49 

   Святая жизнь


СКВОЗЬ ТЬМУ ВЕКОВ

К 440-летию памяти преп. Антония Сийского

Siya3.jpg (14809 bytes)
Антониево-Сийский монастырь (дореволюционный снимок)

Есть на нашей земле уголки, где время как бы замедляет свой ход, и рядом с современностью соседствует вековая древность. Попав туда, ощущаешь связь поколений, объединенных неложной целью служению Богу. К числу подобных мест на Севере относится Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь. В этом году исполняется 440 лет со дня преставления его основателя – преподобного Антония, Сийского чудотворца.

Преподобный Антоний родился в Кехте, недалеко от Архангельска. Его родители, благочестивые крестьяне Никифор и Агафья долго не имели детей, и их первенец Андрей (так звали св. Антония в миру) был “вымоленным у Бога чадом”. В семилетнем возрасте Андрей выучился грамоте и иконописи, помогал родителям по хозяйству. В 25 лет, похоронив отца и мать, он ушел в Новгород, где служил у одного боярина. Хозяин так полюбил его, что выдал за него замуж свою дочь. Но спустя год та умерла, а вслед за ней – и сам хозяин. Возможно, эти потери дорогих Андрею людей окончательно обратили мысли его к Богу: “радость бо плотская погибает, о Господе же радость пребывает вовек”. В Каргопольском краю, на реке Кене, в пустыни преп.Пахомия Андрей принял монашество, а впоследствии и священнический сан.

В Кеноезерской обители сформировался характер будущего подвижника. По свидетельству жития, он усердно трудился на тяжелых монастырских послушаниях: валил деревья, корчевал пни, работал в огороде. Особенно же любил ухаживать за больными в монастырской богадельне, на деле исполняя Христову заповедь о любви к ближнему. Но его влекло к более суровому подвигу – пустынножительству.

С благословения своего наставника, преподобного Пахомия, Антоний с двумя иноками – Иоакимом и Александром – отправился в северные лесные дебри на поиски места, где можно было бы поселиться. Сперва они обосновались на реке Емце, однако были изгнаны оттуда местными крестьянами, которые заподозрили, что монахи хотят захватить их земли. Но эта людская несправедливость не смутила преп. Антония – он верил, что Господь не оставит их и непременно поможет. И Бог воздал ему по его вере – встретившийся изгнанникам рыбак Самуил показал им чудесное место на берегу Михайловского озера, окруженное непроходимыми лесами. Именно там Божий Промысел судил возникнуть обители. Первый деревянный храм, построенный ими, был посвящен Пресвятой Троице. Так, более четырех веков назад, в 1520 году, в правление великого князя Василия III, был основан Сийский монастырь.

Нелегким было становление Сийской обители. Не раз братия, терпя недостаток в самом насущном, готова была разойтись, но по молитвам преподобного Господь нежданно посылал необходимое для монастыря, избавлял от нападения разбойников.

Главной святыней монастыря была икона Пресвятой Троицы, написанная, по преданию, самим преподобным Антонием. От нее совершались многочисленные чудеса – прозревали слепые, изгонялись бесы. Однажды по недосмотру Троицкий деревянный храм сгорел, но находившаяся в нем икона была обретена совершенно неповрежденной. И в этом был еще один знак Божьего благоволения к обители.

Святому Антонию, первому игумену Сийскому, была суждена долгая и трудная жизнь. Он умер в глубокой старости, в царствование Ивана Грозного, 7 декабря (20 декабря по новому стилю) 1556 г. Из 79 лет своего земного жития почти 37 он провел в созданной им обители, периодически покидая ее для уединенного жительства. О его подвижничестве можно говорить многое, но о том, каких духовных высот достиг преподобный, яснее скажут дошедшие до нас его поучения: “Всякую скорбь терпи с благодарностью, ибо без скорби нельзя спастись. Без покаяния, чадо, никогда не пребывай. Твори правду во всем, неправду же возненавидь... Божия милость без искушения никогда не приходит, по скорби же ожидаем радости. Необходимы же нам терпение и молитва, да привлечем милость Божию упорством нашим...”

Перед кончиной преподобный Антоний поручил монастырь покровительству Господа, Пресвятой Богородицы и преп. Сергия Радонежского, которого особенно почитал, заповедав братии не оставлять дел милосердия: “Нищих поите и кормите досыта и милостыню давайте, дабы не оскудело место сие”. Расставшись телом с созданной им обителью, преподобный Антоний и доселе духом пребывает в ней, посещая чад своих, помогая им своим молитвенным предстательством.

Первое житие св. Антония было написано спустя 21 год после его преставления по благословению игумена Гермогена священноиноком Ионой. Тогда еще были живы монахи, помнившие своего авву. Другое житие принадлежало перу царевича Ивана – сына Ивана Грозного. А в 1579 г. состоялось причисление преподобного Антония к лику Святых.

С самого основания Свято-Троицкий Сийский монастырь пользовался расположением русских царей и великих князей. Об этом свидетельствует древняя “Кормовая книга” – интереснейший памятник истории, где перечислены наиболее значительные вкладчики: Иван Грозный прислал синодик казненных бояр и 1000 рублей для их поминовения, его сын Федор пожертвовал 170-пудовый колокол, а также предоставил обители денежные льготы для возведения каменного Свято-Троицкого собора. Постройка московскими мастерами этого величественного пятиглавого храма длилась 18 лет – в 1588-1607 гг. Борис Годунов “прислал вкладом 200 р. и крест, что снят у местной иконы у Троицы. Да его же дачи паникадило медное весом 9 пудов 200 фунтов, да ризы золотые, да покров на чудотворца – кругом шиты слова золотом, да его же дачи 300 р.” Делали приношения и родовитые бояре – Волконские, Милославские, Морозовы... Братия регулярно поминала “благоукрасителей и жертвователей”, о чем свидетельствуют записи “Кормовой книги”: “Месяца марта в 19 день. Поминати царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России, в иноцех Ионы. Пети понахида собором в черных ризах болших, кутия пшеничная с ягодами, обедню служить собором. После обедни понахида малая, на братию корм шти с перцем, пироги гороховые с медом, квас сыченый. После стола поют понахиду малую. А дачи его образы, и книги, и ризы, и милостинные деньги, и вотчины, и жаловальные грамоты – а имянно всего не исписать”. Так в Троицкой обители поминали царя Ивана Грозного.

В 1601 г. в Сийском монастыре по приказу царя Бориса Годунова был насильственно пострижен боярин Федор Никитич Романов, будущий Патриарх всея Руси, отец первого царя династии Романовых – Михаила. Игумен Иона, чем мог, облегчал положение опального боярина. Позже, став “Великим государем” и Патриархом, Филарет не забыл участливого игумена и также благодетельствовал Сийской обители. До нас дошло письмо святителя Филарета к Ионе о том, что он среди прочих подарков посылает ему и серебряную чарочку из своей кельи с пожеланием вкушать из нее во утешение. В Сие сохранялось деревянное кресло Филарета Романова. В начале XX столетия оно было перевезено в Архангельский краеведческий музей.

Помимо льгот и подарков цари династии Романовыхсами не раз заглядывали в северную обитель, хранившую память их пращура. Летом 1819 г. сюда приезжал царь Александр I, в июне 1856 г. – император Александр II. Посещали Сию и великие князья Константин Николаевич (1884г.), Алексей Александрович (1870г.), Владимир Александрович. Встреча августейших гостей происходила по особому ритуалу. Царь, выйдя из кареты, шел пешком до Святых врат, где его встречали игумен с братией. Прикладывался к кресту и к иконе преподобного, которую ему дарили. Игумен кропил его святой водой. Потом высокий гость шел в Троицкий собор, где поклонялся мощам св. Антония и выслушивал молебен с многолетием. За угощением в игуменских покоях беседовал о жизни монастыря, после чего отправлялся в обратный путь.

О значении Сийского монастыря на Севере можно много говорить – он наравне с Соловецким занимал здесь первенствующее положение. До учреждения в 1682 г. Холмогорской архиепископии Сийский монастырь являлся органом церковного управления Двинским краем. Его игуменам принадлежало почетное, но ответственное право первыми объявлять о важных государственных событиях. В 1650 г. по поручению Новгородского митрополита Никона (будущего Патриарха) сийский игумен Феодосий освидетельствовал мощи преподобного Евфимия, настоятеля Михайло-Архангельского монастыря, от которых совершались чудотворения. С 1652 г. Сийская обитель управлялась архимандритами. В 1764 г. указом Екатерины II у монастыря была отобрана большая часть его богатых угодий, а сам он переведен в разряд второклассных, но это не могло умалить значения северной святыни.

Что мог увидеть паломник начала XX столетия, попав в Сийский монастырь? Ответим словами поэта: “Красоту земли и неба”. Величественно возносились к облакам купола белокаменных храмов – Свято-Троицкого, Благовещенского, Сергиевского надвратного. Еще один храм – в честь святителей Московских Петра, Алексия и Ионы – размещался под колокольней. В праздники далеко окрест разносился звон 20 колоколов, из которых самый большой весил 300 пудов. Монастырю принадлежали еще две церкви – Успенская кладбищенская и Крестовоздвиженская (на месте встречи св.Антония с рыбаком Самуилом), 2 часовни. Наверное, поражали богомольцев золоченые трехъярусные иконостасы монастырских каменных церквей, иконы – от древних до образов “итальянского письма”. Но главными сокровищами были мощи преподобного Антония, чудотворные иконы Троицы и Смоленской Божией Матери. Поклонившись мощам, рядом с гробницей паломник видел бережно хранимые посох св. Антония и его ризы. Они были не златотканые, усыпанные самоцветами, а шитые из простой крашенины, но именно в эти скромные ризы облачались сийские игумены и архимандриты в день памяти преподобного Антония. И так продолжалось, пока эти драгоценные облачения не обветшали совсем...

Рядом с ракой преп. Антония, у южной стены Троицкого собора находилась и усыпальница сийских настоятелей, у которой служили панихиды. В монастыре имелись богатая библиотека, где хранилось древнее Евангелие, принадлежавшее преп.Антонию, своя иконописная школа. Кроме того, было большое хозяйство – поля, скотный двор, водяная мельница, две благоустроенные гостиницы для паломников. Наверное, покидая Сию, паломники всю жизнь вспоминали о виденной ими величественной святыне...

Теперь мы об этом можем только вспоминать. В начале 20-х годов монастырь закрыли, и в стенах его последовательно размещались коммуна, дом отдыха, дома для детей-инвалидов и престарелых, облисполкомовская и обкомовская дачи, пионерский лагерь. В 1992 г. по ходатайству епископа Пантелеимона благословением Святейшего Патриарха монастырь наконец-то был возвращен Русской Православной Церкви. Тогда же настоятелем его был назначен иеромонах (ныне игумен) Трифон, служивший до этого в с. Иб на Сысоле. Что увидел он, впервые приехав туда? “Мерзость запустения на месте святе”. Храмы полуразрушенные, без крестов и куполов, разобранные корпуса, практически разрушенную колокольню. Не осталось и следа от часовен, Успенской и Крестовоздвиженской церквей, гостиниц, старых хозяйственных построек. Вещественное было разорено. Но в осиротевших стенах сохранялся дух былой святыни, ее преподобного основателя. Может, и в этом возрождении через страдания, на пепелище – особый Промысел Божий? “Божия милость, братие, без искушения никогда не приходит; по скорби же ожидаем радости”.

Вот уже пятый год идет восстановление Антониево-Сийского монастыря. Воссоздание внешнего облика монастыря, его хозяйства, сочетаются с духовным возрождением. Каждый день в 5.30 утра братия собирается на утреннюю молитву, затем, после трапезы, расходится на послушания – на кухню, на скотный двор, на ремонтные работы; после обеда – снова послушания. В 21.00 – вечернее молитвенное правило. В воскресные и праздничные дни совершается Божественная Литургия. С лета 1994 г. ежедневно у мощей преподобного Антония читается акафист ему.

Сийский монастырь под руководством неутомимого игумена Трифона стал и центром возрождения Православной духовности на Севере. В 1994-95 гг. четверо послушников, наиболее преуспевших в иноческой жизни, приняли монашеский постриг. В обители открыта большая библиотека, формируется хор из монахов, послушников, трудников. С декабря 1993г. в Архангельске открыта монастырская школа, где желающие знакомятся с начатками Православной веры. С осени 1994 г. по благословению Владыки стараниями игумена в Архангельске открыто заочное отделение Свято-Тихоновского Богословского института, деканом которого в 1996 г. стал игумен Трифон. Он же явился и инициатором создания в прошлом году Архангельской епархиальной библиотеки. Монастырь регулярно проводит семинары по Православной педагогике, а его книжные лавки в здании касс Аэрофлота, а также в Соломбале, знакомят верующих архангелогородцев с новинками духовной литературы. Все это свидетельствует о том, что, как и во времена преподобного Антония, Господь не оставляет места сего. Возрождается обитель, а вместе с нею – и Православие в нашем крае.

Своеобразным символом этого служит уцелевшее место погребения преподобного Антония в Свято-Троицком соборе. Он еще пока пуст, стены испещрены надписями, через пустые окна свищет ветер. Но у гроба преподобного, пред его образом уже зажжена лампада, приходят молиться люди. А это значит, что после разорения и безверия все же наступает радость и новая жизнь, как после ночи приходит светлый день.

Преподобне отче Антоние, моли Бога о нас!

Монахиня Евфимия. г.Архангельск

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera