БЫЛОЕ

«ЗЕМЛЯ ЗАКАЧАЛАСЬ ВМЕСТЕ С ХРАМОМ...»

Здравствуйте, уважаемая редакция! Хочу поделиться с вами своими заметками об истории родных мест. Сведения собирал в течение нескольких лет, беседуя со старожилами, работая с документами.

О себе: мне 43 года, выпускник библиотечного факультета Академии культуры СПб. Проживаю в посёлке Бажелка, о котором и пойдёт речь.

Владимир САМОДЕЛКИН
Кировская обл.

Возвращение Целителя

Наш посёлок Бажелка раскинулся на правом возвышенном берегу одноимённой речки, в месте её слияния с речкой Фёдоровкой, в 60 км от райцентра Нагорска. В 2007 году посёлку исполнилось 60 лет. Но таким возрастом не исчерпывается история окрестностей посёлка. Ещё до начала 60-х, когда стала проводиться политика уничтожения деревень, в окрестностях Бажелки находилось до тридцати населённых пунктов: починков, хуторов, деревень, сёл и посёлков. Все они располагались на угорах, в живописных местах. Можно представить, какими были тут когда-то леса, если и в наше время здесь открывают уникальный заповедник «Тулашорский»! Но сохранились только д. Комарово, в которой осталось всего 40 человек, и деревня Каменное с её единственным жителем. В самом посёлке, центре Метелёвского поселения, проживает 430 человек. Но из молодёжи многие, будучи прописаны в Бажелке, фактически проживают в городе. Поглядишь на обезлюдевшее пространство – зарастающие лесом поля и увалы – и хочется обратиться к тем, кто превращает глубинку России в пустыню, словами из поговорки: «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь...»

А ведь были же здесь люди, вершились дела! В 1906 году в селе Скопино (которое было основано в 1780 г.) была построена часовня и в 1918 году освящена как Свято-Пантелеимоновская церковь. Строил её зодчий наших мест Исаак Васильевич Баранцов, уроженец села Верховино Юрьянского района, что находится недалеко от знаменитого села Великорецкое. «Строить так строить, чтоб память о нас осталась, – говорил он за скудным обедом жене и детям (а в семье было 18 человек). – Начнём с кирпичного завода. Пусть он будет маломощный, но без него не обойтись людям, которые приедут осваивать нашу землю».

Кирпич выпускался отличного качества. Из него отец и сыновья возвели для себя двухэтажный дом. Была построена и трапезная для работников. Позже Исаак Васильевич задумал устроить мельницу на речке Брустьяна. Когда мельница была готова, созрела задумка построить церковь. Колокола, кресты, иконы и другой церковный скарб были куплены на средства вятского духовенства. Для строительства церкви И. В. Баранцов подобрал лучших мастеров округи. Использовали только сосновый прямой лес. Церковь была построена без единого гвоздя, кроме обшивки здания тёсом. Стекло принесли пешком в крошнях из Слободского.

По церковной традиции Исаак Васильевич, возглавлявший строительство храма, был похоронен у его стен. В 2000 году его потомок, проживающий в городе, заказал, привёз и установил Памятный крест клирикам и мирянам Св.-Пантелеимоновской церкви – на месте, где она находилась в Скопино. Церковь закрыли в 1940 году, а в 50-х годах – сломали. Колокола сбросили. Вначале развезли по деревням, используя их как набат для созыва людей при разных событиях, а затем они были увезены на переплавку. Не стало церкви – нет ныне и самого села.

Первым скопинским священником был иерей Константин Зубарев, а его дочь, Надежда Константиновна, была учительницей в земской школе.

После отца Константина священником Свято-Пантелеимоновской церкви был о. Николай Лясников. С ним дружил и гостился у него мой прадед Иван Васильевич Аралов. О нём бы хотелось рассказать отдельно.

«Люди на фронте тоже не спят»

У Ивана Аралова была большая семья и крепкое крестьянское хозяйство. Всего добивался своим трудом. Первым на Фёдоровке он построил мельницу на речушке Козёл. Там мололи муку, овёс одёргивали от мякины (была выстроена одергуша), делали толокно, овсяную муку на блины, оладышки. У Ивана Васильевича в огороде была кузница; имелся станок для подковки лошадей – а их всегда было не менее трёх в хозяйстве, да и из соседних деревень водили ковать лошадок. На Козле была построена также лесопилка с круглой пилой – на ней Иван Васильевич нарушил правую руку.

Гостей, народу («помочей») всегда была у прадеда полная изба. И сам он всегда спешил на помощь, особенно беднякам. Своя семья была большой – шестеро детей, да трое внуков, да жена, да мать-старушка, ещё и бездетные брат Илья с женой. И вот одной мельницы стало не хватать. И решил Иван Васильевич строить вторую мельницу на реке Фёдоровке, в районе деревни Каменное. А в то время население стремительно прибывало, в результате столыпинских реформ появилось на Фёдоровке много новых деревень. Приехали с Гор Самоделкины, Рычковы, Труфакины, Чеглаковы, Усатовы, Малыгины, Абатуровы, Жуковы. Основали деревни: Каменное, Лабазное, Малое и Большое Брустьянское. В д.Тулашор приехали из Талицы Осиповы, Дымовы, Ивановы, Черных; на Мамат прибыли из Коми Рубцовы, в д. Анташор, тоже из Коми, – Егор Перминов и Даниил Осипов. Было основано множество починков. Поэтому новая мельница была жизненно необходима, и в начале 20-х годов мой прадед всё-таки построил её, а помогал ему строить племянник Павел из Слудки. Во время работы на мельнице Иван Васильевич нарушил ногу. К сожалению, недолго мельница прослужила людям: из Тулашора стали очень много леса сплавлять, и мельница мешала, её разобрали и, по свидетельству дочери Ивана Васильевича Екатерины, увезли к д. Баранцовской.

Кстати, Екатерина Ивановна была яркой фигурой наших мест. Прожила почти 93 года. О ней дважды снимали документальные фильмы: в 1997 году приезжали студентки из Сыктывкарского университета, будущие филологи, собрали уникальный этнографический материал, а два года спустя о бабушке Кате сняло фильм Кировское телевидение.

Ивана Васильевича Аралова раскулачили в 1930 году. Отобрали всё, вплоть до последнего тулупа. Пришлось Ивану Васильевичу осваивать новый хутор, который и сейчас называется Ивановым. Снова разработал поле, засеял пшеницей, но и это поле колхоз отобрал.

Никогда он не сидел без работы. Делал кадки (грибы солить), вёдра, квашонки (хлебушко месить), зимой мастерил для колхоза ясли (кормушки), а летом – телеги, и всё это – бесплатно, не за трудодни. Рука-нога были повреждены (из-за ноги и умер в 1952 году). Пенсию не получал. В войну зимними вечерами, при лампе он делал топорища лесорубам. Как-то зашла в дом к ним соседка и говорит: «Иван Васильевич, ты когда отдыхаешь ли?» А он ответил: «Люди на фронте тоже не спят, а мы всё же дома, в тепле, немного спим».

Раскулачили и потомков Исаака Баранцова, несмотря на то, что деревня сгорела, а семья после пожара голодала. Большим трудом было всё воссоздано. Ныне Баранцовы реабилитированы и включены в Книгу жертв политических репрессий по Кировской области. А вот Ивана Васильевича Аралова даже не посчитали пострадавшим.

Светочи веры

Св.-Пантелеимоновскую церковь в с. Скопино закрыли в 1940-м, священников не стало (последним был отец Василий, фамилия, к сожалению, неизвестна). Но в д. Метели у брата Ивана проживала монахиня Акулина Савельевна Перминова. Она подрабатывала портнихой. Когда закрыли храм и пока ещё жив был о. Василий, она вместе с ним вместо дьякона ходила с иконами на праздник Целителя Пантелеимона. Ещё в 30-х годах Акулина Савельевна была сослана на три года на Соловки по 58-й статье, затем вернулась на родину. Когда батюшки не стало, она крестила детей в округе. Прожила в нашей местности до середины 50-х годов (жила в Метелях, а затем в пос. Бажелка), а последние годы жизни провела в доме престарелых в Кирове.

В годы безбожного атеизма верующие Метелёвского сельского округа на Фёдоровке собирались по праздникам, служили всенощные, молились вместе. Вначале это происходило в доме, где жила в Метелях Акулина Перминова. Позже стали собираться друг у друга в Бажелке. Стоит перечислить тех людей, благодаря которым горела свеча Божия в Бажелке. Это Мария Егоровна Самоделкина, уроженка д. Самоделкинцы, 1903 г.р. До закрытия церкви в Скопино она пела на клиросе. В 50-е годы жила с сыном в г. Кушве Свердловской области, где действовала церковь и была возможность причащаться Святых Таин. Позже вернулась в Бажелку. Тоже крестила детей, читала заупокойные молитвы. Почила в Бозе в 1992 году.

Собирались молиться и у супружеской четы Владимира и Татьяны Мыльниковых. Владимир Осипович – один из немногих представителей мужской половины жителей Фёдоровки, оставшихся в живых после войны и гонений на веру, сохранивших веру православную. Татьяна Алексеевна родом была из д. Медяны Юрьянского района, через которую традиционно проходил знаменитый Великорецкий крестный ход.

Следует назвать и Аксинью Яковлевну Осипову из д. Тулашор, Евдокию Семёновну Малыгину – всё это хранители, светочи веры в Бажелке. Из Советского района вместе с дочерью-учительницей приехала Клавдия Владимировна Глазырина, до конца дней сохранившая свою детскую веру в Бога. Она рассказывала, что в их селе, недалеко от Кукарки (Советска), ни одна женщина не подписалась в поддержку безбожников, ратовавших за разрушение местного храма (в 30-х годах). В последние годы своей жизни – в 90-х – Клавдия Владимировна переехала жить в место близ духовного центра Среднего Урала – г. Верхотурья, куда имела возможность ездить в церковь вместе со своей дочерью.

А дочь Клавдии Владимировны, проживающая в Бажелке, Людмила Евдокимовна Труфакина, была нашей учительницей, вела географию и биологию. Несмотря на официальный атеизм того времени (а учила она с 1963 г. до конца 90-х), Людмила Евдокимовна сумела показать нам, её ученикам, разные точки зрения на происхождение жизни, и отнюдь не атеистические. В их доме хранилась замечательная икона Божией Матери «Неопалимая Купина», замечательно было и происхождение её. Сын Людмилы Евдокимовны Коля, мой одноклассник и друг, был в 70-х годах на уборке урожая и в одном из заброшенных деревенских домов нашёл образ. Завернув его в одежду, принёс домой. Сейчас Николай Игнатьевич работает учителем истории – не изменил своему призванию, ведь его с юных лет волновало прошлое родного края.

Жизнь продолжается!

В середине 90-х прошлого века в Нагорске открылся молитвенный дом, а в 1998 г. на постоянное служение был послан в Нагорский район иерей Василий Петрашов. Воцерковление многих жителей района началось именно с этого батюшки. Посещала молитвенный дом и Людмила Евдокимовна Труфакина. И вот решила она пожертвовать храму две замечательные иконы Божией Матери – «Казанскую» и «Неопалимую Купину». 11 сентября 2002 года образ «Неопалимой Купины» начал мироточить. Вместе с ним замироточил и образ святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Мироточение продолжалось в течение двух лет. И вот 25 ноября 2003 года был освящён Иоанно-Предтеченский придел восстанавливаемого Христо-Рождественского храма. Следует отметить, что 11 сентября – чтимый для наших земляков день: он славен крестным ходом к месту подвигов праведника Иоанна Пустынника – брата преподобного Трифона Вятского. Это место – в устье рек Мытюца и Фёдоровки. Часовня, в которой подвизался Иоанн, была впоследствии сплавлена по реке в Вятский монастырь преподобного Трифона и поставлена ниже монастыря, на восточной стороне от алтаря главного собора, над ключом.

Надо сказать, икона «Неопалимая Купина» и ранее очень почиталась в нашей местности, и вот после какого случая. В 1917 году, уже после революции, случился большой пожар. Огонь шёл по противоположному от д. Комарово берегу. Но вот огненный шар прокатился по реке и буквально слизал деревню, а затем пламя перекинулось на д. Баранцово, которая тоже сгорела. Огонь вплотную подходил к Лабазному – одной из самых больших деревень. Уже начали пылать изгороди. Крестьяне понимали, что отстоять деревню не удастся. Тогда они в спешном порядке вынесли основное домашнее имущество в болото, расположенное с восточной стороны. А затем вышли из домов с иконами, обошли с ними деревню и, установив образа в ряд, стали молиться. И надо же! Ветер изменил направление и подул в другую сторону. Так деревня спаслась. Сохранились и другие деревни. Там, где стояли иконы, люди решили построить на свои средства часовню в честь иконы Божьей Матери «Купина Неопалимая». Пообещали в день праздника иконы всегда приходить сюда и молиться. По рассказам очевидцев, ещё в 1953 году в этом храме царила чистота. Возле стен стояли большие, почти двухметровые иконы. Они были завезены в часовню из скопинской церкви, к тому времени закрытой.

Позже пошла мутная волна «охоты» за иконами. По рассказам местных жителей, очень много икон вывез местный врач Зрячих уже в 60-х годах. Кто он был? Молва говорит только, что у него была рация, и за это он был арестован. В 2000 году, 14 июня, иерей Василий Петрашов впервые, по приглашению местного жителя П. А. Мыльникова (правнука Исаака Баранцова), посетил п. Бажелку и местное кладбище в Скопино (для освящения его новой, неосвящённой части). Освятил батюшка и метелёвскую сельскую библиотеку, и дома некоторых сельчан. В библиотеке крестил местных жителей. В дальнейшем, с 2002 по 2005 годы, в библиотеке действовал отдел святоотеческой литературы. К сожалению, наряду с православными книгами библиотекарю приходилось (под нажимом центральной библиотеки) приобретать и выдавать коммерческую низкопробную литературу. В 2005 г. в связи с увольнением библиотекаря деятельность по пропаганде православной литературы прекратилась. И здесь, как и всюду, нужны заинтересованные люди – без них ничего не делается.

Но они всё же находятся. В конце 2006 г. житель посёлка Василий Иванович Вожегов (1929 г.р.) решил организовать в пустующем здании бывшего аэропорта небольшую церквушку. В магазине его сына, предпринимателя Ю. В. Вожегова, был установлен ящик для сбора пожертвований в пользу открытия молитвенного дома. Избранный старостой, он сумел организовать работу по ремонту дома. Все работали во славу Божию, бесплатно. В основном это были опять же «белые платочки», поэтому работы велись преимущественно косметического характера. Немногие представители сильного пола приняли участие в оборудовании молитвенного дома. Но есть надежда, что помощь от мастеров своего дела всё же придёт со временем.

Тем не менее 2 июня 2007 года молитвенный дом был освящён как часовня святого великомученика и Целителя Пантелеимона иереем Василием Петрашовым. Среди присутствовавших был и старейшина посёлка Леонид Иванович Семиколенных, 1914 г.р., участник Великой Отечественной войны, уроженец окрестностей села Синегорье, внук старосты Петропавловского храма того села. Дед его и воспитал. Отроку Леониду было видение во сне: будто сидит он возле синегорского храма, и тут появляется Николай Чудотворец с огромной книгой в руках. Остановился напротив храма и стал читать. Земля закачалась вместе с храмом. Затем святитель закрыл книгу и удалился на запад... А перед открытием часовни Леониду Ивановичу вновь приснился сон: собрались верующие из Бажелки в часовне и молятся, больше женщины. А батюшки нет. Оба сна оказались вещими. Только, конечно, батюшка при открытии часовни был, но благословил собираться по воскресным и праздничным дням и самим читать акафисты и молитвы. Сам же обещал приезжать раз в месяц, хотя ему и это нелегко: он один окормляет целый район. Но всё же возродилась церковная жизнь в Бажелке и её окрестностях. Великомучениче Пантелеимоне, моли Бога о нас!



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга