ЖИВОЕ СЛОВО ДВА КРЕСТА
Протоиерей Валентин Кобылин (п. Красноборск, Архангельская обл.): – Нужно принимать это как есть, со смирением. Богу виднее, к какому служению каждого из нас приставить. Нужно искать своё место в жизни, то, которое Господь тебе приуготовил, – там Он станет тебя искать. Иные спасаются чадородием, другим уготовано, быть может, взять дитя из детского дома и воспитать его. Ведь самый лучший детдом не заменит детям семью, и прекрасно, когда они обретают новых – любящих – родителей. Но здесь хочу подчеркнуть, что усыновление или опекунство допустимы лишь по благословению духовника, который хорошо вас знает, готов, как пастырь, помочь в воспитании ребёнка. Далеко не все готовы стать приёмными родителями, иные думают: «Бог не даёт – сам возьму» – и ничего хорошего из этого, конечно, не выходит. Семь раз нужно отмерить, прежде чем взяться за подвиг. Только по послушанию, удостоверившись, что оно тебе дано, что ты в силах его исполнить. Некоторым вовсе не благословлено иметь детей, у них другая судьба. Возьмём как пример служение праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского. Он сказал супруге после венчания: будем жить как брат с сестрой; счастливых пар много, а мы посвятим себя Богу. Жена, конечно, не обрадовалась, не сразу свыклась, но как-то так понесли они этот подвиг вместе. Только не подумайте, что я всех призываю к подобному, и не говорю, что если Господь не даёт детей, значит, нужно постричься в монахи. Есть другой путь – жить в любви друг к другу, так чтобы эта любовь проливалась на других людей. А будет на то воля Божия – пошлёт детей. Есть причины, по которым это не происходит сразу после свадьбы, а откладывается Господом подчас на многие годы. Вспомним праведного Авраама и Сару, Иоакима и Анну, Захария и Елисавету. Они рождали поздно, потому что их детям суждено было особое служение. Благотворно сказывается на ребёнке, когда его годами вымаливают, закаляясь в терпении и смирении, когда воспринимают дитя как воистину богоданное. В наши дни, когда люди поздно взрослеют, Господь подчас ждёт, когда это произойдёт, появятся условия для достойного воспитания ребёнка, родители научатся по-настоящему любить и уважать друг друга, избавятся от избытка эгоизма. Мне могут возразить, что вот, мы состоятельные, положительные люди, а детей нет. В то время как у соседей-пьяниц что ни год, то новорождённый. Но мы не знаем путей Божиих. Тем же пьяницам посылается, может, чтобы потом было кому их вымолить, не детям, так внукам. Лишь Господь знает, почему Он делает так, а не иначе. Нужно учиться не роптать, а достойно принимать от него любой жребий. Когда мы свои хотения навязываем Ему, требуя в молитве: «Дай, дай!» – то самое печальное, когда нам удаётся добиться своего. Господь попускает это, когда нет другой возможности вразумить человека. Вспоминается история, когда одной женщине, ребёнок которой умирал, удалось вырвать его выздоровление. Ей было дано понять: «Не проси», но она стояла на своём. Сын в результате вырос злодеем и за участие в мятеже декабристов был повешен. Вот почему, когда мы просим о чём-то, от всего сердца должны добавлять: «Господи, на всё святая воля Твоя». Протоиерей Василий Вольский (г. Полярные Зори, Мурманская обл.): – На всё воля Божия, Он лучше нас знает, по Своему предвидению, кому послать детей и когда. Я был знаком со священником отцом Георгием Мельником и его матушкой. Они подвизались одно время в Мурманске, потом из-за преследований вынуждены были перебраться в Курскую область. Так вот, рождения ребёнка им пришлось ждать двадцать лет. Сочетались браком ещё в пятидесятые, и обоим было уже за сорок, когда на свет появился их единственный сын. Первый и последний. Вторая ситуация. Десять лет у нас, в Полярных Зорях, молодая венчанная пара не имела детей. Семья очень хорошая – и супруга молилась, и мать её. Наконец решили поехать в Лавру к отцу Науму. Отец Наум помолился, и буквально через некоторое время наша прихожанка забеременела. Семья поверить не могла своему счастью, благодарит Бога за сына. У моей бабушки старшая сестра, 1905 года рождения, четыре года не имела ребятишек, а потом как пошли один за другим – семеро. Последнюю дочь родила в сорок два года, уже после войны. Существуют общепринятые молитвы о рождении детей: Иокаиму и Анне, Захарии и Елисавете, но есть ситуации, когда Господь знает, что семье спасительней остаться бездетной. Я знал такие замечательные пары, которые до старости жили душа в душу, ни в чём не упрекая друг друга. Было очень приятно на них посмотреть. У владыки Антония Сурожского читал, что, если Господь не даёт ребёнка, не нужно настаивать. Просить можно, но сознавать, что мы не знаем, а Господь знает, что нам потребно. К сожалению, требуют детей нередко именно те семьи, которые сначала препятствовали их появлению на свет. Женятся, венчаются, говорю им: «Живите по воле Божией, рожайте. Не надо ничего планировать». Нет, что-то придумывают, говорят: «Сначала поживём для себя». А когда решают наконец родить – время упущено, Господь уже не даёт деток. Сначала мы не хотим, потом – Господь. Иерей Николай Сморкалов (п. Аркуль, Кировская епархия): – Бывает, что Господь не посылает потому, что родители просто не готовы воспитывать ребёнка. Но и так случается – не даёт ребёнка, испытывая веру. Обращаются у нас к Богу часто в таких ситуациях, молятся, укрепляются в вере – и рождают. Первым делом предлагаю паре, детей не имущей, исповедаться и причаститься. Это обязательно. Потом просить Божию Матерь послать чадо. Вспомните, как Пресвятая Богородица родилась у Иоакима и Анны. Тоже ведь не сразу. И начинают люди участвовать в таинствах и становятся родителями. Таких случаев не менее пяти на моей памяти за время служения. Ведь кого-то Господь через войну, через несчастие приводит, а кого-то – через слёзные просьбы о рождении ребёнка. Впоследствии эти пары продолжали ходить в храм, иначе Господь и не послал бы им детей. А кому-то и не даётся, хотя и люди хорошие, верующие. Тяжёл, конечно, такой крест. И когда дети есть – это крест, и когда нет – крест. Понесём достойно. | |