ВЕРТОГРАД

ДРУГ ИЛИ ВРАГ?

О влиянии компьютера на психику человека

Несколько лет назад мир облетело сообщение агентства CNN о молодом корейце, ставшем жертвой компьютера. Молодой человек пришёл в интернет-кафе и сел играть. В течение трёх следующих дней он отходил от монитора лишь в туалет и для краткого сна на кушетке. Выяснилось, что он бросил работу для того, чтобы не отрываться от игры. Мать, обеспокоенная тем, что сын не появляется дома, попросила его коллег разыскать его. Когда те добрались до интернет-кафе, парень пообещал сначала закончить игру и прийти. Через несколько минут, проведя перед монитором в общей сложности около 50 часов, он умер – не выдержало сердце. Этот случай ознаменовал наступление новой напасти человечества – века тотальной зависимости от компьютера.

* * *

Длительная работа за компьютером разрушительно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... Что это может означать для простого человека? Всё что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах.

Все вышеперечисленные недуги, безусловно, отразятся и на вашем психическом состоянии. Однако сейчас речь пойдёт о том влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, «мыши» или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи – игры и Интернет. Это то, что «затягивает», то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни – это маниакальная зависимость от Интернета или от игр. Если угодно, интернето-мания, игро-мания.

Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идёт о многочасовом сидении за компьютером. Второе, мы имеем в виду людей, которые проводят своё время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в Интернете (сбором информации и т.п.). Кстати, они составляют около 90% от всех «долгосидящих» в сети.

Людям, проживающим свою жизнь в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворённость, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы «решает» Интернет! Интернет как будто говорит им: «Идите в чат, представляйтесь кем угодно, удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!»

То, что виртуальное общение из развлечения переросло в настоящую проблему, теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. Интернет в этом плане является своеобразной реализацией наших скрытых желаний и надежд. Так, скромная школьница, серая мышка, в каком-нибудь чате будет изображать из себя развратную красавицу, непременно выбрав соответствующий ник, типа «Сладкая кошечка», также и молодой человек, в реальности испытывающий значительные трудности при общении с девушками, в виртуальном мире прекрасно справляется с ролью завзятого плэйбоя или отпетого хулигана. Когда виртуальные любовники встречаются в жизни, они чаще всего бывают глубоко разочарованы, причём это не обязательно связано с внешностью партнёра: сильный, уверенный в себе мужчина и яркая, знающая себе цену женщина на поверку оказываются закомплексованными, со множеством стереотипов и при этом завышенными требованиями людьми.

Причина в том, что люди долгое время существуют в практически безопасной для них среде, ведут ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: бегство от реальности через изменение своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнёрские и т.д.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

– хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

– невозможность остановиться;

– увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

– пренебрежение семьёй;

– ощущение пустоты, депрессии, раздражения, если выйти из-за компьютера;

– ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

– проблемы с работой или учёбой.

Опасными сигналами являются также:

– навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

– предвкушение следующего сеанса он-лайн;

– увеличение времени, проводимого он-лайн.

Собственно, все эти симптомы вы встретите у людей с любой другой зависимостью, будь то алкоголь, наркотики или работа. Со временем, если не предпринять никаких мер, состояние зависимых усугубляется, превращаясь в манию. Испытывая эйфорию за компьютером, они одновременно культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей, потерю внутренних ориентиров, наплевательское отношение к близким.

Эти люди больны, и болезнь их ведёт к глубоким изменениям личности, появлению новых, довольно неприятных, черт характера.

* * *

Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, «невооружённым глазом» (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другая проблема – дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Школьник и студент XXI века с трудом теперь представляют себе, что такое каталог районной библиотеки: огромное количество виртуальных библиотек раз и навсегда решило эту проблему – там найдётся практически всё.

Однако чтение с экрана компьютера не только не прибавляет здоровья (особенно это касается зрения), но и не обеспечивает прочного запоминания материала: как ни странно, при таком чтении больше рассеивается внимание, снижается сосредоточенность. Проблема в том, что современный человек с младых ногтей приучается получать всю необходимую информацию без особых затрат сил и энергии, да ещё и в сублимированном виде.

* * *

Очень удобно родителю купить ребёнку дорогую игрушку – компьютер, и предоставить его самому себе: пусть сидит себе играет, а он тем временем сможет заняться своими делами. Это хорошо до поры до времени, но приходит время, когда родителям придётся столкнуться с определёнными проблемами. Прежде всего, последствием долгих игр является эмоциональное и нервное перенапряжение чада. Игры открывают новый мир, в котором ребёнок чувствует себя великим полководцем, космическим воином; он учится хитрости, ловкости и мудрости, но не реальной. Это всё в его мыслях и мечтах – правитель миров, гонщик, лётчик, строитель, исследователь, первооткрыватель и т.д., и т.п. В реальной же жизни, столкнувшись с препятствиями, ему вряд ли удастся преодолеть их теми же способами, что в играх. Как следствие, возникает замкнутость в себе и в своём виртуальном мире, где всё так, как хочет он. Тем, кому не безразлична судьба ребёнка, который подвержен влиянию компьютера, прежде всего следует обратить внимание на то, в какие игры он играет. И не разрешайте ему долго заигрываться в одну и ту же игру. Чтобы избежать замкнутости ребёнка, больше разговаривайте с ним, интересуйтесь его впечатлениями и акцентируйте его внимание на впечатлениях от событий реальной жизни. Позже он сам поймёт, что жизнь вокруг него более красочна и интересна, нежели поверхностные впечатления от компьютерного мира. Если ребёнок уяснит для себя, где естественное, а где искусственное, то никакая зависимость ему не грозит.

* * *

Вот несколько советов потенциальному «игроману», который, конечно же, не прочтёт их на странице нашей газеты сам, но вы можете попытаться ненавязчиво донести до него нижесказанное своими словами.

Если игрок не хочет попасть в зависимость от компьютерных игр или желает выбраться из этой зависимости, то следует раз навсегда уяснить старую пословицу – «Делу время, а потехе час». Старайтесь не переигрывать то время, которое запланировали для игр. В любой игре прежде всего уясните её суть и смысл, постарайтесь понять, чему учит та или иная игра и какая между однотипными играми смысловая разница. Больше обращайте внимание на события реальной жизни. Мир вокруг нас намного богаче, нежели игровой. Что касается времени, проведённого за компьютером, то, по мнению психологов, полностью оторвать детей от компьютерных игр вряд ли возможно, но детям важно именно не заигрываться долго, и тем более в одну игру. Для любого человека, и в первую очередь для ребёнка, условно время отдыха, проведённое за играми на компьютере, можно определить как его возраст полных лет, приравненный к минутам, увеличенный в два-три раза, причём время отдыха от компьютера должно быть в два-три раза больше времени, проведённого за компьютером.

То есть если ребёнку 10 лет, то играть на компьютере ему желательно не более 20-30 минут с перерывом на один-два часа. И ещё: не играйте перед сном, а тем более ночью.

Если кто-то из начинающих игроков считает, что когда-нибудь он всё равно «победит» компьютер, то он глубоко заблуждается. Игры писали такие же люди, как и он сам, только с другой логикой и знаниями. Разберём такую ситуацию: игрок увлечён всем хорошо известной игрой «Тетрис». Цель её заключается в заполнении полой области фигурами разной формы. Как только заполняется сплошная линия, она исчезает и игроку прибавляются очки. Но с каждым новым уровнем, на который переходит игра по достижению определённого количества очков, увеличивается скорость падения фигур, и так теоретически может быть до бесконечности. Если раньше скорость падения ограничивалась техническими характеристиками компьютера, то сейчас – физическими возможностями игрока. В таком случае, когда игрок дойдёт до последнего уровня, то этот уровень, на самом деле, не будет пределом! Дело в том, что в то время, пока он играл, вышла либо новая версия игры, либо какие-либо дополнительные уровни и надстройки, либо появилась другая разновидность этой игры, например трёхмерная или динамически позиционная. В таком случае всё начинается сначала, и так может продолжаться до бесконечности.

* * *

Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

По материалам сайта http://comp-doctor.ru
Фото с сайта gazeta.lv

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга