ОБЗОР ЦЕННЫЕ СОВЕТЫ Здравствуйте, дорогие наши читатели, подписчики, все те, кто прислал отклики на опубликованную в четвёртом выпуске анкету «Как развиваться газете?» Приспело время сделать первый, пусть пока поверхностный, анализ ваших мнений. Две ночи сидел, разбирая несколько сотен откликов отовсюду: с Кубани, Приморского края, Новосибирска, Центральной России и, конечно, с Севера, – читал сопроводительные письма. То расчувствуюсь, переживая чью-то историю, то задумаюсь или выписки сделаю, чтобы потом озвучить на редакционной летучке. Сразу скажу, что некоторые ваши пожелания мы уже начали исполнять. Вот читательница из Ставропольского края Светлана Александровна Караваева пишет: «Хотелось бы больше читать о возрождении русской деревни… где не на словах рассуждают, а дело делают. И с обменом опыта. Провели какой-нибудь праздник в деревне – расскажите в газете…» В предыдущем номере газеты как раз этой теме был посвящён материал «Святыни Красноборья». «Я с интересом читаю статьи-воспоминания ветеранов о Божией помощи на войне, – пишет наш многолетний подписчик из Санкт-Петербурга Ю. И. Темкин. – Тем более что ветеранов остаётся всё меньше, и скоро рассказывать будет уже некому». Рассказы о былом не только профессионально, но и по-человечески интересны нам. Одна беда – действительно непросто найти сегодня «говорящих» ветеранов. Судя по анкете, многие за то, чтобы больше было материалов на богословские темы, размышлений над Евангелием. «Побольше святоотеческих наставлений, – пишет раба Божия Татьяна из Псковской области, – ведь в глубинке нет возможности почитать «Добротолюбие». Примем на заметку, хотя тут есть проблема: не всегда богословские тексты удобочитаемы, чтоб то же Добротолюбие «разгрызть» – постараться надо, ведь оно и рассчитано-то больше на опытных подвижников. Сами богословствовать не решаемся. Может быть, нам следует привлекать опытных, с «лёгким пером» священников? – будем искать таких. Почти единогласное мнение: информаций в газете достаточно. Конечно, как журналисты мы понимаем, что на самом деле в сравнении с другими газетами их весьма немного. Но очевидно и другое – у «Веры» особая читательская аудитория, привыкшая к вдумчивому чтению, а чистая информация для этого редко даёт пищу. С другой стороны, многие из вас предлагают больше писать о главных событиях в жизни Церкви. Как это сделать? Хотели помещать в газете что-то вроде телетайпной ленты с перечислением основных событий в жизни Церкви, но теперь вот задумались… Поддерживая нас, рассказываете вы и о своих любимых рубриках. «Хочу поблагодарить газету за “Цветник духовный”, – пишет Н. В. Симпелева из Коми Республики. – Эти притчи мне так нравятся, что я вырезала их за несколько лет и приклеила в общую тетрадь. Теперь могу носить тетрадь с собой и показывать, читать эти “алмазики” друзьям-подругам». «Спаси Бог и дай здоровья Елене Григорян с её “Колокольчиком”, – шлёт пожелание наш подписчик – ему восьмой десяток – Иван Агафонович Гусев из Архангельской области, – очень мне и моей внучке Ирише нравятся её публикации». Он же пишет: «Сейчас кризис, так и по матушке России главные события не забывать». Это мнение можно назвать «особым», потому что читатели постарше, как правило, призывают нас сосредоточиться на жизни Церкви, меньше писать об общественно-политической жизни в стране. Среднее поколение наоборот – призывает больше рассматривать с православной точки зрения события общественной жизни. «В разговорах о кризисе чувствуется какая-то истерия, – да, подзажирели мы, надо попоститься», – пишет читательница из деревни, из письма которой не сделаешь вывода, что живёт она богато. Но это, пожалуй, общее мнение. Привыкли мы рассчитывать только на себя… Один из вопросов был о новом оформлении газеты. Мы и раньше время от времени, по праздникам, печатали «Веру» в цвете. И в прошлом году решили делать «Веру» постоянно на скрепке и в два цвета – а тут, бац! – кризис. И всё же мы не стали отказываться от идеи – приятно, что большинство читателей одобрило этот шаг. Правда, раб Божий Роман из мест заключения (Пермская обл.) опасается: «Это всё хорошо, приятно, но лучше обойтись, потому что скорее всего поднимется и цена, а это, возможно, для кого-то окажется не по силам». Нет, для перехода на цвет мы изыскали свои возможности. Главный «вклад» в это – почтовиков. Доставка газеты стоит уже больше, чем сама газета... О многом ещё есть что сказать, но объём публикации ограничен. Так что в следующий раз. Пишите нам, присылайте анкеты – ваши пожелания будут обязательно учтены. Искренне ваш – Игорь Иванов, главный редактор |