НА ЛАВОЧКЕ Ничего не забыть Вечереет. Наконец вещи собраны и можно выезжать в командировку. Машина по крышу загружена газетами. Присел на дорогу. Всё! Прощаюсь... Хорошо, что отъехал недалеко… Вернулся, потому что забыл диктофон. Если бы все ошибки в жизни было так легко исправлять! Сумеречные повороты Смеркается. Мутные сумерки – время, когда глаза видят хуже, чем в темноте, в эти часы опасней, и это знает любой водитель. Нужный поворот я уже, случалось, пролетал, потом возвращался в недоумении – ведь указатель стоял! Иной раз и десятки километров пролетишь, прежде чем одумаешься.. Еду, в ожидании неприметного поворота напрягаю зрение… Вот он, уф! Торможу, и всё-таки на десяток-другой метров пролетаю поворот. Сдаю назад – и путь открыт. Мысль (когда я снова набираю скорость во всё более сгущающемся мраке): почему так всегда в жизни - сумерки опасней полной темноты? Искушение скоростью «И какой же русский не любит быстрой езды?» - сказал Гоголь. Да, и разве можно на наших северных просторах ездить медленно? Эдак и замёрзнешь пока докатишь. «Тройка то взлетала на пригорок, то неслась духом с пригорка, которыми была усеяна вся столбовая дорога. Чичиков только улыбался, слегка подлётывая на своей кожаной подушке, ибо любил быструю езду». Конечно, Павел Иванович - фигура малосимпатичная, но опять же, по меткому замечанию автора «Мёртвых душ», «кто из вас, полный христианского смиренья, один, в минуты уединённых бесед с самим собой, углубит вовнутрь собственной души сей тяжёлый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова? Да, как бы не так!» Поразмышляв подобным образом, я всё-таки набрал более чем приличную скорость на трассе, и когда переднее колесо грохнуло в выбоину на дороге, не успел даже чертыхнуться. Проверку по Гоголю я не выдержал. Покрышка оказалась безнадёжно пробита. Двигаться «Ночное шоссе освещает лишь Млечный путь», – сказал бы поэт. Но мне не до лирики: надо менять колесо. Достаю запаску. Не видать ни зги. Домкрат проваливается в песок. Редкие машины, пыля, проносятся мимо. Болт куда-то закатился… Шарю в багажнике в поисках фонарика – безуспешно. Зато среди хлама обнаруживаю гладкую металлическую пластину – ура! В отражённом свете фар меняю-таки колесо, нахожу закопавшийся в песок болт… Тест на выживание пройден. Терпеть Стою в автомобильной очереди перед железнодорожным переездом: машинист маневренного тепловоза словно издевается над нами – то потолкает вагоны вперёд, то не спеша потянет назад. Проходит десять минут, двадцать… Наконец со своими упражнениями начинающий машинист смещается чуть в сторону; проезд свободен, хотя звонок на переезде всё ещё надрывается, и мигают грозные красные фонари. Включаю фары и несколько минут борюсь с желанием обогнать всю эту очередь слева, нарушая правила дорожного движения (кто в этот поздний час увидит, а впереди ведь ещё тысяча км пути!). Похоже, тем же маются водители впереди меня, один даже дёрнулся было, но отчего-то остановился. Наконец звонок умолкает, путь открыт. Переползаю через сплетение рельсов, и – что же я вижу! – возле переезда, в темноте в ожидании жертвы прячется автомашина ГАИ с выключенными фарами… Проверку на выдержку прошёл! – не без ехидства думаю я, оглянувшись на скучающих «санитаров дорог». Искать Ещё один переезд, перед которым выстроилась уже серьёзная очередь в несколько десятков машин. В чём дело? «Путейцы затеяли ремонт, переезд закрыт до пяти утра», - сообщают такие же как я водители, собратья по несчастью. Вот так да, потерять шесть часов! От огорчения опускаются руки, а глаза сами собой ищут укромную обочину, где можно притулиться на ночлег… Нет же, сдаваться рано! Хлопнув дверью, подскакиваю к машине с местными номерами: «Должен же здесь быть объезд!?» - «Вроде где-то есть…» И вместе мы находим водителя, знающего такой объезд. Вместе мы – сила! Вот картина: наш небоевой отряд легковушек, переваливаясь по ухабам лесной дороги, с включёнными фарами колонной пробирается к неведомому переезду. Помочь Когда глубокой ночью несёшься по шоссе вдалеке от селений, а глаза слипаются, по сторонам особо не смотришь. Но знаете, как бывает? Вот словно что-то показалось, точно в голову толкнуло, не сразу и поймёшь - что. А пока решишь всё же остановиться, пролетишь уже с полкилометра. Включаю заднюю передачу и еду-вихляю в темноте. Вон какой-то огонёк в кустах… И точно: это кубарем слетевшая в кювет «Газель», из окна которой кряхтя вылезает водитель и карабкается по насыпи ко мне: «У вас нету мобильника позвонить?» - «Ты как, живой? - удивляюсь я его везучести (у парня ни царапины). - Пристёгнут был, что ль?» - «Не, не пристёгнут... маленько покидало по кабине… Алё, слышь, Коля, у меня авария небольшая…» - «Ещё кто-то в машине был?» Он мотнул головой. Сзади остановился грузовик и тоже включил аварийку… Попутчица Необыкновенная сладость ехать в путешествие одному. Можно громко петь за рулём, разбросать вещи по салону, можно где попало останавливаться и гулять с фотоаппаратом… И когда ты несёшься по шоссе, при виде голосующих на обочине думаешь о чём угодно – о перегруженной машине, о том, что спешишь, - но только не о том, кто этот человек, без особой надежды поднимающий руку. И тем более когда это, например, не странник-монах в подряснике или девушка в манто, а бомжеватого вида тётка. И какое там сострадание, когда вдобавок к грязной очень дурно пахнущей одежде от неё разит кислым перегаром. Когда она спросила: «По пути ли нам?», - я глубоко вдохнул: мне хотелось сказать, что я - вообще в противоположную сторону. Но что-то заставило выдавить: «Садитесь!» Мы проехали вместе две сотни километров… Дар Уже высадив попутчицу, я ехал, борясь с навалившейся усталостью, и думал только о том, чтобы не заснуть. Но вдруг прямо по ходу движения я увидел падающую звезду. Я даже не сразу понял, что это. Но она, яркая, летела медленно, словно приноравливаясь к моему состоянию… Всё-таки я успел загадать желание. И снова дорога, как писал Гоголь, «только небо над головою, да лёгкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны». Вдруг шоссе вознесло меня на холм, и с него открылось вдали необъятное море огней большого города. …Полторы тысячи километров преодолено - это наши, северные расстояния. Командировка только начинается. Игорь ИВАНОВ |