ВЕРТОГРАД

ЕСТЬ ЛИ У ТЕРРОРИСТОВ РОДИНА?

Или же, как принято говорить в пропагандистских «политкорректных» речах, «у террористов нет ни национальности, ни веры»?

Основные террористические организации, которые на слуху благодаря СМИ, – это ирландская ИРА, баскская ЭТА, «Хамас» и «Исламский джихад», «Тигры освобождения Тамила», Рабочая партия Курдистана, т.н. чеченский терроризм, ну и, разумеется, полувиртуальная «Аль-Кайеда».

Бросается в глаза, что большинство известных нам террористических организаций не просто позиционируют себя как этнорелигиозные, а выставляют себя в качестве флагманов той или иной этнической или религиозной идеи.

Однако все ли народы имеют «своих» террористов? Пожалуй, первое условие произрастания в недрах того или иного народа терроризма есть то, что назвал директор Института этнологии и антропологии РАН В. Тишков «комплексом страха и боли».

Боль эта связана с каким-то историческим событием («депортация», «лишение прав», «геноцид» и т.п.). Страх же вызывается тем, что тот, кто причинил эту боль, остаётся «безнаказанным». А самый примитивный способ бороться со страхом – это, как известно, сделаться страшным самому.

Однако все ли народы, которые столкнулись в своей истории с этими самыми страхом и болью, позволили произрасти в своих рядах террористам? Калмыки, например, тоже поголовно были депортированы, как и чеченцы. Но такого понятия, как калмыцкий терроризм, мы не знаем.

Значит, фактора «унижения» всё же недостаточно. Давайте, может, тогда обратимся за помощью к географии?

Западные специалисты по этническим проблемам и конфликтам в своих исследованиях отмечают, что почти везде в роли повстанцев выступали крестьянские сообщества зон лесных джунглей, пустынь или высокогорья. Это те территории, где слабо развита земледельческая культура. Вернее, нет для этого надлежащих условий.

Вообще, конфликт скотоводов и земледельцев – это известная тема. Богослов Андрей Кураев в статье «Как бороться с терроризмом без спецназа» пишет: «Через всю историю человечества проходит этот конфликт... В аккадском языке (на нём говорили в древнем Шумере) “ад” обозначается словом “кур”, которое буквально означает “горы”. В большинстве мифологий преисподняя связывается с подземным миром, но у шумеров – с горами. Похоже, горцы “достали” шумеров всерьёз. Горы, нависавшие над Междуречьем (в том числе и Кавказ), являли шумерам лик смерти. У нас в университетах говорят, что древнейшая цивилизация возникла именно в Междуречье потому, что земледелие в этом регионе (где необходимы систематические и обширные ирригационные работы) требовало хорошей организации труда».

Однако рядом с чеченцами, например, живут осетины. Природные условия у этих двух народов мало чем отличаются друг от друга. Но такого понятия, как осетинский терроризм, мы тоже пока не знаем.

Как на Кавказе оказались чеченцы и как – осетины? По мнению ряда исследователей, чеченцы – традиционно горный народ, который пришёл на Кавказ из горных районов северной Месопотамии, из того самого печально известного шумерам «кура». Кстати, оттуда же многие этнологи выводят и басков, и киммерийцев – прародичей кельтов, в частности ирландцев.

У тех народов, которые традиционно привыкли жить в малопригодной для земледелия местности, развивается общественный строй, которые многие исследователи склонны определять как военная демократия.

Вот что пишет, например, выдающийся российский этнолог Арутюнов о т.н. традиционной вайнахской военной демократии: “В отличие от других кавказских наций, в Чечне никогда не было феодализма. Традиционно она управлялась советом старейшин на основе консенсуса, но подобно всем другим военным демократиям (как, например, ирокезы в Америке или зулу в Южной Африке) чеченцы сохраняют институт военного вождя. «В мирное время они не признают верховной власти и могут распадаться на сотню враждующих кланов. Однако в период опасности враждующие кланы объединяются и избирают военного лидера. Когда идёт война, этому лидеру подчиняются все».

Напротив, осетины не являются традиционно горным народом. По мнению историков, это остатки аланских племён, традиционно обитавших в степных регионах Причерноморья и Прикаспия, укрывшихся во время нашествия гуннов в 4-5 вв н.э. Поэтому у них ещё сохранилась ментальность земледельцев, выраженная в концентрированном виде библейской формулой: «Не нарушай межи ближнего своего».

Разумеется, не следует впадать в крайность, ставя клеймо на том или ином народе, как «народе-террористе». Пример с венграми может служить тому подтверждением. Будучи чуть ли не главными «террористами» Европы почти весь десятый век, венгры стали вполне цивилизованной нацией после поражения от германцев на речке Лех и – что, пожалуй, самое главное, – оседания на территории Паннонии, вполне пригодной для земледелия.

Для чего нам важно знать именно этнические аспекты терроризма?

Сегодня одним из самых важных в геополитике является Черноморский регион. Здесь сталкиваются интересы по меньшей мере трёх цивилизаций: западно-христианской, восточно-христианской и мусульманской. Живя в эпоху раздувания в СМИ такого «пугала», как «терроризм», было бы наивно полагать, что никто из вышеперечисленных сил этим не воспользуется сполна.

Поэтому те народы, у которых в «биографии» имеются серьёзные факты, которые сейчас можно трактовать как терроризм, должны быть особенно ответственны. Китайцы говорят: «В целое яйцо муха не залетит». Вряд ли кому-то придёт в голову «помещать» базы террористов, скажем, на Полтавщине. А вот сообщения о том, что в Крымских горах находятся базы чеченских террористов (а Россия, как известно, после Беслана заявила, что будет наносить удары везде, даже за пределами своей страны, где есть базы террористов) или что в Крыму действует крымско-татарская ветвь «Аль-Кайеды», приобретают уже совсем иной вес.

Здесь веское слово должна сказать интеллектуальная часть этих народов. И работа над «позитивным имиджем» – это, в первую очередь, решительное отмежевание от тех своих собратьев, которые нападают на школы и больницы, а может, даже и поимка таковых своими силами. Вот тогда действительно будет видно, что этот народ не только хочет, но и умеет жить в цивилизованном обществе.

В противном же случае в эпоху глобализации такой народ просто-таки обречён быть орудием или даже игрушкой в больших геополитических играх.

В. БИЛАН, кандидат исторических наук
Православие.ру (в сокращ.)

 

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга