ВЕРТОГРАД

ВОСПИТАНИЕ – ТРУД РАДИ ГОСПОДА

Фрагменты из книги священника Михаила Шполянского
«Христианское воспитание детей в современном мире»

Отец Михаил Шполянский – священник села Старая Богдановка под Николаевым (Украина) организовал на базе своей семьи детский дом «семейного» типа, в котором воспитывается 11 детей.

Вступление

К священнику, тем более священнику приходскому, всегда обращаются с вопросами о воспитании детей. Наиболее часто и настойчиво с жалобами: ребёнок растёт «не такой», не слушает родителей, водится с дурной компанией, увлечён вредными привязанностями, пренебрегает обязанностями церковного человека... При этом родитель сам, как правило, находится в крайне немирном состоянии в отношении ребёнка: в душе бурлят раздражение, какие-то обиды.

Но христианин не может забывать, что ребёнок – это поприще, дарованное нам Богом. И более того: в наше духовно ущербное время воспитание детей осталось одним из немногих видов спасительного и в то же время вполне общедоступного духовного делания. Этот труд, совершаемый ради Господа, есть подлинный христианский подвиг, и трудности на этом пути – тот спасительный Крест, на котором искупаются наши собственные грехи. Это наш путь в Царствие Божие. И потому ребёнок – это дар Божий; не только в смысле радостей, но и в смысле скорбей – как дарованный нам крестный путь спасения. Это дар, данный нам всегда сверх наших заслуг, дар милости Божией. Тяжело принять такой взгляд, особенно родителям, столкнувшимся с проблемами в воспитании. Для понимания того, что грехи ребёнка – это отражение наших грехов и слабостей, необходимы особая рассудительность и смирение.

И при этом – с какими проблемами в воспитании ребёнка мы ни сталкивались бы – всегда ли всё плохо? Ребёнок здоров? Да, но жаль, что он не хватает звёзд в учении. Ребёнок разумен? Да, но почему нам не дано сына послушного и скромного... А ведь христианину приличествовал бы другой взгляд: в первую очередь, благодарить Бога за данное благо.

Как привить ребёнку христианское мироощущение, как вложить в его сердце семена веры так, чтобы они принесли добрый плод? Эта великая проблема для всех нас. Жена спасётся чадородием (см. 1 Тим. 2, 14-15), но чадородие, следует думать, не только и не столько физиологический процесс. Души наших детей – наша ответственность пред Господом. К великому сожалению, однозначного рецепта решения всех проблем воспитания ребёнка нет. И быть не может. Результаты не всегда соответствуют усилиям. И причина того – не только наши ошибки, но и тайна промысла Божиего, тайна Креста и тайна подвига.

Труд родителей: Крест и спасение

И всё же, ребёнок растёт «не такой»: не такой, как нам хочется, каким ему должно быть по нашему представлению. Иногда это представление вполне обоснованно, иногда – крайне субъективно. Субъективные и неоправданные претензии родителей к своему чаду не только сводятся к очевидным случаям несоответствия ребёнка родительским амбициям или самодурству, но чаще всего – непониманием родителями как специфики роста и развития ребёнка, так и промысла Божиего над его жизнью. Ещё сложней ситуации, в которых ребёнок, как кажется, вполне объективно оказывается не на высоте не только христианских, но и общечеловеческих норм жизни: склонен к воровству, патологически лжив и т.п. Как понять родителям (особенно – родителям, воспитывавшим ребёнка в категориях религиозного мировоззрения), почему возможно такое, как с этим жить и что предпринимать?

В первую очередь следует понять, что ничего не происходит случайно, по дурному и бессмысленному стечению обстоятельств. И здесь нам нужно осознать самое главное: всё, что есть в ребёнке, – это непосредственное или опосредованное отражение нас самих. Мы передали ребёнку наши страсти и наши немощи уже в момент его зачатия. По лени и неразумию мы не даровали ему полноты блага тогда, когда он, будучи во чреве матери, как губка впитывал всё происходящее в мире его родителей. Его недостатки – это наше «производственное задание». Или они (недостатки ребёнка) есть прямое отражение и продолжение наших грехов (и тогда безропотно трудиться над их искоренением – наша естественная обязанность: сами посадили этот сорняк, мы сами должны его выполоть), или же это искупительный Крест, возводящий нас от ада наших страстей через Голгофские страдания к нашему Небесному Отцу. Эта задача – всей жизни, и даже с Неба любящие сердца продолжают молить Господа о милости к своим проходящим земной путь близким.

Часто кажется, что результат – отрицательный. Но для верующего сердца и это не тупик. Скорбишь о неспособности своей утвердить благо – скорбь при должном устроении души возрастает в христианское покаяние; покаяние рождает смирение, смирение же открывает возможность Господу Своей благодатью привнести необходимое благо в детскую душу. Таким образом, первое, что мы должны (и что можем) дать нашим детям, – это сделать всё возможное (осознать, пожелать, совершить усилие воли), дабы приблизить нашу душу к Богу. Невозможно успешно бороться в ребёнке с теми грехами, которые мы попускаем себе. Это понимание – ключевое в деле христианского воспитания детей. Понять это – начало пути, но это же и сам путь. И не нужно смущаться тем, что сам процесс борьбы с грехом есть спутник всей жизни человека на земле. Для нас важно направление наших усилий, но результат – в руках Божиих.

Иерархия ценностей

Как точно сформулировала Софья Сергеевна Куломзина, главное, что передаётся детям, – это иерархия ценностей в душе родителей. Поощрение и наказание, окрики и самые тонкие педагогические приёмы имеют значение неизмеримо меньшее, чем иерархия ценностей. Сразу подчеркну: речь идёт о христианских ценностях, о том, чем живут родители в своём духовном мире. Именно это оказывает определяющее действие. Решимся утверждать: в деле воспитания важен не только и не столько личный пример – ведь пример может быть создан искусственно, смоделирован, сколько именно устроение души воспитателей. Мы слишком часто преувеличиваем значение внешних форм. Однако для воспитания гораздо важнее то неощутимое воздействие, которое может оказать на окружающих даже парализованный человек с гармоничным и одухотворённым внутренним миром, человек, чья душа открыта Господу.

Итак, первое на потребу – задача осознания – требует, чтобы мы глубоко прочувствовали главный постулат христианского воспитания. Не уговоры, разговоры, наказания и пр. воспринимаются ребёнком преимущественно как опыт жизни, но именно иерархия ценностей в душе его близких. И дети не поверхностно, не на поведенческом уровне, а в глубине сердца примут религиозное мировоззрение родителей только тогда, когда у тех самих в сердце будет главенствовать заповедь: «Аз есмь Господь Бог твой... Да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх. 20, 2, 3).

Можно констатировать, что лучший способ привести ребёнка к Богу – самим возрастать в близости ко Господу. Трудная, но благодарная и благодатная задача для родителей. Воистину, «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи» – эти слова прп. Серафима Саровского должны стать девизом каждого воспитателя.

Родители как наместники Бога

Далее. Одна из главных задач воспитания – сформировать в душе ребёнка твёрдые критерии добра и зла. Хотя, по слову Тертуллиана, душа по природе своей христианка, но очевидно, что ребёнок сам по себе далеко не всегда способен различить добро и зло; более того, чаще всего он не способен должным образом извлекать те уроки и вразумления, которые Господь посылает человеку в жизненных обстоятельствах. То, что взрослый может обрести и осознать непосредственно как плод своих отношений с Богом, для ребёнка должны являть родители: во-первых, быть явным и очевидным источником любви, во-вторых, быть наглядным примером нравственного императива. Человек взрослый и живущий полноценной религиозной жизнью сам ощущает, что зло возвращается сторицей злом, а добро и в этой жизни возвращается полнотой добра, в первую очередь – миром в душе. Ребёнку же должны дать это почувствовать родители. Ведь детская непосредственная реакция проста! Удалось тайком съесть банку сгущёнки, несмотря на запреты, – приятно, значит, добро. Не получилось стащить полтинник из кошелька (не купил себе жвачки) – неприятно, значит, зло. И здесь необходимо вмешательство родителей. Именно родители должны быть для ребёнка проводниками вразумления Божиего, должны постараться донести до детского сознания в простых и очевидных житейских проявлениях великий принцип монотеизма: зло в конечном счёте всегда наказуемо, добро всегда оправдано. Эта задача требует постоянной сосредоточенности и трезвенности в воспитательном процессе, здесь серьёзный практический труд – контроль, поощрения, наказания.

По нашему мнению, допустимы самые разные виды наказания, вплоть до физических – строгие выговоры, ограничение развлечений, «штрафные» работы, «угол» и даже в разумных пределах – «ремень». Однако применимость наказаний ограничена характером их восприятия ребёнком: наказания ни в коем случае не должны подавлять ребёнка как личность и оскорблять его. В одном случае, в одной системе отношений (в семье более патриархального уклада), отец может дать затрещину великовозрастному сыну, и это только пойдёт ему на пользу; в другом случае не следует физически наказывать даже и маленького ребёнка. И конечно же, само собой разумеется, что наказания не следует совершать в страстном состоянии – в гневе, обиде на ребёнка и пр. Впрочем, и в полном бесстрастии наказывать тоже невозможно – в этом есть некая холодная бесчувственность, что ощущается ребёнком и очень его обижает. Должно стараться наказывать сознательно, в подлинную меру проступка, с чувством некоторого справедливого гнева и в то же время c состраданием к ребёнку. Если же чувствуешь свою крайнюю пристрастность, то лучше отложить наказание (даже если это – только устный выговор) или даже вообще его отменить, чем дать волю своей страсти. Воспитательного эффекта такое наказание всё равно не даст, скорее наоборот.

Чем младше ребёнок, тем наглядней и, так сказать, массированней родители должны демонстрировать ему и свою любовь, и различие добра и зла. К сожалению, чаще всего бывает наоборот. Малыша более кормят, одевают да балуют, а настойчиво воспитывать начинают лишь тогда, когда характер ребёнка уже в значительной степени сформировался.

Конечно же, в этом деле исключительно важно постоянство. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы хороший поступок был оставлен без внимания из-за взрослых хлопот или усталости, а причиной наказания стал нервный срыв. Отсюда следует необходимость строгого соблюдения принципа справедливости в воспитании, невозможность зависимости от симпатии или от настроения. Конечно, выдержать этот принцип в полной мере трудно, но главное – осознать его необходимость, ошибки же исправит покаяние.

Слышат ли он нас?

В воспитательном процессе необходимо учитывать, что ребёнку можно передать только то, что он способен и готов принять. Определяется это индивидуальными особенностями ребёнка, а также мерой его открытости и доверия к воспитателю. Если то, что вы хотите донести до ребёнка, им категорически отвергается, то пытаться навязать это силой совершенно бесполезно. В таких случаях нужно уметь признавать своё поражение и молиться об общем вразумлении и смягчении сердец. При этом никак не следует путать это состояние с бесхребетностью и уступчивостью: напротив, здесь нужно много воли и ума, подлинной христианской рассудительности, дабы разумно определять характер отношений с ребёнком и уметь сдержать свою властность и эмоции тогда, когда они бесполезны для дела воспитания. Впрочем, вполне может быть – и очень часто бывает именно так, что ребёнок ждёт твёрдости от воспитателя. Тогда вразумление может иметь весьма жёсткую форму, вплоть до самого серьёзного наказания. Однако если и под таким давлением ребёнок не вразумляется (лукавая покорность или сломленность никому не нужны), то остаётся терпеливо и молитвенно нести это попущение Божие, возлагая на Господа наши печали и надежды.

Казалось бы, очевидно – и в этом убеждается каждый – излишняя настойчивость, тем более агрессивность, совершенно бесполезна, особенно в отношениях со старшими детьми. Тем не менее постоянно приходится сталкиваться с тем, что, назойливо ломясь в едва приоткрытую дверь детского доверия, родители добиваются лишь того, что она захлопывается наглухо. А ведь какая-то мера доверия наличествует всегда, и всегда есть возможность её приумножить. Отчаиваться в труде воспитания не должно ни в какой ситуации – даже в самой разобщённой семье есть минимальная мера того, что ребёнок согласен принять от родителей, пусть на самом бытовом уровне – только нужно эту меру чутко и молитвенно определить. Над этим и будем работать – с терпением, любовью и надеждой. Ни в коем случае нельзя метаться от пораженческого «пусть идёт как идёт» к шумным скандалам. Будем совершать то малое, что в наших условиях возможно, не соблазняясь тем, что не достигаем желаемого идеала.

Возраст ребёнка

Скажем несколько слов о возрасте ребёнка. Понятие это не биологическое. Определяющим является чувство ответственности. Можно сказать, что возраст определяется тем грузом ответственности, которую человек принимает на себя. Вспомним исторический факт: двести лет назад 16-17-летние молодые люди занимали немалые чины в действующей армии, брали на себя ответственность за жизни сотен и тысяч людей. И кто из нас не знает совершенно взрослых, 30- и 50-летних мужчин, которые не отвечают даже за самих себя.

Так вот, иногда приходится напоминать родителям: если сын или дочь в определённой мере уже сами отвечают за себя перед Господом и людьми, то они уже могут выбрать, какую меру опеки родителей принять, а какую ответственность нести самим. Ошибка воспитателей – пытаться пролонгировать своё довлеющее влияние в бесконечность. Но как определить ту меру зрелости, когда мы можем сказать, что наш ребёнок стал взрослым? Наверное, когда появляется не только способность к самостоятельным действиям, но, главное, способность к трезвой самооценке. И тогда если взросление ребёнка идёт нормально, то родителям следует вспомнить слова Иоанна Крестителя: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 30), – и отступить в сторону, перестать быть «воспитательным орудием Бога». Конечно, в любом возрасте родители всегда должны оставаться примером жизни в Боге – ведь на этом пути нет предела взрослению, и родители всегда будут здесь обгонять своё чадо. А ещё родители должны стать для ребёнка воспитующим и благодарным поприщем приложения его любви по заповеди Божией, школой самоотверженной христианской любви к ближнему. И именно в этом роль престарелых родителей постоянно возрастает.

Церковное воспитание

Обратимся теперь к практической задаче воспитания в христианской семье – воцерковлению ребёнка. Естественным и общепринятым способом религиозного воспитания в семье прежде всего является посещение церкви, участие в богослужениях и таинствах, созидание христианской атмосферы во внутрисемейных отношениях и воцерковленности жизненного уклада. Необходимые элементы последнего – совместная молитва, чтение, общесемейные мероприятия. Очень сближают вечерние семейные «посиделки», желательно совмещённые с чтением вечернего правила. В нашей большой семье очень хорошо зарекомендовала себя традиция по вечерам собираться для чтения вслух (как душеполезной литературы – в не обременительном для детского сознания объёме, так и светской, в том числе поэзии); дети при этом занимались несложным рукоделием. Также практиковались спокойные игры, викторины и пр. Можно совместно просматривать какие-либо телевизионные программы, желательно по видеомагнитофону. Очень сближает общее пение. Ещё важно создать традицию совместного празднования семейных и церковных праздников.

Прежде всего, по нашему убеждению, главный объективный воспитующий фактор в воцерковленной семье – участие ребёнка в таинствах; практически – это регулярное причастие. По нашему опыту следует крестить малыша как можно раньше (желательно – на восьмой день после рождения) и затем причащать как можно чаще. При благоприятных условиях можно причащать ребёнка от момента крещения до лет пяти-семи – до возраста сознательной исповеди – каждый воскресный и праздничный в Церкви день. Ради этого стоит пожертвовать не только своими житейскими интересами, но даже и религиозными обязанностями, например желанием отстоять всю продолжительную службу. Принеся младенца на причастие, не грех и опоздать на службу и уйти раньше по немощи – только не лишить бы малыша возможности принять в полноте Дары Господни. И это благодатное действие будет тем непоколебимым фундаментом, на котором будет созидаться духовная жизнь вашего чада.

Далее. Необходимо учитывать то, что в детях становление религиозного мировоззрения происходит совершенно иным образом, чем это было в нашей жизни – жизни тех, кто сейчас стали родителями и воспитателями. В нынешнее время в нашей стране большинство членов Церкви старшего поколения пришли к вере, живя в атеистической среде. Мы выстрадали нашу веру и сознательно приняли её как основополагающий принцип жизни. Мы же говорим сейчас о детях, об их восприятии церковной жизни. Так вот, дети, измлада растущие в атмосфере церковности, воспринимают её как естественный элемент окружающей жизни – значимый, но тем не менее внешний, ещё не укоренённый в душе. И как каждый росток при укоренении нуждается в бережном отношений, так и чувство церковности в ребёнке должно бережно и трепетно взращивать.

Конечно, самое главное на этом пути – духовная жизнь: молитва, богослужение, воодушевляющие примеры житий святых, и, более всего, всемощная благодать таинств. Мы убеждены, что никакие правила и нормы церковной жизни не должны быть над ребёнком довлеющими в букве. Пост, чтение молитвенного правила, посещение богослужений и т.п. ни в коем случае не должны становиться тягостной и неприятной обязанностью – здесь воистину должно иметь простоту голубя, но и мудрость змия (Мф. 10, 16). Нельзя механически изолировать ребёнка от всех радостей и удовольствий светской жизни: музыки, чтения, кино, светских празднований и пр. Во всём должно искать золотую середину, соблюдать разумные компромиссы. Так, телевизор можно использовать для просмотра видеофильмов, вне эфирного беспредела. Это даёт возможность контролировать поток видеоинформации и в то же время позволяет избежать появления синдрома запретного плода. И так во всём.

Таким образом, ещё раз подчеркнём, что в деле воспитания детской души во Христе, как и в любом христианском делании, во главу угла должно ставить рассудительность и животворящий дух любви, но не мертвящую букву закона. Только тогда можно надеяться на то, что дело наше, с Божией помощью, будет иметь благополучный результат.

О молитве. В любое время и во всех формах – молитвенное воздыхание в сердце, сугубые молитвословия, церковная молитва – всё на потребу. Молитва – самое сильное (хотя промыслом Божиим не всегда сразу очевидное) воздействие на все обстоятельства жизни – духовные и практические.

Молитва вразумляет и направляет детей, молитва очищает и возвышает наши души. Молитва спасает – чего же более? Итак, главный и всеобъемлющий принцип христианского воспитания: молиться! Молиться вместе с ребёнком, если семья хоть сколько-нибудь благополучна, и молиться за ребёнка в любом случае и всегда. Молитва, безусловно, является самым действенным элементом воспитания. Есть твёрдое правило христианской семьи: молитва должна сопровождать ребёнка с его появления на свет (более того, усиленная молитва должна сопровождать ребёнка с момента его зачатия).

Не нужно думать, что следует дожидаться времени, когда ребёнок встанет в красном углу с текстом молитвы в руках. Душа способна воспринимать молитву независимо от рассудка. Если семья гармонична, то старшие члены семьи, как правило, читают совместно семейное молитвенное правило; младенец при этом может спать или играть в люлечке, но уже своим присутствием он участвует в молитве.

Когда же ребёнок подрастает, его уже следует привлекать к молитве осознанно. Впрочем, не любой ценой: ни в коем случае молитва не должна становиться экзекуцией. Тут есть существенное отличие от молитвенного делания взрослого человека. Для того молитва, прежде всего, подвиг. Если молитва для взрослого превращается в удовольствие, стоит обеспокоиться – не признак ли это духовной прелести. Но для малыша молитва должна быть привлекательной, а значит – быть посильной, не превращаться в зубрёжку или невыносимое состояние неподвижности.

Пути привлечения ребёнка к активной молитве могут быть разнообразны. Сошлюсь на свой опыт. Когда младших детей как-то не взяли на вечернюю службу, они были весьма рады. У семьи сельского священника есть свои проблемы, и не так часто дети могут вдоволь наиграться на улице. Но когда старшие дети вернулись со службы, малыши увидели с их стороны... сочувствие и жалость (признаемся, срежессированные родителями): «Ах, бедные вы, бедные! Наверное, вы себя так плохо вели, что вас в церковь не пустили?» В результате на следующий день предложение остаться дома и поиграть было отвергнуто: «Мы хотим со всеми в церковь идти!»

Приучая ребёнка к молитвенному деланию, можно пользоваться всем арсеналом педагогических приёмов – разными видами поощрений и наказаний. Впрочем, в любом случае, как уже сказано, наилучший способ прививания навыка молитвы – совместная молитва семьи (но для ребёнка – строго с учётом его сил!). Сознаю, что многие родители могут оказаться в той печальной ситуации, когда никакие усилия не приносят видимого результата, – взрослеющий или уже взрослый ребёнок наотрез отказывается от молитвы (во всяком случае, в традиционном для православного виде утреннего и вечернего правила); может быть, достигнув некого возраста, категорически не желает посещать церковь, участвовать в богослужениях. Но не будем отчаиваться – для родительской молитвы место есть всегда, даже в самых крайних и тяжёлых случаях воспитательных провалов; более того, именно в этой ситуации от нас ожидается наиболее усиленная молитва.

Прекрасный пример – жизнь Моники, матери блаженного Августина. Напомню, что Моника, будучи женщиной праведной, тем не менее воспитать сына христианином по промыслу Божиему не смогла. Юноша вырос совершенно ужасный: нечистоплотность поступков, половая распущенность, и более того – из христианской семьи он ушёл в зловредную секту манихеев, в которой достиг высокого иерархического положения. Трагедия. Но вот что совершенно поразительно – Моника всюду следовала за сыном. Скорбела, плакала, но не прокляла его, не отреклась от него – и никогда не оставляла его своей любовью и молитвой. И вот в том исторически знаменитом событии – обращении на берегу моря будущего великого святого Церкви Августина – видим мы явление непостижимого промысла Божиего, но видим и плоды молитвенного самораспинания его матери, плоды подвига её неуничтожимой любви.

Молитва матери, молитва родителей, молитва близких, молитва любящих сердец всегда услышана, и – я убеждён – нет молитвы неисполненной. Но время и образ исполнения – в руках Божиих. Неустанность в молитве, несмотря ни на что, кем бы ни стал наш ребёнок, мне кажется залогом того, что не всё потеряно до самого конца – до Страшного Суда.

И ещё следует помнить родителям: не надо никогда ждать механического исполнения молитвы. Если мы сегодня молимся об уходе ребёнка из дурной компании, то ожидаем, что это произойдёт через неделю или не позже чем через месяц. Если не ушёл – молитва бесполезна. Но не должно торопить Господа, не нужно навязывать Ему свою волю, своё понимание блага.

Я всегда пытаюсь объяснить: по большому счёту, мы просим у Бога только одного – спасения, спасения нашей души, души ребёнка, спасения наших близких. И это прошение обязательно услышано. Всё остальное – лишь пути ко спасению, и прочие жизненные обстоятельства имеют значение только в этом контексте. Вот ты молишься, чтобы сейчас исполнилось желание, и сын ушёл бы из плохой компании. И это правильно, это необходимо. Более того, нужно предпринимать и все разумные действия, дабы изменить эту печальную ситуацию. Но смиренно признаем: результат – в руках Божиих. Понимаем ли мы пути Господни? Ведаем ли Его благой промысл? Знаем ли будущее нашего ребёнка? Но у него впереди жизнь, полная событий. Кто знает, может быть, ему, дабы восстать, следует пройти через горнила жизненных страданий и падений? И если мы верим, что Господь призирает на родительскую любовь и молитву, то как мы можем не верить, что в ответ на нашу молитву Он ниспошлёт Свою благую помощь тогда и тем образом, который необходим для спасения нашего ребёнка? Вот эта доверчивость, возложение всего на Господа – и есть краеугольный камень христианской жизни во всех её аспектах, в том числе и как важнейший принцип христианского воспитания.

(Окончание в следующем выпуске)



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга