44 | Святая жизнь |
СВИРСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Весть о том, что обретены мощи великого подвижника Руси – преп. Александра Свирского – мигом облетела православный Петербург. Об этом объявляли священники с амвона, сообщали средства массовой информации. Когда я приехал к церкви Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, где мощи временно находятся, людская очередь кольцами обвивала храм – столько народа.
Внутри храма стоит удивительное благоухание. Монах, приехавший из Свирского монастыря, поднимает стекло над ракой – мощи частично открыты, и видно, что они нетленные. С благоговением прикладываемся...
Там же, в храме, познакомился я с монахиней Леонидой (Сафоновой), чьими настойчивыми трудами и была найдена святыня. Спрашиваю ее, ведь есть какой-то промысел в том, что именно сейчас Господь вернул нам преподобного? Почему именно сейчас?
* * *
Ровно 80 лет минуло...
Царь был убит в 18-м году. В том же году началась кампания по “ликвидации религиозных предрассудков”. Были взорваны храмы, стерты с лица земли монастыри, расстреляны и замучены священнослужители, монахи и миряне, сохранившие верность Православной Церкви. Официально кампания по “ликвидации” мощей длилась с 1919-го по 1922-й годы, было вскрыто 63 раки. В Центральном Государственном архиве впоследствии был найден циркуляр Наркомата внутренних дел РСФСР, датированный апрелем 1919 года: “Мощи в разоблаченном виде доставляются в музей или другие общественные здания для публичного осмотра. Это особенно желательно. В случае перевозки мощей в разоблаченном виде на новое место каждый раз требуется разрешение НКВД”. Но еще до начала этой кампании – в 1918 году – св. Александру Свирскому выпало первому принять на себя издевательства богоборцев.
После того, как была уничтожена Царская Семья, большевикам требовалось осквернить и останки “молитвенника за Царя”. Так называли преподобного, которому молился царь Иоанн Грозный, которого особенно почитали царь Михаил Федорович Романов и Петр I, не раз посещавший обитель на Свири. Все царствующие особы чтили его...
Большевики, открыв гроб преподобного, были потрясены состоянием его мощей – они оказались нетленными. Не случайно в кощунственном отчете о вскрытиях мощей по всей стране мощи и св. Александра Свирского были названы “восковой куклой” – нетленность их официально не могли признать. Также в отчете обозвали и останки свт. Иоасафа – и они тоже были нетленными (ни к каким другим вскрытым мощам такое “наименование” больше не прилагали). Большевистская власть предприняла все, чтобы унизить и осквернить великую святыню... Ведь Александр Свирский – это единственный новозаветный святой, видевший Бога в трех Лицах. Всего двум людям, жившим на земле, являлась Пресвятая Троица – ветхозаветному Аврааму и кроткому, смиренному монаху Александру, жившему в дремучих лесах у Свири. И богоборцы знали, что делали, издеваясь над чудотворными останками великого святого.
Бог поругаем не бывает. Мощи всех известных святых, изъятых советской властью, возвращены в церкви. С 1989-го по 1991-й годы переданы церкви мощи св.Александра Невского, св. Германа, Зосимы и Савватия Соловецких, св.Митрофана Воронежского, десница ап. Андрея Первозванного... Возвращались они в храмы самыми невероятными путями. Так мощи свт.Иннокентия Иркутского, изъятые большевиками в 21-м году, отыскались в Ярославле при разборке одного из подсобных помещений храма Николы Надеина. В 1990 году во время передачи церковной утвари из запасников музея истории религии и атеизма в Казанском соборе открылось место обитания великой святыни – останков преп. Серафима Саровского. Тогда же в шлаке на чердаке Казанского собора были найдены и мощи свт. Иосафа Белогородского. Останки же преп.Александра Свирского до последнего времени считались утраченными. Поиски начались год назад, в сентябре, с благословения митрополита Петербургского и Ладожского Владимира.
И свершилось предсказание валаамских старцев. Они говорили, что мощи преп. Александра будут первыми изъяты, а вернутся последними. Так и случилось.
* * *
– Были такие моменты, – рассказывает матушка Леонида, – когда казалось, что не найти мощи. Охватывало отчаяние, казалось, что надо уже все бросить. И в этот момент подавался какой-то материал, направляющий мысль по другому руслу, неожиданная догадка... Версий, где могли находиться мощи, было немало: либо они уничтожены, либо увезены в Финляндию, либо тайно захоронены... Был документ, что мощи пришли в Петроград. Мы пошли по Петербургским музеям – в исторический, этнографический. Но они не содержали “мумий”, как нам говорили. Отдел охраны памятников и старины вообще не принимал мощи на хранение – он держал у себя только иконы, золото, серебро, драгоценности. В конечном итоге для поисков остались музеи лишь по линии Наркомздрава. Самый фундаментальный из них, которому было уже 150 лет, – это анатомический музей Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. А остальные медицинские музеи к 18-му году были как бы в зачаточном состоянии. Пошли мы туда.
И вот 30 декабря 1997 года в анатомическом музее стоим мы перед мощами преподобного... Они там числились как “неопознанное тело неизвестного мужчины” и хранились в стеклянном ящике. Из ВМА “неопознанное тело” было доставлено в лабораторию судебно-медицинской экспертизы. Академия предложила нам антрополога, было проведено основательное исследование на протяжении пяти месяцев, чтобы определить этническую принадлежность “мумии”. Это представлялось очень важным – так как преп.Александр по национальности был вепс. Это было доказано. Затем сравнивались репродукции с икон XVI-XVII веков – и даже не будучи антропологом, посмотрев на лик найденных мощей и на ранние иконы, можно было увидеть большое сходство. Очень хорошо сохранилась прижизненная конфигурация носа, губ, сам он сохранился как целое монолитное тело. Очень красивые руки и ноги лежат соответственно летописи. И тут нам помогал Бог. Читаешь про первое обретение мощей – и не сразу обратишь внимание, как были уложены в гробу руки и ноги святого, на другие признаки. Когда же увидели, то стали также смотреть другие летописные источники – и нашли, что ноги лежали нетрадиционно: правая ступня вверх, а левая в сторону. Радости нашей не было предела. Это был один из признаков, который был дан нам в утешение еще до того, как ученые дали свое заключение.
И вот “мумифицированные останки неизвестного человека” (так их называли в СМЭС – судебно-медицинской экспертной службе) были наконец идентифицированы. При этом эксперты отметили, что “естественная мумификация такой высокой сохранности современной науке необъяснима”.
Сразу после получения заключения в рентгенологическом кабинете СМЭС во время молебна святому мощи стали мироточить, в связи с чем начальник академии генерал-полковник медицинской службы Юрий Шевченко принял решение о немедленной передаче их Церкви. В связи с чем 30 июля 1998 года игумен Александро-Свирского монастыря Лукиан (Куценко) направил рапорт Его Высокопреосвященству Владимиру, в котором говорилось: “Довожу до сведения Вашего Высокопреосвященства, что при завершении исследования по поводу идентификации мощей святого преподобного Александра Свирского в СМЭС Санкт-Петербурга был совершен молебен... Во время молебна было обнаружено мироточение преподобного А.С., сопровождавшееся сильным благоуханием...” Сомнений больше не оставалось.
У антрополога, прикрепленного к нам для работы, были свои утешения... 30 апреля, в день первого обретения мощей, у нее на столе вдруг замироточила икона преподобного Александра, как бы подбадривая. Она не могла ранее назвать себя церковным человеком – ее вера окрепла в связи с этой работой. Потом у нее было еще чудесное явление – замироточила икона Спасителя, также в один из трудных моментов.
– У меня самой, – продолжает матушка Леонида, – когда были трудности, было сильное уныние, дома мироточила икона. Продолжалось это мироточение два месяца, пока не перевезли мощи в храм св. мц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
17 августа этот храм посетил Святейший Патриарх Алексий II. “Я думаю, что обретение, возвращение мощей преподобного Александра Свирского в это не простое время для Петербурга и всей России – милость Божия и благословение Божие, – сказал он. – И дай Бог, чтобы каждый, кто приходит к этим святым мощам, получал душевное укрепление и поддержку и чувствовал, что преподобный своими молитвами помогает нам нести свой жизненный крест”.
* * *
В эти дни, особенно после литургии и молебна, храм наполняется удивительным благоуханием. Тысячи паломников видят выступающие на ступнях святого капли янтарного мира.
У мощей стоит сосуд с маслом, которым помазывают прихожан и паломников. Это целебное масло помогает болящим теперь в разных уголках России. Недавно из Сыктывкара пришло мне письмо с таким рассказом... Были в Петербурге две сыктывкарки. И так получилось промыслительно, что, не зная города, сели они не на тот трамвай. Когда обнаружили это, вышли на како-то остановке – и оказались перед входом в храм. Вошли, а там священник как раз говорит на проповеди о целебных мощах преподобного Александра и адрес называет, где они находятся. Не раздумывая, поехали женщины туда... И вот теперь в Сыктывкаре раздают они целебное масло по капельке – всем, кому нужна помощь преподобного. И будто бы люди излечиваются.
...После молебна матушка Леонида подводит меня к этому сосуду, что стоит у чудотворных мощей. Поднимает крышку – там самое обыкновенное масло. Но благоухание исходит от него удивительное. По всему Божьему храму.
И.Вязовский,cоб. корр.
ИЗ ЖИТИЯ СВ. ПРЕП. АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО
Двадцати шести лет от роду простой деревенский парень Амос, вепс по национальности (финно-угорская народность), покинул родное село Мандера на реке Оять и отправился в Валаамский монастырь. По пути он остановился на берегу небольшого лесного озера, и был ему голос Иисуса Христа, который благословил юношу на монашеский подвиг и указал, побыв на Валааме, вернуться потом на это место и сотворить здесь обитель.
В 1474 году Амос принял постриг в Валаамском монастыре, а спустя десять лет ушел на реку Свирь. В шести верстах от нее, между озерами Святым и Рощинским, на том самом месте, где был ему голос свыше, основал он свою пустынь, в которой первые семь лет жил в полном одиночестве. Потом вокруг него стали собираться люди, также желавшие жить вдали от мира. В 1506 году это поселение уже официально числилось монастырем.
Во время ночной молитвы в 1507 году игумену было видение Святой Троицы, благословившей его воздвигнуть храм во имя Отца и Сына и Святого Духа. Первая Троицкая церковь была построена из дерева. Но после того, как Великий князь Иоанн III сделал большие пожертвования и выделил мастеров-строителей, здесь появился первый в Олонецком крае каменный храм, так же освященный во имя Пресвятой Троицы. Свирское монашеское общежительство разрасталось, поделилось даже на две обители – Троицкую и Преображенскую, в которой появилась церковь Преображения Господня. Вскоре окрепший монастырь стал центром религиозного просвещения Олонецкого края.
Устав монастыря отличался суровостью. Игумен Александр работал наравне с братией: носил воду и дрова, молол зерно на ручной мельнице, месил тесто и пек хлеб, копал глину и делал кирпичи. Еще при жизни он был известен своими чудотворениями, прозорливостью, врачеванием физических и душевных недугов, способностью изгонять бесов. В историю Карелии он, кроме всего прочего, вошел своими знаменитыми духовными учениками, основавшими Андрусовскую, Важеозерскую, Задненикифоровскую и Сяндебскую пустыни. Преставился преподобный Александр Свирский 12 сентября (по н. ст.) 1533 года и был погребен в Преображенской церкви. Канонизировал он на Стоглавом соборе через 14 лет после отшествия (случай редкий – обычно на это уходят столетия).
Когда в 1641 году под фундаментом сгоревшего во время польско-шведской интервенции собора начали копать ров, обнаружили нетленные мощи святого Александра. Как говорит летопись, земля стояла под ним в виде пещеры, ничем не поддерживаемая. Лишь только открыли верхнюю доску гроба, по воздуху разнеслось благоухание – мощи преподобного мироточили. Спустя три года они были переложены в серебряную раку, сооруженную на деньги царя Михаила Федоровича Романова (из Москвы ее везли на 11 лошадях). Мощи явили великую чудодейственную силу при исцелении болящих, к ним стекались массы паломников со всей России.
Весной 1991 года верующим был возвращен Троицкий собор, монастырь возрождается. Весной-летом 1999 года, как предполагается, вернутся туда и мощи преподобного.
ПО МОЛИТВАМ ПРЕПОДОБНОГО
Случаев исцеления от мощей преподобного было великое множество вплоть до самой революции. Вот один из них, необычный. Случилось это с одной одержимой в начале ХХ века. Судороги и припадки мучили бедную женщину. Много ездила она по монастырям, была и у св. прав.Иоанна Крноштадтского. Но исцеление получила внезапно: достаточно было монахам покрыть корчившуюся женщину покровцом раки преп.Александра Свирского. Правда, в ту же минуту пострадал алтарь, вылетели с треском оконные стекла. Это происшествие весьма запомнилось монахам Свирского монастыря, поэтому о нем сохранились документальные подтверждения.
* * *
А вот современные записи, сделанные в С.-Петербурге в храме св.мц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (приводятся только первые свидетельства, на самом деле их намного больше):
1. Диагноз врачей – рак 3-й степени. Хотела попасть к преподобному, но была прикована к постели. Друзья чудом сумели поместить меня в машину, привезли в храм. Я приложилась к мощам. Сейчас выздоровела. Работаю на Московском проспекте. Рак прошел.
Раба Божия Ольга.
2. Очень болела нога, не могла ходить без палки, не могла спать по ночам от болей в голове. В храме молилась, приложилась к мощам, взяла масла. На ночь смазала ногу и кое-где лицо, как делает батюшка. Уснула, сны были хорошие-хорошие, и боль утихла. Пришла в другой раз в храм без палки.
Раба Божия Анфиса.
3. В Адлере погиб в автокатастрофе брат. Взяла масла в храме и пришла в морг. Смазала ушибленные места и будто услышала: “Спасибо, мне теперь хорошо”. Когда брата хоронили, на лице его была улыбка.
4. Два месяца на затылке были язвы с нарывами. Вечером смазала маслом, утром проснулась – розовая кожица, язв нет.
Раба Божия Галина.