ОБРАЗОВАНИЕ СВЕТЛОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 5 октября – День учителя Слово «учитель» в нашем современном мире воспринимается как обозначение профессии и только, но если обратиться к его первоначальному смыслу, то в корне слова обнаружится не просто должность, а уровень личностной силы. Учителем должен быть человек, состоявшийся настолько, что берётся наставлять, воспитывать и вести за собой других. Но очень многое зависит от того, насколько полно он может отдавать себя работе. В чём заключается социальная политика нашего государства в отношении образования, если оклад учителя колеблется в районе прожиточного минимума? Продуктивной творческой работе учителя мешает, с одной стороны, вынужденная работа на две ставки, потому как на одну прокормиться довольно сложно, с другой – увеличивающаяся с каждым годом гора документации и притязаний административного аппарата. На учителя и школьников постоянно обрушиваются новые программы, суть которых мало ясна и также мало понятен результат той информации, который в них заложен. В таком прозаическом марафоне учителю несложно позабыть о высоком и гуманном смысле его профессиональной деятельности… По данным статистики 91 процент учителей отметили, что работа их усложнилась, а половина опрошенных уверены, что справляются со своими обязанностями, но необходимо жертвовать отдыхом и личным временем. В результате у этих же 50 процентов проявились заболевания, связанные с регулярными психическими нагрузками. В обмен на самопожертвование учителя его профессию общество считает непрестижной, но что удивительно, педагог занимает первое место в лестнице человеческого доверия. И это доверие людей к учителю является той тонкой нитью, благодаря которой, даст Бог, мы пройдём по искривлённым путям лабиринта Минотавра. Крест учительства в государстве Российском тяжёлый и сучковатый: ни выгоды, ни удобств жизненных, зато требует отдачи полной. Русский православный педагог Рачинский сказал об этом так: «Нужен личный подвиг, бесконечно тяжёлый, до смешного скромный – и потому великий». Учительство – подвиг жертвенный, и к нему нужно быть призванным. Помню своё детское удивление, когда после всех тягот советского обезличенного воспитания в «обычной» школе, на занятиях художественной школы со мной доброжелательно и заинтересованно общался преподаватель, а маленький дружный коллектив был объединён общим и приносящим радость делом. Душа помнит и ищет такого уюта и наполненного творчеством микромира. Такой мир мне хочется подарить своим ученикам. Лично мой педагогический путь недолог, но мне сразу посчастливилось встретить много умных, добрых, отзывчивых учеников, и все они удивительно талантливы. С такими попутчиками дорога приносит радость, а работа – удовлетворение. Полны радости открытия наши традиционные пленэры по матушке-России, по тем историческим местам, где осознаёшь: «Мы – русские!» Под сенью благодати старинных монастырей работается с особенным вдохновением. Посещая святые места земли Русской, мы заходим в храмы и часовни, прикладываемся к мощам угодников Божиих. Понимая, что все ребята стоят на разных ступенях понимания православной веры, тем не менее стараюсь, чтобы все зашли в старинный храм во время службы, зажгли свечи, помолились о своих родных. Чтобы сеять, надо подготавливать почву, надо взрыхлять и удобрять, но взрастить семена веры без родительского участия и примера сложно. Сердце моё согревает выпускница Надежда, которая была крещена после владимиро-суздальской поездки вместе со своей отзывчивой мамой, а затем крестился её брат. К сожалению, министерство образования интересует не радость и удовлетворение преподавателя от своей деятельности, а задокументированный результат, поэтому денежное довольствие учитель получает исходя из определённого комиссией уровня профессиональной компетентности. По моему мнению, результаты выполнения этой задачи справедливыми быть никак не могут, если только не изобретут аппарат, измеряющий совесть, честь, уровень добра и сердечности, при этом ещё ум, терпение и любовь. Учитель наполняет ум и душу не одними лишь методами и приёмами, его личность общается с личностью ребёнка; мысли, слова, действия педагога – всё ученик замечает и запечатлевает в своей душе. Класс освещается не едино светом электричества, но любовью, без которой мы «медь звенящая или кимвал звучащий». О роли и ответственности учителя заставляют задуматься слова архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского) в «Апокалипсисе мелкого греха»: «Творить и учить трудно. Трудно блаженство учительства, и трудно избавление от его греха. Учащий уподобляется Богу. Неправильно (ненадлежаще и не в надлежащем духе) учащий уподобляется идолу и диаволу. В этом крест истинного учительствования и его слава». Благодаря тому, что работа художника мастеровая, уста моих учеников зачастую открыты слишком широко. Выдерживая первый поток эмоций, принесённый учениками в мой класс извне, я стараюсь переключить ребят на задачи, которые стоят перед нами сегодня. После того как все сосредоточены на труде и каждый получил свою траекторию творческого движения, ребята готовы к восприятию информации: можно вести беседу о важном, о предстоящем или слушать аудиокниги. Так, в прошлом году со старшим классом мы прослушали за работой в мастерской повесть Ю. Вознесенской «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами». Книга написана для молодёжной аудитории и легко воспринимается, хотя в основу романа легло «Откровение» Иоанна Богослова. А во время работы над дипломной композицией следили за литературными мытарствами того же автора в её «посмертных приключениях». Во время прослушивания ребята задают вопросы, высказывают своё мнение, обсуждают. Любимая традиция всех моих выпускников – чаепитие. Помню, в первый год работы в нашей уютной старенькой художественной школе утренний класс я потчевала чаем из самовара. Весь прошлый год старшеклассники увлечённо заваривали и вкушали разные виды киселей. Осенью в школе открылся буфет. Ну что ж, тогда традиционное чаепитие перенесём на каникулы. Горек хлеб учителя, но светло его предназначение. Пройдём этот путь до конца с Божиим благословением, со свечой, излучающей правду. Ирина БЕЛЯЕВА, |