МРЕЖА СЕЛЬСКИЕ ПРИХОДЫ – КАК ВОЗРОДИТЬ ИХ? Не раз обращалась наша газета к этой теме. А вот какими размышлениями на этот счёт поделился на «Русской линии» протоиерей Геннадий Беловолов из Санкт-Петербурга. Его взгляд на проблему обсуждают православные пользователи Сети. Когда приезжаешь на приход в гости к знакомому батюшке или на незнакомый приход, то почти стопроцентно можно предсказать характеристику, которую даст пастырь местным жителям: «У нас самый неверующий народ. У нас никто из местных жителей не ходит в храм». На другом приходе слышишь то же самое... Я, кроме того что являюсь настоятелем Леушинского подворья в Санкт-Петербурге, также уже 17 лет служу и настоятельствую на самом дальнем приходе Санкт-Петербургской епархии – в селе Сомино, в храме Апостолов Петра и Павла. Тоже, в принципе, могу сказать, что местные жители не спешат в храм каждое воскресенье. Я долго не мог понять, в чём здесь состоит барьер, почему местным жителям трудно перейти дорогу, а приезжают в храм в основном из соседних деревень, пока в одной из деревень, в посёлке Подборовье, не удалось открыть новый приход во имя Иоанна Кронштадтского и там силами прихожан построить новый храм, освящённый в 2007 году. Это был первый храм в честь Иоанна Кронштадтского в Санкт-Петербургской епархии. И вот там я обнаружил совершенно другое явление – переполненность храма людьми, когда церковь посещают местные жители, когда на клиросе читают местные мужчины, когда храм убирают местные женщины. При этом я не могу сказать, чтобы я, как священник этого храма, предпринимал какие-то особые действия... Тогда у меня возникла такая мысль: село всегда было более консервативно, чем город, что до революции оно хранило религиозную традицию, после революции долгое время являлось хранительницей этой традиции. Но в советское время, когда 70 лет насаждалось безбожие, село стало консервативно уже в обратном смысле. Люди в селе находятся на виду друг у друга, и каждый человек, который вдруг начинает посещать церковь, нарушает некую уже новую советскую традицию. Абсолютное большинство жителей села Сомино – верующие люди, но пойти в храм – это значит нарушить некую новую устоявшуюся традицию ходить в храм редко, только по великим праздникам. Напротив, в селе Подборовье, где никогда не было храма, где не было этой традиции ходить в храм редко, народу легче прийти в церковь, и народ пришёл. В селе Сомино большой храм, трёхпрестольный, и село немалое, а людей ходит меньше, чем в Подборовье, где маленькая деревянная церковь Иоанна Кронштадтского всегда заполнена людьми. У народа возник комплекс, что в храм ходят только для того, чтобы крестить, отпевать, на Пасху освящать яички, на Крещение брать святую водичку... Сформировался новый образ Церкви – как бюро религиозных услуг, куда ходят не по потребности души и сердца, а по житейской необходимости. Отчасти в этом виновата и наша братия, духовенство, что мы как бы соглашаемся на этот образ Церкви. Но Церковь – это изначально собрание, община, духовная семья, и в этом качестве Церковь только-только начинает возрождаться, и то в основном в городах... В городе человек менее социально зависим, соседи по лестничной площадке могут даже не подозревать, что их сосед регулярно исповедуется и причащается. Поэтому в городах возникают приходы-общины. В селе же всё прозрачно, всё на виду, обращение человека к Церкви не может остаться незамеченным. Поэтому это требует подвига, заявленной позиции... ...По сути, проблема состоит в том, как людям, живущим в селе, почувствовать себя единым народом, одной семьёй, единым большим селом. То, что в селе люди отчуждены от храма, – это лишь свидетельствует о том, что они отчуждены друг от друга. Василий «visilek» Зорин: Я тоже редко хожу. Особенно на полную службу. Свящ. Андрей Лебедев: Вопрос глубже – о создании общины, с общими делами и ОБЩЕНИЕМ. Иван Колобок Кожевников: Какой-то формально-материальный у протоиерея Геннадия Беловолова подход к церкви. Какая разница, сколько людей пришло в храм. Главное, сколько пришло осознанно. Свящ. Андрей Лебедев: Да, конечно, но проблема в том, что при советской власти, когда было больше, чем сейчас, прихожан «осознанных», для людей вера стала просто требами. |