ПЕРЕКРЁСТКИ НЕБО, ПОДАРЕННОЕ ЗЕМЛЕ Клуб православных литераторов собрался на творческую встречу Тому, кто следит за новостными СМИ в России и на Украине, трудно отделаться от впечатления, что обе страны сейчас находятся в состоянии «холодной войны». Взаимные обвинения, упрёки, дипломатические демарши. Некоторые обозреватели утверждают, что «мы потеряли Украину». Но недавний визит туда Святейшего Патриарха Кирилла показал, что мы и наши братья-украинцы по-прежнему едины – так радостно и с духовным подъёмом встречали его православные. Накануне в Киеве побывала и наш автор Ольга РОЖНЕВА. Примечательно, что там, под покровом «матери городов русских», она смогла ближе познакомиться не только с украинцами, но и со своими земляками-россиянами, которых знала лишь по переписке. Печатаем её путевые заметки. Икона на стене …Просыпаюсь от звона колоколов. Лежу с закрытыми глазами, а вокруг чудесный звон. На земле я или на небе? Открываю глаза от потрясающей мысли, которая прогоняет остатки сна, – я в Киево-Печерской лавре! Лежу на постели в келье архиерейской гостиницы. А с улицы доносятся оживлённые голоса, слышится пение – сегодня 18 июля, праздник моего любимого святого, Сергия Радонежского. И здесь, в Киеве, его тоже очень любят! Приехали мы сюда на творческую встречу Международного клуба православных литераторов «Омилия». Здесь должна быть презентация нашей «Омилии» (название клуба переводится с греческого как «проповедь»), а также представление первой книги, изданной нашим клубом. Для меня эта встреча словно сказка. Когда я узнала о ней, то казалось нереальным, что смогу приехать в Киев. Сама я с Урала, дорога оттуда дальняя, с финансами проблема... Узнала я о предстоящей встрече по дороге в монастырь Оптина пустынь. Приезжаю сюда по благословению часто, подолгу живу на послушании. И вот в этот раз меня поселили в келью, где прямо над моей кроватью была икона преподобного Антония Киево-Печерского. Случайно ли это? В тот же день в книге наткнулась на высказывание оптинского старца Варсонофия: «Замечайте события вашей жизни, во всём есть глубокий смысл. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств – всё промыслительно». Тому, что произошло дальше, я даже не удивилась. Игумен Антоний, у которого я окормляюсь в Оптиной, вдруг упомянул о своём знакомстве с протоиереем Николаем Агафоновым и посоветовал почитать его новые книги «Иоанн Дамаскин» и «Жёны-мироносицы». А я ответила, что читала все книги отца Николая, он ведь председатель совета нашего клуба «Омилия». И рассказала батюшке о предстоящей презентации в Киеве. И тут неожиданно отец Антоний благословил меня на поездку в Киев. И просил положить там поклон своему святому покровителю – Антонию Киево-Печерскому. После благословения всё устроилось. Нашлись и деньги на поездку. Встреча с Киевом При упоминании «матери русских городов» Киева в памяти мелькают имена князей: Кий, Щёк и Хорив и сестра их Лыбедь – легендарные основатели города, Вещий Олег... Вот князь Олег говорит о Киеве свои пророческие слова: «Се буди мати градомъ русьскимъ». Вот князь Игорь и моя святая покровительница княгиня Ольга, святой равноапостольный князь Владимир, внук Ольги и креститель Руси… Город, где была возведена первая каменная церковь Киевской Руси – Десятинная, где находятся всемирно известные православные святыни – Софийский собор и Киево-Печерская лавра… Я – в Киеве! Первое, что бросается в глаза, – город очень зелёный. Парки и сады составляют больше половины его площади, здесь есть два ботанических сада. В одном из них мы провели пару восхитительных часов в гостях у друзей, слушая православные песни. Один из символов Киева – знаменитые каштаны, которые роскошно цветут в мае, а иногда и дважды в год: весной и осенью. Ещё один символ города – архангел Михаил, изображённый на гербе и флаге Киева. В одной руке он держит меч, в другой – щит с изображением креста. Иду по Крещатику, любуюсь городом. Мне очень нравится, что при его большой населённости (а в Киеве около трёх миллионов жителей) здесь нет суеты, люди доброжелательны и радушны. Они легко идут на контакт, объясняют дорогу, улыбаются. «Может, это климат у вас такой тёплый», – пошутила я во время своего выступления в киевском Доме учёных. И ответом мне были добрые улыбки киевлян. Чувствовала ли я, что нахожусь в другой стране? Всё было таким родным, что чувств чужеземца у меня так и не появилось. Как не бывает их, когда я приезжаю к своим родным в Минск. А потом, во время презентации, на сцену Дома учёных вышел настоятель храма Святого Агапита Печерского, протоиерей Андрей Ткачёв, известный на Украине журналист и телеведущий, и прочитал свои стихи. Я поняла, что в своих чувствах единства я не одинока. Он читал, а я думала о том, как мы, русские и украинцы, близки:
Очень запомнилось гостеприимство игумена Феодосия (Снегирёва), настоятеля Свято-Владимирского духовно-просветительского центра, который принял нас радушно, угостил вкуснейшим обедом. Обаяние личности этого человека, энциклопедически образованного, мудрого и тактичного, просто покорили всех омилийцев. А известие о том, что Блаженнейший Митрополит Владимир стал почётным членом нашей «Омилии», думаю, привело всех в восторг! Поклон Антонию Киево-Печерской лавре почти тысяча лет. Датой её основания принято считать 1051 год, когда преподобный Антоний Печерский поселился в пещере на месте современных Дальних пещер. К преподобному стала стекаться братия, желающая посвятить свою жизнь Богу. Так и родился пещерный монастырь. Во всех обителях Руси был позднее принят и устав, составленный там.
Вот они, знаменитые пещеры! Входим. Иноки, которые стремились к высшему подвигу молитвы, с благословения игумена и духовника обители выкапывали в стенах подземных коридоров небольшие кельи, в которых замуровывались, оставляя для общения с миром маленькое оконце. Два-три раза в неделю кто-либо из братии приносил просфору и немного воды затворнику, оставлял на оконце и удалялся. Если пища оставалась несколько дней нетронутой, это означало, что подвиг монаха завершился. Затвор открывали и отпевали затворника в той же келье, где он подвизался. Нам, современным людям, трудно представить, что в такой пещере можно провести даже неделю, а подвижники проводили здесь в молитвах годы. Как же сильны они были духом! Как и сотни лет назад, в пещерах полумрак. Дотрагиваюсь до стен – они в капельках влаги от дыхания паломников. Сквозняки. Думаю, что такое место должно быть крайне неблагоприятным для сохранения мощей нетленными. В своё время атеистические власти пытались доказать сохранность мощей особыми, благоприятными, условиями пещер – сквозняками, постоянной температурой. Но и они должны были признать, что это совсем не так: «В 1967–68, 1978–79, 1982, 1988–90 годах в пещерах был проведён ряд исследований. В результате было установлено, что среднесуточные показатели температуры в пещерах изменяются в пределах 7-9 градусов, а относительная влажность составляет 79-99%. Эти условия крайне неблагоприятны для сохранности каких-либо органических веществ». В годы советской власти монастырь закрыли и пытались превратить в «музейный городок», сделать его центром атеистической пропаганды. В это время чудесное мироточение святых глав в пещерах прекратилось. И возобновилось только после открытия монастыря. Главы святых отцов Киево-Печерских и поныне хранятся в пещерах в стеклянных и металлических сосудах. С абсолютно сухих черепов стекает благовонное миро, имеющее благодать исцелять страждущих от душевных и телесных недугов. Они мироточат в разное время, и состав мира неодинаков. Учёные-биологи на кафедре биохимии Киевского медицинского института проводили анализы его и обнаружили высокое содержание белка, характерное только для живых организмов. Это чудо учёные пока объяснить не могут. Широко известен случай, произошедший в наши дни. Монах, у которого было послушание помазывать паломников миром от святых глав, внезапно заметил, что на блюде мало мира. Он решил добавить растительного масла. Но внезапно миро, да и глава, покрылись какой-то зеленью, похожей на плесень. Когда всё вылили, а голову отёрли, миро потекло в таком количестве, что его оказалось больше чем достаточно. Не все могут спокойно пройти по пещерам. Рассказывают, что экстрасенс Кашпировский, зашедший в пещеры на экскурсию, «подойдя к раке с мощами Ипатия Целебника, почувствовал одеревенение во всём теле. Еле-еле добрался до мироточивых глав, возле которых упал, изо рта у него потекла пена. Поднять его не смогли – пришлось вытаскивать из пещер за руки, за ноги». Собор Печерских святых включает в себя 45 преподобных, почивающих в Дальних пещерах, и 73 – в Ближних. Мощи двух великих святых – Антония и Феодосия Печерских – Господь пока не открывает людям. По преданию, преподобный Антоний знал время своей кончины и сам выкопал себе место погребения. Он отправился туда, и за ним обвалилась земля. А когда иноки хотели откопать останки преподобного, из-под земли вырвалось пламя. Отошли в сторону и начали копать там, но на них обрушился поток воды. Следы огня и воды за иконой преподобного Антония, стоящей на том месте, где обвалилась земля, видны и сейчас. Уже в наше время археологи пытались раскопать предполагаемое место погребения, но им не позволили сделать это огненные искры, появившиеся во время раскопок. Среди известных святых в пещерах почивают первый русский историк преподобный Нестор Летописец, Агапит, врач безмездный, священномученик Кукша, первый русский иконописец Алипий, былинный богатырь и монах Илья Муромец, святой младенец-мученик Иоанн. Монах-экскурсовод рассказал нам удивительную историю, о которой также повествуется в «Печерском Патерике». В 1463 году в день Светлого Христова Воскресения на приветствие священноинока Дионисия «Христос воскресе!» веками нетленно почивающие святые отозвались радостным восклицанием: «Воистину воскресе!» Святые отцы Киево-Печерские, молите Бога о нас! Единство любви На творческой встрече «Омилии» протоиерей Николай Агафонов, председатель нашего клуба, рассказал о феномене православной беллетристики. Не потому ли издаются многотысячными тиражами книги, что люди испытывают духовный голод? Батюшка считает, что современная православная проза не имеет особых литературных канонов, главное для писателя – вдохнуть православный дух в свою книгу, через богословие образов передать читателям своё мировоззрение. А потом была встреча за чашкой чая. Творчество отца Николая интересует меня давно, очень нравятся его рассказы и романы, но я даже и не мечтала, что вот так буду сидеть рядом с батюшкой. Пить вместе с ним чай, есть вкуснейшие пряники из Киево-Печерской лавры и слушать, как он вдохновенно читает нам главы своей новой киноповести «Красное крещение». Батюшка рассказал, что пишет новую повесть о монахине. Главная героиня – юная девушка из дворянской семьи, которая ушла в монастырь накануне революции. Монахиня проходит тяжелейшие испытания: тюрьма, смертный приговор, который в последний момент заменяют ссылкой. Судьба эта не выдумана, у героини есть прототип – инокиня Анна. Батюшка познакомился с ней и услышал её историю много лет назад. Когда мать Анна показала батюшке свои фотографии в юности, он был поражён её красотой и хрупкостью. Хрупкость эта оказалась только видимостью, потому что через всю свою жизнь мать Анна пронесла главное – веру и любовь. Какой пример для всех нас!
Здесь, в Киеве, удалось мне вживую пообщаться с одноклубниками, с которыми была знакома только через интернет. Председатель совета клуба протоиерей Николай оказался мудрым, добрым и весёлым человеком. А президент клуба Светлана Коппел-Ковтун показалась мне не только талантливой журналисткой, но и просто очаровательной женщиной. Рада была увидеть нашего компьютерного гения и технического директора Андрея Ковтуна, талантливого поэта иерея Алексия Зайцева, надёжного и серьёзного Алексея Горбунова, автора первой омилийской книги «Ерошкины дорожки». Впечатлило чтение Сергеем Шалимовым со сцены Дома учёных своего рассказа – наизусть!.. Наш клуб православных литераторов существует всего третий год, но сколько уже в нём замечательных писателей! «Собрались вы здесь для того, чтобы засвидетельствовать своё единство любви ко Христу и Его Церкви, чтобы заявить о своей любви к творческому слову, к православной литературе и друг ко другу», – сказал в приветственном слове к омилийцам Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир. Как весомо прозвучали эти слова здесь, в солнечном граде Киеве, где родилась не только русская государственность, но и русское Слово.
| ||