ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ

ЗАПИСКИ ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

А в качестве эмблемы миряне выбрали Валаамову ослицу…

В позапрошлом году мы печатали заметки старосты одного из приходов Новосибирска (Записки до востребования, «Вера», №№ 549–550). Эти короткие притчи не только о светлой стороне православной жизни, но также и о недостатках. Автор считает, что о них надо говорить открыто и во всеуслышание, чтобы не стали они привычной нашей повседневностью. За прошедшее время накопился новый «ворох» заметок.

Священник упрекает мирян, смеющих критиковать священство: «Судить священников нечестно! Они и их жизнь на виду, а ваша – в шкафу». Так-то оно так, но плохо, когда люди живут на виду, а ведут себя как в шкафу.

* * *

Долго не мог понять, почему одних священников уважают, а других любят (о тех, кого не уважают и не любят, – разговор особый). На днях пришёл к выводу, что любят тех, которые не только говорят о заповедях, но и сами по этим заповедям живут.

* * *

В радионовостях сообщили о том, как российские иудеи готовятся к празднику Хануки, а российские мусульмане отправляются в хадж, вот только о том, что сегодня двунадесятый православный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, сообщить не удосужились.

* * *

На радио пригласили врача-гинеколога. Разговор зашёл об абортах. Врач, подробно рассказывая о печальных последствиях криминальных абортов, приглашал всех в государственный абортарий – «здесь вам сделают всё чистенько и аккуратно». Огромный поток телефонных звонков свидетельствовал о том, что передача вызвала у слушающих большой интерес. Звонившие в основном спрашивали, как избавиться от того или иного негативного последствия аборта, какие клиники лучшие и т.п. Вопрос, является ли убийство собственного ребёнка аморальным поступком, не задал никто.

* * *

«Сегодня я вас накажу, – говорит клиросу настоятель, – будем и акафист читать». Странно слышать, что чтение акафиста – это наказание.

* * *

Знакомая верующая женщина хвалится фотографиями своей красавицы-дочки. На фото запечатлены развалившиеся на диване парни, у которых на коленях сидят хохочущие девицы. Одна из девиц – дочка знакомой. На днях вновь встретил свою знакомую, которая катила коляску с внуком. Красавица-дочка родила сына, кто папа – неизвестно.

* * *

Помню, как лет пятнадцать назад меня впервые ввели в алтарь одного из храмов на праздничное соборное богослужение. Увиденное ошеломило. По алтарю взад-вперёд носились иподьяконы. Батюшки, стоящие вокруг престола, обсуждали какие-то проблемы, отвлекаясь от беседы лишь для того, чтобы сделать положенные по службе возгласы, после чего, пересмеиваясь, оценивали голосовые потуги своих коллег. Лихорадочно выискивал глазами хотя бы одного человека, который бы по-настоящему молился, и такового не находил. Прошло пятнадцать лет, а вспомнить до сих пор страшно.

* * *

Знакомые из светской газеты решили открыть православную страничку. По сложившимся редакционным правилам у постоянной странички должен быть логотип. Найти подходящий сюжет для рисунка долго не получалось, пока газету не стали критиковать служители культа: дескать, негоже мирянам, да ещё в светской газете, писать о духовном. После этого в качестве логотипа единогласно была выбрана гравюра «Валаамова ослица».

* * *

Праздник Крещения. Совершается чин освящения воды. Из продрогшей на морозе толпы, чающей приобщения к святыне, раздалось: «Хватит петь! Воду давайте!»

* * *

Никому не знакомый молодой парень исповедуется долго. Видно, что разговор с духовником тяжёлый, все терпеливо ждут. Исповедь закончена, парень отходит, вытирая лоб со лба. Выходя из храма, обращается ко мне: «Ну, всё! Чувствую – сегодня мне покатит, где тут у вас игровые автоматы?»

* * *

Работники типографии в недоумении: никак не могут выполнить заказ на изготовление православных календарей: печатная машина, только что прошедшая профилактику, постоянно рвёт бумагу. После расспросов выяснилось, что накануне на этой машине печатали книгу «Чёрная магия».

* * *

– Теперь я Псой, – сказал при встрече знакомый по имени Геннадий и рассказал, как во время исповеди священник спрашивал у всех исповедников дни рождения и давал новые имена, согласно святцам.

* * *

В приход поставщик мёда привёз мёд свежего сбора. Из машины приносят флягу, приглашают настоятеля. С видом знатока батюшка, аккуратно зачерпнув мёд чайной ложкой, пробует, морщится и выказывает крайнее неудовольствие качеством. «Чем же он не подходит?» – недоумевает поставщик. «Это не мёд!» – категорически отвечает настоятель. Поставщик грузит флягу обратно в машину и обещает завтра привезти мёд из другой партии. На следующий день настоятель вновь снимает пробу и восклицает: «Вот это – настоящий мёд!» Закупается несколько фляг на весь приход, сотрудники и прихожане разбирают живительные дары природы, нахваливая и сам мёд, и батюшку, который и здесь оказался на высоте. Через несколько дней поставщик приезжает за собранными деньгами и, уходя, виновато говорит: «Вы знаете, а я в прошлый раз по ошибке вам на повторную пробу ту же самую флягу привозил».

* * *

«За Христа пострадал», – объяснял своё увольнение церковный сторож. Оказывается, во время пасхального приветствия «Христос воскресе!» он так громко крикнул «Воистину воскресе!», что настоятель рассердился на него. И уволил.

* * *

Восточного вида молодой парень спросил, сколько стоит крещение. Услышав, что нисколько, резко повернулся и ушёл. Через несколько дней, увидев это парня среди новокрещёных, я подошёл его поздравить. Молодой человек сказал, что он таджик, беженец, от рождения мусульманин, решил креститься, но долго сомневался и ещё опасался, что не хватит денег заплатить за совершение таинства. Услышав, что за крещение денег не берут, окончательно отбросил сомнения и лишний раз уверовал, что православие – вера настоящая. Потом немного помялся и сказал: «Вы простите, что в тот раз я так резко ушёл, просто слёзы навернулись, а у нас мужчинам плакать не положено».

P.S. К сожалению, сейчас крещение в этом приходе стало платным.

* * *

Знакомый расстроен: получил церковную награду. На вопрос, почему не радуется, ответил, что награды земные отнимают награду небесную.

* * *

Накануне Пасхи группу священников и мирян наградили церковными знаками отличия, грамотами и орденами. Награждённых поздравляют, фотографируют с грамотами и медалями в руках, в трапезной – праздничный обед. Затем мужчины отправились обмывать награды… Шла Страстная седмица.

* * *

Когда в храме появились тоненькие рублёвые свечи, сделанные по спецзаказу, бабушки плакали от радости и благодарности: ведь теперь они могли поставить по свечечке и ко Господу, и ко Пресвятой Богородице, и ко всем любимым святым. Первые распоряжения нового настоятеля касались изменения цен: рублёвые свечки стали пятирублёвыми. Бабушки вновь плакали, но это были уже другие слёзы.

* * *

Прочитал в православном журнале, как священник за пять лет выстроил в заброшенном лесном селе церковь, детскую обитель для сирот, школу, музей, спортзал, несколько домов для учителей и обслуживающего персонала. На вопрос, как это ему удалось, батюшка отвечал, что молился и верил, что Господь поможет. Историю эту я вспомнил, когда знакомый священник в ответ на вопрос, отчего так резко повысились цены на свечи и требы, ответил: «А на что жить?» Хочу найти тот журнал и дать ему почитать.

* * *

Возбуждённо-радостная женщина обращается к продавцу в церковной лавке: «Мне, пожалуйста, самую большую свечу. Хочу Бога поблагодарить: муж ногу сломал!» Видя недоумение окружающих, также радостно рассказала, как муж, работающий на стройке, упал с неимоверной высоты на груду мусора, но отделался только переломом ноги.

* * *

«Не допустил Господь за здравие поставить», – рассуждает мужчина, ставящий свечу за упокой. И рассказал, как по дороге в больницу, где лежал болящий тесть, заехали в храм поставить свечу за здравие, но храм неожиданно оказался закрытым. По приезде же в больницу выяснилось, что тесть ночью скончался.

* * *

Местная газета опубликовала интервью со священником, возглавлявшим миссионерскую поездку по сёлам области. Батюшка сообщил, что окрестили более шести сотен человек, прокомментировав это следующими словами: «Главную мысль этой акции можно выразить словами Спасителя: “Идите и крестите всех во имя Отца и Сына и Святаго Духа!”» Слова же Спасителя, что перед этим нужно людей научить, из цитаты выпали, – скорее всего, напутала журналистка, бравшая интервью.

* * *

Вступил в дискуссию с двумя женщинами из секты «Свидетели Иеговы», распространяющими свои брошюрки на улице. Долго спорим: сектанты они или нет? Начинаю приводить несуразицы из жизни их организации. «Это не мы, это иеговисты», – отбиваются уличные волонтёры. «А разве есть разница?» – удивляюсь я. «Есть. Это другая секта», – в запальчивости отвечает одна из женщин. Слово не воробей, на этом признании своей принадлежности к секте женщины уходят.

* * *

В будние дни на этом приходе священника практически не увидишь. Все дела в храме исполняют, и исполняют неплохо, миряне. На мой недоумённый вопрос, а где же священник, работники ответили: если бы можно было мирянам служить, то нашего батюшки и в воскресенье не было бы.

* * *

Женщина спрашивает, кому помолиться, – так хочется внуков, а дочь никак родить не может. «Болеет?» – спрашивают её. «Нет, не от кого».

* * *

«А где здесь пожарная лестница?» – спрашивает посетительница иконной лавки, внимательно рассматривая икону Божией Матери «Неопалимая Купина».

* * *

«Крутой» бизнесмен, рядом с апартаментами которого восстанавливается старая церковь, во всеуслышание заявил: «Если поставят колокольню, то сожгу эту церковь». Вскоре бизнесмен получил тюремный срок за серьёзное правонарушение. Колокольню установили уже без него.

* * *

Заметил, что начинающие бизнесмены охотно жертвуют на храм и откликаются на просьбы помочь в той или иной благотворительной акции. Очень часто Господь, награждая доброхотов, благословляет их бизнес, и дела резко идут в гору. Но размер благотворительности, как правило, при этом либо остаётся на том же уровне, либо сокращается. У Иоанна Лествичника прочитал: «Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистью к бедным. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопит их, так и сжал руки».

* * *

Во время установки креста на храм в честь Преображения Господня в небе неожиданно появились три белых голубя. Покружив над храмом, голуби уселись на только что установленный крест. Престол нижнего храма освящён в честь трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Даже неверующие люди согласились, что три белых голубя, появившиеся над храмом, – это особый знак милости трёх святителей.

* * *

Интонация воцерковлённых прихожан, бывших комсомольских лидеров, до боли единообразна.

* * *

На занятиях взрослой воскресной школы пожилая, плохо слышащая женщина с явными проявлениями возрастных отклонений в психике, донимала батюшку вопросами. Вопросы были странными, не по существу. Её напористость, громкий голос, непонятливость, граничащая с бестолковостью, раздражали всех.

Постепенно она как-то успокоилась, перестала задавать вопросы, но стала донимать одну прихожанку. Точнее, не донимать, а просить помочь в той или иной проблеме и быть посредником в вечных конфликтах, возникающих по её глухоте и непонятливости. Крест этот был для прихожанки явно нелёгким. И вот как-то она расплакалась и сказала: «Всё, нет больше моих сил». А потом призналась, что, когда глуховатая бабушка приставала к священнику с несуразными вопросами, она молилась: «Господи, избавь нашего батюшку от этой женщины». Господь услышал её молитвы, но этот батюшкин крест пришлось нести ей самой.

* * *

На церковной ограде появился огромный плакат, на котором изображён телевизор с надписью: «Православный! Выключи дебилизатор!» Решил позвонить одному из организаторов и задать несколько вопросов. Разговаривать было трудно: на другом конце провода на всю квартиру гремел телевизор.

* * *

Мироточение икон в одном из городских приходов вызвало страшный ажиотаж. На приход приехали журналисты. Во время ожидания настоятеля все говорили о знамениях, о грядущих катастрофах и т. д. Вышел батюшка. Все вопросы сводились к одному: отчего мироточат иконы? Ответ «по милости Божией» – явно всех разочаровал.

* * *

Как много говорится и пишется о чудесах и чудесных исцелениях. Создаётся впечатление, что в чудесах и заключается отличительная особенность православной веры. На занятиях воскресной школы батюшка прочитал рассказ о молодой верующей девушке, которая собиралась выйти замуж за хорошего православного парня. Духовник благословил венчаться после Пасхи, но в канун Рождества девушка узнала, что больна раком. Ей было всего 19 лет. Девушка не впала в уныние и восприняла это достойно, по-христиански. Заказала молебен о здравии и обратилась к Господу с личной молитвой, присовокупив: «Да будет воля Твоя». Читая эту историю, можно было предположить, что вскоре произойдёт чудо, что Господь дарует ей за её смирение полное исцеление и она радостно, воздавая хвалу Богу, пойдёт под венец с любимым человеком. Но конец в этой истории оказался совсем иным. После долгой болезни девушка умерла. Умерла тихо, за всё благодаря Бога. Закончив чтение, священник объяснил, что не многочисленные истории о чудесах, а именно этот рассказ о смирении и истинном послушании Божией воле как раз и отражает особенность нашей веры.

Валерий МЕЛЬНИКОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга