ХРОНОГРАФ


ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ

Этим летом мне довелось проехать аж 15 тыс. километров по России – от моря до моря. Это как от Москвы до Нью-Йорка и обратно. И вот радость – и не открытие вроде, но как приятно в этом ещё раз убедиться: какой добрый у нас народ! Как-то спросил у местного водителя дорогу к автомагазину, так он не только объяснил, где запчасти подешевле, но и проводил: «Езжай за мной!» А когда я увидел, что он разворачивается обратно, и начал извиняться за хлопоты, он только рукой махнул: чего там!.. Водительская солидарность? Но ведь и в других житейских ситуациях, как мне кажется, добродушия, приветливости стало больше в русских людях за последние годы.

Единственно, кто сеял в душу хмурые мысли во время путешествия, – это гаишники. Вот ситуация: офицер ГИБДД перенаправляет поток машин с главной на какую-то второстепенную улицу; понимая, что сейчас собьюсь с намеченного курса, я обращаюсь к нему: «Не подскажете, как проехать...» Но договорить не успел, потому что человек в погонах рявкнул: «Не знаю! Я не местный!» Пошутил, так сказать. Про вымогание взяток, грубость уж и не говорю – это знакомо любому водителю, а особенно побывавшему в столице и на юге.

Отчего у нашего человека так: едва получит самую маленькую власть, хоть бы на проходной, сразу появляются в поведении какие-то новые, незнакомые прежде черты?.. Всё чаще прихожу я к мысли, что главная причина этого – не искушение властью. Потому что и безо всякой власти – в долгих космических полётах или на длительных зимовьях – люди тоже начинают проявлять немотивированную агрессию. Ехал я по бескрайней степи между Ростовом и Волгоградом, вдыхая терпкий запах гари от далёких пожарищ и созерцая однообразный пейзаж; единственное развлечение за рулём – попытаться переехать то и дело проносимые ветром через дорогу кусты перекати-поле: нет у них никакой заботы в этом мире, кроме как о собственном потомстве, катиться да сеять своё семя в сухую землю – авось взойдёт... И подумалось мне тогда: причина бед наших, от пьянства до коррупции, – в отрыве от корней, от духовной и самой ни на есть реально-материальной почвы, на которой человек родился и соками которой питались поколения его предков.

Дьявольская подкладка большевистской идеи «спецпереселенцев», «ударных строек», колхозов и пр. состоит именно в превращении человека земли, крестьянина или же мещанина в пролетария. В словаре В. Даля «пролетарий – бобыль, бездомный или безземельный, бесприютный, захребетник». А изначальное латинское значение слова «пролетариус» – «производящий потомство». У меня где-то хранится серебряная советская монета 20-х годов прошлого века, на которой пролетарий показывает крестьянину – дескать, бросай соху, айда в город за счастьем! Пришли... А счастья нету. И тогда «ни церковь, ни кабак – ничего не свято...» А коль так, значит, на всём, что нас окружает, можно приспособить ценник.

Так и живём мы теперь, разделившись в себе: одна Россия – корневая, другая – верховая. Корни сохнут, а крона растёт, расфуфыренная бумажными цветами, наверное, хочет до Самого Господа Бога дотянуться...

...Из головы не идут мысли о тех погибших и пострадавших от теракта 9 сентября во Владикавказе православных наших братьях и сёстрах. Убившие их бандиты называют себя «воинами Аллаха», мы называем их «исламскими боевиками»... А ведь это просто люди без корней.

«Вам не надо никуда ехать, чтобы достичь умиротворения и спокойствия души: достаточно только заглянуть глубоко в собственную душу, где живёт вера во Всевышнего. Внешние обстоятельства могут внезапно меняться, и то, что вы считали спокойствием, вдруг исчезает. Но когда вы приобретёте внутреннее спокойствие, оно останется с вами, даже посреди стремительно меняющегося мира. Тогда поделитесь своей умиротворённостью со всеми – и мир будет царить всюду». С чем тут можно не согласиться православному? Разве не вспоминаются слова прп. Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся»? А ведь это фрагмент размышлений мусульманского татарского проповедника. С такими мыслями невозможно покуситься на жизнь другого человека. Но мусульманин, оторванный от корней, какой-нибудь ваххабит саудовского разлива, – может. И не только на жизнь христиан, но и единоверцев. Ведь «всё не так, ребята» и потому «не свято»...

Летом в Москве довелось мне гостевать в юго-восточном районе Текстильщики. Район тесный, по всегда забитому Волгоградскому проспекту из спального района не выбраться. Храма нет... Тогда подумалось: неужели из почти сотни тысяч проживающих тут не набралось нескольких десятков для организации православной общины и строительства храма? На днях читаю в «Известиях»: «Страсти по храму». «Новость о том, что глава муфтиев России Равиль Гайнутдин договорился с префектом Юго-Восточного округа В. Зотовым о строительстве мечети и школы-медресе в Текстильщиках, обрадовала не всех. В субботу жители ЮВАО провели акцию протеста, в ходе которой собрали около 900 подписей против».

«Накануне схода, – хохмит газета, – окрестные заборы были исписаны граффити “Мечеть будет!”. Однако местные пенсионерки купили в магазине краску, замазали надписи, а на их месте появились другие – “Фиг вам, а не мечеть!”. По словам противников строительства, развешанные по столбам листовки с информацией о сходе оперативно срывались гражданами южной внешности. Сами же мусульмане сей факт отрицают, но жалуются на нетерпимость коренного населения Текстильщиков... “Мы имеем такие же права, как и немусульмане, – парирует продавец овощей в местном магазине Фарид, азербайджанец. – Мы же не возникаем, когда вы на Пасху гуляете”».

На самом деле не до смеха, когда узнаёшь, что, оказывается, ещё в 2007 г. в Текстильщиках был создан приход прп. Александра Свирского, собраны 2,5 тысячи подписей жителей района за открытие храма как раз на этом самом участке – на Волжском бульваре. Официальный ответ чиновников: «Участок расположен в границах природного комплекса, с прохождением большого количества магистральных коммуникаций и магистральных газопроводов, в связи с чем любой вид строительства по указанному адресу не представляется возможным».

Народ в Интернете комментирует: «Раз строят, значит, кто-то дал на лапу». Это сложно доказать, но ещё сложнее этому не поверить. А мне вспомнились перекати-поле. Эти сорняки катятся по Русской земле и сеют свои сорные семена... Чиновники, презирающие народ, которому призваны служить. Мусульманские лидеры-политиканы, сталкивающие своих верующих с православными. Инородцы, которых используют в грязной игре в толерантность... Это всё по-своему несчастные люди, оторвавшиеся от своих корней. Наше же несчастье в том, что в их лице мы приобретаем влиятельных и корыстных или же чуждых веры и агрессивных недругов нашего общего Отечества. А посеянные ими семена уже дают поросль вражды. «Я не сплю? – восклицает девушка на одном из форумов. – Это происходит в моём городе? Отказали православным, чтобы построить мечеть! Я сама её взорву!» «Подавляющее большинство противников – хронические алкоголики, – отвечает ей другой. – Ислам – религия истины и лекарство для всего человечества! Мечети – быть!»

Из выступления Св. Патриарха Кирилла 9 сентября 2010 г.:

«Почему опасно нашествие иноплеменников на любую страну? Потому что враг уничтожает историю, враг уничтожает традицию. А всякое уничтожение традиции очень опасно для жизни народа, потому что традиция – это тот механизм, который помогает передавать людям из поколения в поколение самое важное, что было в жизни людей в прошлом и что должно сохраняться в настоящем и в будущем».

Игорь ИВАНОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга