ПО СЕВЕРУ

Репетиция большого юбилея

Утром 27 марта (14 по ст. стилю) соборное посольство с многолюдным крестным ходом и чудотворной Феодоровской иконой прибыло в Ипатьевскую обитель. Долго послы убеждали Михаила Феодоровича и инокиню Марфу принять решение Земского Собора и вступить на царствование. Лишь грозные слова возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита «не гневить Господа» возымели силу… Это событие 1613 года было представлено 27 марта на костюмированном театрализованном представлении «Исторический день» у стен Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря (на фото). В действе, перед началом которого выступили костромской губернатор И. Слюняев и владыка Александр, приняли участие как профессиональные актёры из драмтеатра и филармонии, так и учащиеся Духовной семинарии и архиерейский хор.

Мероприятие это было приурочено к празднику главной костромской святыни – Феодоровской иконы Божией Матери. В эти же дни в Костроме прошли Вторые Романовские чтения на тему «Центр и провинция в системе российской государственности», посвящённые предстоящему 400-летию воцарения династии Романовых. «Изучение итогов и уроков этой великой эпохи позволяет нам понять, какие идеалы и традиции на протяжении столетий являлись духовными истоками “единства духа в союзе мира” (Еф. 4, 3) для нашего народа, утрата каких ценностных ориентиров привела Россию к государственным потрясениям ХХ столетия», – отметил в своём приветствии участникам чтений Патриарх Кирилл. Организаторами чтений выступили администрация области, епархия, Костромской госуниверситет, Фонд российской государственности и 400-летия династии Романовых и Костромское церковно-историческое общество. Первые чтения состоялись в мае прошлого года.

В этот же день, 27 марта, в Ипатьевском монастыре был заключён договор о сотрудничестве между администрацией Костромской области и епархией. Предыдущие подобные соглашения были подписаны в 1996, 1997, 2001 и 2006 годах.

Традиции вятского образования

Преподаватель православной гимназии Кирова (Вятки) Наталья Алексеевна Корчёмкина признана лучшим классным руководителем города. Она стала победительницей конкурса, в котором участвовали все школы областной столицы.

Это не первое признание таланта Натальи Алексеевны. Несколько лет назад она стала лауреатом премии Аполлинарии Николаевны Тепляшиной – легендарного вятского педагога, воспитавшего многих известных в стране людей. Среди них писатель Альберт Лиханов, учредитель премии, воздавший таким образом дань памяти любимой учительнице. В своё время Аполлинария Николаевна закончила Вятскую Мариинскую женскую гимназию, во многом заложившую в городе те основы и традиции педагогики, которые существуют по сей день.

В последние годы столь же сильные позиции завоёвываются здесь в области изучения русского языка. Это произошло благодаря православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского. Недавно гимназия была признана опорным учебным заведением Кирова, где опыт изучения русского языка передаётся учителям других школ города. Воспитание через научение правильному русскому языку по-особенному влияет на детей, развивая богатство мышления и нравственное восприятие окружающего мира.

Труды Натальи Алексеевны Корчёмкиной стали важной составляющей этого дела. Вот один эпизод, помогающий понять методы её преподавания. Вятское издательство «Буквица» на базе класса Натальи Алексеевны осуществляет проект, посвящённый одному из лучших русских православных писателей – Василию Акимовичу Никифорову-Волгину. Он был расстрелян в Вятке большевиками, а сейчас имя писателя возвращается стране. Уже выпущено несколько его книг с иллюстрациями младших учеников православной гимназии. Здесь молитвенно вспоминают его, ставят по произведениям Никифорова-Волгина спектакли. Живая связь с русским прошлым – это, быть может, то главное, что помогает Вятской православной гимназии делать процесс образования живым, а его результаты –востребованными.

В.  ГРИГОРЯН

Детские службы в пещерном храме

Божественные литургии для детей начали совершаться в Казанском соборе Санкт-Петербурга, точнее сказать – в его Пещерном храме во имя священномученика Гермогена. Особенность этого богослужения в том, что, кроме священника и диакона, в нём участвуют в основном учащиеся воскресной школы. Хористы от 5 до 15 лет вместе с руководителем составляют репертуар и исполняют его на протяжении всей литургии. Мальчики старшего возраста привлекаются к службе в алтаре. Впрочем, привести своих детей на службу могут все желающие.

Постройка этого храма была задумана в 1917 году в подвальном помещении, расположенном под главным алтарём Казанского собора. Спустя год работы были завершены. Патриарх Тихон передал в храм ковчег с мощами священномученика Патриарха Гермогена. Морозной зимой в соборе стоял невыносимый холод и службы проходили исключительно в подземном храме.

В 1922 году Казанский собор, а вместе с ним и церковь Священномученика Гермогена были закрыты. Впоследствии в подземном храме располагалась канцелярия Музея истории религии и атеизма. Только два года назад храм снова открылся и был освящён настоятелем Казанского собора протоиереем Павлом Красноцветовым.

Сейчас уже трудно выяснить, кому первому в нашей Церкви пришла в голову эта мысль – проводить «детские литургии». Подобные службы время от времени проходят в православных храмах Екатеринбурга, Карелии и даже столицы Австрии – Вены. Конечно, среди сверстников детям молиться легче, и можно надеяться, что этот опыт будет распространяться. Следует, однако, заметить, что в наиболее сложной ситуации находятся те дети, которые в силу разных причин не могут посещать воскресную школу.

Православие.ру/«Вера»

 

.

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга