46 | Святая жизнь |
ЕВФИМИЙ ИЗ ГРАДА АРХАНГЕЛЬСКОГО
Богат и славен подвижниками наш северный край. В том числе и Архангельская епархия. По свидетельству духовного писателя начала ХХ века, автора “Архангельского Патерика”, архимандрита Никодима (Кононова, впоследствии Новомученика, епископа Белгородского), “по числу местных святых мужей Архангельская епархия уступает только “Матери градов Русских” – Киеву и древнему “господину великому Новгороду”.
Почти у каждого ее района, у каждого города есть свой почитаемый святой.
И по мере возрождения Православия на Севере, мы все больше и больше узнаем об этих праведниках, обращаемся к ним с молитвами о заступлении.
Небесным покровителем Архангельска издавна почитается Архистратиг Михаил, в честь которого и получил свое имя наш город. Уже вошло в добрую традицию праздновать 21 ноября, в Михайлов день, именины города.
Но у Архангельска есть еще один небесный заступник и молитвенник, о котором даже из людей церковных мало кто знает. Это – преподобный Евфимий Архангелогородский. Память его совершается 20 января /или 4 февраля по новому стилю/.
И в дореволюционные времена о нем не было известно столь хорошо и подробно, как, например, о Соловецких или Сийских подвижниках. Например, в “Архангельском Патерике”, изданном в 1901 г., он ошибочно отождествляется с другим преподобным, который носил то же имя, но жил за столетие до него – с преподобным Евфимием Карельским, основателем Николо-Карельского монастыря. Поэтому необходимо рассказать о том, кем был Преподобный Евфимий Архангелогородский и что нам известно о нем.
Сведений о жизни Преподобного Евфимия почти не сохранилось. Известно только, что родом он из Вознесения, и с 1569 по 1585 гг. /по другим данным, он преставился в 1523 г. / был игуменом Михайлово-Архангельского монастыря. Об его сокровенном подвижническом житии не осталось воспоминаний современников и очевидцев. Но несомненно, что оно было именно таким, как о нем говорится в каноне преподобному: “жизнь свою сотворил еси в молитвах и пощении, законно препроводил еси, отче, в безстрастие облечеся, плоти мудрования смирив крепостию Божественнаго Духа”.
И свидетельством неложности этих слов могут послужить сказания об обретении его мощей и о многочисленных чудесах, совершившихся от них.
В старинном повествовании так говорится об обретении мощей преподобного Евфимия. 7 июля 1647 г. кузнец Евстафий Трофимов рыл на дворе у архангельского воеводы, боярина Юрия Петровича Буйносова-Ростовского, яму для установки кузнечного горна. Неожиданно из-под земли показалась деревянная крышка. Кузнец решил, что нашел сундук с кладом.
Однако, к его разочарованию, вместо этого он выкопал старинный гроб. “Вот-те и барыш! “– только и вымолвил Евстафий. Раздосадованный, он стал насмехаться над неизвестным усопшим: “вставай, помогай копать!” и руку свою под гробовую доску совал, но рука в гроб не вошла, и он ничего не ощупал”. За этот кощунственный поступок Евстафия внезапно начало трясти, как в сильной лихорадке, а от резкой слабости он не мог даже пошевелиться. Тогда-то он понял, что заболел из-за непочтительного отношения к неведомому подвижнику, что лежал в найденном им старинном гробу, и принялся оплакивать свой грех.
Но исцелился Евстафий только после того, как по повелению боярина Юрия Буйносова-Ростовского, узнавшего о причине болезни своего слуги, была совершена панихида по новоявленному угоднику Божию.
Таково было первое из чудес Преподобного Евфимия Архангелогородского.
Стараниями воеводы Буйносова-Ростовского гроб с телом Преподобного был перенесен в находившуюся недалеко от места его обретения деревянную церковь в честь Праздника Происхождения честных древ Креста Господня. Тогда же его мощи переложили из старого гроба в новую деревянную раку. При этом также совершилось несколько знаменательных чудес.
Некий Максим Медведкин, скептически отнесшийся к почитанию новоявленного угодника, потерял рассудок и излечился от страхований лишь после слезного молитвенного обращения к тому, над кем он прежде недоверчиво посмеивался.
А страдавший десять лет неизлечимой болезнью ног вдовый священник Воскресенской церкви Димитрий Козьмин, по вере своей в помощь преподобного, получил исцеление после того, как отстоял обедню у его гроба.
Несмотря на множество чудес, совершившихся у гробницы преподобного, имя его около двух лет оставалось неизвестным. Пока сам он в 1649 г. не открыл его в сонном видении послушнику Михайло-Архангельского монастыря Косме Игнатьеву. Тот, в числе других братий, был отправлен на рыбный промысел, но внезапно так тяжело заболел, что лежал в беспамятстве, близкий к смерти, без всякой на надежды на человеческую помощь. И тогда-то, как вспоминал позже сам Косма, “вниде старец ко мне – брада седа вполовину. И рече ми: “тяжко болиши, молися Богу и призови на помощь лежащего во гробе у Происхождения Честнаго Креста Господня”, И аз рех: “Господи, не ведаю имени его”, Он же рече: “имя мне Евфимие, а родом из Вознесения”. И невидим бысть”.
Помолившись преподобному Евфимию, Косма поправился. А о происшедшем с ним чуде рассказал, вернувшись в монастырь, игумену Антонию. Благодаря этому и стало известно имя угодника Божия Евфимия. А повесть об исцелении послушника Космы сохранилась до наших дней, как свидетельство действенности молитвенного обращения к преподобному.
“Евфимием из града Архангельского” назвал он себя, явившись и некоторым другим людям, например, жительнице Емецкого погоста Ксении, которая долгое время страдала от лихорадки и, “призвав Святаго с верою об избавлении от недуга, исцеление получи”.
О том, как выглядел преподобный Евфимий, также известно по рассказам излеченных им людей. Они описывали его как “человека, светлотою одеянного, власы чермены, брада в просед велика, возрастом велик же”, или как старца “с постным лицом, брада в просед невелика, в багряной ряске”.
В 1644 г. монахом Михайло-Архангельского монастыря Иосифом были собраны свидетельства о многочисленных исцелениях, совершившихся от гробницы преподобного Евфимия. А в 1650 г., по повелению Новгородского митрополита Никона /будущего Патриарха/, игумен Антоние-Сийского монастыря Феодосий произвел освидетельствование его мощей. При этом “были найдены кости, а расследование чудотворений убедило в святости преподобного, который признан за игумена Михайло-Архангельского Евфимия”. Тогда же была составлена служба преподобному и написана его икона.
Так в сонме Святых, в земле Российской просиявших, появилось имя преподобного Евфимия Архангелогородского. Это стало знаменательным событием для истории Архангельска, который “дарований чудес обогатился еси обильно, древних отец чести сподобися” обретением мощей новоявленного угодника Божия.
До начала 18 века мощи преподобного Евфимия находились в храме Происхождения честных древ Креста Господня. Впоследствии на его месте была построена другая церковь – в честь Архистратига Михаила, где под спудом положены мощи преподобного.
Так неразрывно переплелось почитание в нашем городе двух его небесных покровителей – Архангела Михаила и преподобного Евфимия Архангелогородского.
Преподобный Евфимий почитался не только в Архангельске и его окрестностях. К нему обращались в молитвах люди из разных уголков нашей епархии – Холмогор, Емецка, Мезени. Он исцелял безнадежных больных, спасал терпящих крушение на море, являясь на корме судна посреди бушующих волн.
В каноне ему говорится и о том, что даже от земли, взятой от его гроба, по вере тех, кто брал ее, совершались исцеления: “облежащая персть святаго твоего гроба камене сапфира дражайши, отче, показася, целебна бо и чудотворива, и паче злата верными разделяема”.
Есть немало свидетельств и об исцелениях детей по молитвам к преподобному Евфимию. Так, младенец Иван Буйносов, страдавший опухолью лица, был принесен родителями к гробнице преподобного Евфимия, и, к великой их радости, совершенно поправился.
А одиннадцатилетняя слепая девочка София Морозова, племянница серебряных дел мастера Еремея Нестерова, прозрела после того, как однажды, отходя ко сну, по-детски горячо помолилась святому Евфимию, чтобы он вылечил ее.
Удивительно, насколько близок в этом отношении преподобный Евфимий Архангелогородский другим Российским чудотворцам, например,праведному Иоанну Кронштадтскому или Серафиму Саровскому, которые с особенной любовью относились к детям, скоро откликаясь на их бесхитростные, но искренние молитвы!
Почитание преподобного Евфимия Архангелогородского, продолжавшееся более трех столетий, было прервано революцией. Ныне мощи его безвозвратно утрачены. А на том месте, справа от здания Гостиного двора, где стояла некогда церковь Архангела Михаила, сейчас разбит сквер.
Но память о святых неистребима никакими гонениями, никаким осквернением, уничтожением вещественных святынь. Как неизменно и молитвенное предстательство за нас. И в числе имен других северных подвижников возвращается к нам из тьмы забвения и имя преподобного Евфимия Архангелогородского.
Канон ему с краткой житийной справкой был опубликован в январской книге Богослужебных Миней, издания 1983 г. Там же помещены тропарь и кондак ему. И верим, что сейчас, в наше время разгула зла, северяне вспомнят о том, как много чудес совершилось в минувшие времена по молитвам к преподобному Евфимию Архангелогородскому, и, в непостыдной надежде на его помощь, будут обращаться к нему, как некогда обращались деды и прадеды наши: “Хранитель буди отечеству своему всегда, преподобне отче Евфимие, избавляя сие от глада же и пагубы, да, твоими к Богу молитвами избавльшеся вси, яко заступника тя почитаем”.
Преподобне отче Евфимие, моли Бога о нас!
Тропарь, глас 4:
Яко сокровище многоценно и источник, изливающ токи исцелений, подаде нам Христос честныя мощи твоя, преподобне Евфимие, болезни убо отъемлющия страстей различных, благодать же душам точащия непрестанно. Егоже моли даровати нам велию) милость.
Кондак, глас 3:
Празднует днесь Архангелов град праздник пресветлый светоносныя твоея памяти, вся созывая окрестныя его, радуется бо, яко стяжав сокровище велие – честныя мощи твоя, преподобне Евфимие, егоже сохраняй всегда молитвами твоими от всех зол, да зовем ти: радуйся, отче, благодушию тезоимените.
Монахиня ЕВФИМИЯ.