И пока, как сообщил секретарь епархии игумен Мстислав (Дячина), «в епархию официально никто из правительства города не обращался».

Интерфакс/«Вера»

Стефанов саккос прибыл в Сыктывкар

Впервые в истории Республики Коми сюда привезли саккос (архиерейское облачение) святителя Стефана Пермского, который хранится в Сольвычегодском музее. Подлинность его в середине прошлого века была поставлена под сомнение, специалисты провели анализ и выяснили, что он изготовлен примерно в 1665 году в строгановской мастерской Анны Ивановны Злобиной. Но, как рассказывает директор Национального музея Республики Коми Ирина Котылева, где тепер будет выставлена святыня до 19 марта, саккос всё равно представляет собой большую историческую ценность – как памятник почитания просветителя народа коми.

– Скорее всего, мастера Строганова имели представление о настоящем саккосе святителя, – считает Ирина Николаевна. – Ведь в начале XVII века гробницу святителя Стефана вскрывали, чтобы упрятать от разорения поляками, и могли видеть, во что Стефан облачён. Также могли сохраниться предания. Да и по всему видно, что это необычное произведение строгановской золотошвейной мастерской, что оно делалось по древнему эскизу.

Действительно, золотого узорочья на этом архиерейском облачении нет. Он сшит из простой холстины и расписан обычной краской. Именно такой саккос в «полевых условиях» и мог сделать себе епископ Стефан, обладавший даром иконописца. На облачении изображено множество сцен, самая крупная по размерам композиция – Воскресение Христово. Как утверждают искусствоведы, художественная концепция саккоса, как и техника его исполнения, не имеет аналогов в древнерусском искусстве.

Прибытие святыни в Коми было приурочено ко Дню народного единства. Какое отношение этот новый праздник имеет к святителю, а какие открытия, связанные с именем Стефана, появились в последнее время, Ирина Котылева рассказала в интервью, которое появится в следующем номере «Веры».

М.СИЗОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга