47 | Святая жизнь |
“ОТРОКОВИЦА ПАРАСКОВИЯ”
Среди Житий святых можно найти удивительные в своей трогательности рассказы о совсем юных подвижниках, посвятивших служению Господу всю свою недолгую земную жизнь. Младенец-мученик Кирик, мученицы Вера, Надежда и Любовь, страстотерпец царевич Димитрий Угличский, блаженная отроковица Муза – это лишь немногие из них. С особой любовью мы, жители архангелогородчины, почитаем праведного Артемия Веркольского. Но мало кто знает, что отрок Артемий Веркольский был не единственным северным святым, угодившим Богу в детские свои годы. Вместе с ним в сомне подвижников Архангельской земли издавна почиталась и его сестра, праведная Параскева Пиринемская, память которой праздновали в один день с памятью святого Артемия Веркольского – 23 июня (6 июля по новому стилю). Что же мы знаем о ее судьбе?
К сожалению, практически ничего. Так, в книге архимандрита Никодима (Кононова) “Архангельский Патерик” о ней можно найти только краткое упоминание: “О праведной Параскеве и ее жизни, кроме древнего предания, говорящего, что она была родной сестрой праведного Артемия Веркольского и скончалась отроковицею, нам ничего не известно”.
Действительно, Господь не благоволил, чтобы мы узнали о сокровенной внутренней жизни отроковицы Параскевы. И можно лишь предполагать, что подвижничеством своим она была подобна брату – праведному Артемию. Так же, как он, проводила время не в детских забавах и играх, а в молитве, посещениях храма Божия. Помогала отцу и матери в их повседневных трудах и заботах. Нам, христианам современности, трудно даже представить себе духовную высоту этой маленькой уроженки Пинежья. Ведь, по словам Е.Поселянина, “что может быть выше, как детская незлобивая и чистая душа, которая вместила в себе Бога?” Параскева Пиринемская прожила недолгую и праведную жизнь. Похоронена она была в селе Пиринемь, в 90 верстах от Пинеги, на полпути между Пинегой и Верколой, в старинной часовне в честь великомученика Георгия Победоносца, что стояла там с незапамятных времен.
Обретение мощей праведной Параскевы произошло через несколько десятилетий после ее кончины, в 1610 году. О нем нам известно из старинного повествования. Вот как это произошло.
Несколько лет подряд жители Пиринеми, приходя помолиться в старинную Георгиевскую часовню, замечали, что в зимнюю стужу, когда ее обветшалые стены и пол покрывались инеем, один угол постоянно оставался незамерзшим. Мало того, из-под половиц исходило тепло. 30 июня 1610 года после утрени прихожане Георгиевской часовни собрались, чтобы совместно решить вопрос о ремонте ее прохудившейся крыши. Тогда-то и надумали они посмотреть, что же скрывается под ее полом. И вот, как повествуется в древней “Книжице об обретении сих мощей и о чудесах от оных”, приподняв половицы, они увидели “гроб вверху земли и на гробе камень, и они камень подняли и сняли с гроба, и под камнем глава, а мощи землею покрыты...” Однако, когда пиринемцы решили получше разглядеть, кто лежит в найденном ими гробу, их любопытство было чудесным образом остановлено: “свещу от мощей угасило, аки ветром, и как свещу отнесли, и паки сама загорелась”. При этом произошло еще одно чудо. Среди людей, обретших мощи, был некий больной, уже много лет страдавший неизлечимым для того времени недугом. Помолившись Господу и Матери Божией и с верою прикоснувшись к гробу, он почувствовал, что выздоровел. Так было открыто жителям Пиринеми, что в гробу, найденном под полом Георгиевской часовни, почивают мощи неведомого им святого. Однако кто этот неизвестный подвижник и как его имя, они узнали лишь позднее.
Около года спустя священнику из находившегося рядом с Пиринемью села Чаколы, отцу Феофилакту, в сонном видении было открыто, что обретенные в Пиринеми мощи принадлежат отроковице “Парасковии, девическа лика, крестьянска рода”. С тех пор и стала она именоваться в святцах – праведная Параскева Пиринемская (или Пириминская).
Между повествованиями о чудесах, совершившихся от раки праведной Параскевы, есть одно, наиболее ярко показывающее действенность ее молитвенного предстательства пред Богом. В 1611 году, “после Афанасьева дня и Кирилла Александрийских” (т.е. примерно 1 февраля по новому стилю), она явилась во сне пинежскому крестьянину Евфимию Федорову, повелев ему, чтобы он к ее раке “собрал скорбных и недужных, и кто чем скорбен, Божия милость да будет”. Он уже готов был исполнить ее слова. Однако жена его, не обладавшая столь глубокой верой, как Евфимий, стала уговаривать его, чтобы он не предпринимал ничего: “Что о тебе люди подумают?” Действительно, односельчане Евфимия сперва не поверили его рассказу о явлении праведной Параскевы. Однако после того, как жена Евфимия внезапно ослепла, насмешки прекратились. И тогда он снова увидел во сне праведную Параскеву, которая повторила свое повеление собрать болящих к ее гробу, прибавив при этом, чтобы они “молились Богу, Пресвятой Богородице и новой чудотворице Параскеве”. Вместе со священником Чакольского прихода Феофилактом Евфимий, собрав больных, в числе которых была и его маловерная жена, отправился в Пиринемь. После того, как у раки праведной Параскевы был отслужен молебен, все недужные, к радости их близких, исцелились. А было их тридцать человек.
В 1612 г. Красногорским игуменом Макарием и священником Феофилактом было произведено первое освидетельствование мощей праведной Параскевы. Они “по посте и молебном пении со тщанием обрели мощи, главу новоявленныя Параскевы и иные прочие составы все не по плоти, но единые кости ея”. Вслед за тем мощи праведной Параскевы были положены в новую раку, которую поставили на паперти Георгиевской часовни. Причем во время сильных морозов гроб не покрывался инеем, и от него исходило тепло. Продолжались и исцеления людей, с верою молившихся праведной Параскеве, – к началу XVIII века было записано 18 чудес, произошедших у ее гроба.
В 1710 г. приходской священник Алексий Козьмин и приказчик Алексий Яковлев составили описание обретения мощей Параскевы Пиринемской, а также чудес, совершившихся от ее раки. Описание это было представлено архиепископу Архангельскому и Холмогорскому Рафаилу. По его указу в 1711 г. проводилось повторное освидетельствование мощей праведной Параскевы, в котором участвовали местные священники Симеон, Евстратий и Иоанн Козьмин, а также иеромонах архиерейского дома Порфирий и строитель Веркольского монастыря иеромонах Антоний. Отслужив молебен перед гробницей, они “гробницу скрыли и тоя праведныя Параскевы мощи смотрели, и мощи тленны, а глава и вси тела ея кости сухи, а в составе все целы, покрыты холстиною тонкою белою, и на той холстине изображен Животворящий Крест Господень”. Затем, окропив мощи святой водой, они закрыли раку. Событие это ознаменовалось чудом – когда гробница была закрыта, “благоухание из того гроба изыде”.
Службы праведной Параскеве Пиринемской составлено не было. Однако известно, что в XVIII веке существовали иконы с ее изображением. В том же столетии, когда на месте окончательно обветшавшей Георгиевской часовни построили церковь в честь 12 Апостолов, мощи ее почивали в правом углу этого храма. У гроба ее всегда молились люди, прося ее помощи в “нуждах и печалях”, часто служились панихиды. И, конечно, не оставались не услышанными молитвы тех, кто с верою обращался к праведной Параскеве.
Жители Пиринеми ежегодно праздновали ее память. В день обретения ее мощей, 30 июня, перед ракой ее служились панихиды. Почитали праведную Параскеву не только на ее родине – Пинежье, а и по всему Архангельскому краю. Пока в послереволюционные годы “воинствующими безбожниками” не было сделано все возможное, чтобы истребить из сознания людей память о “Святой Православной Руси” и об ее подвижниках...
Но как за беспросветной ночью неизменно наступает день, так и на смену разгулу сил тьмы приходит возвращение к утраченной вере, к утраченной памяти. И не случайно, что среди имен северных святых вернулось к нам и имя праведной Параскевы. Ведь сейчас мы особенно нуждаемся в их молитвенном предстательстве за нас пред Господом.
Монахиня Евфимия