ПОДРОБНОСТИ КРЕЩЕНИЕ ГОРЫ
Когда четыре года назад мы поднимались на безымянную вершину, чтобы назвать её в честь просветителя зырян равноапостольного Стефана Пермского (Камень и Крест, «Вера», № 523), то даже не представляли, что это событие вызовет такой большой резонанс в общественной жизни и так часто будет отражаться в прессе, причём не только республиканской, но и общероссийской. Конечно, по-человечески жаль, что в своих торжественных рапортах руководители самых высоких уровней забывали упомянуть тех, кто совершил восхождение, установил там мемориальную табличку с крестом и затем подготовил необходимые документы для рассмотрения этого вопроса в Госсовете РК. То есть редакцию газеты «Вера». Впрочем, дело житейское... В 2006 году мы поднялись на эту вершину за четыре часа, а потом четыре года пришлось ждать, пока вопрос о присвоении ей имени cвятителя пройдёт все инстанции. Справедливости ради надо сказать, что в последние годы на Урале были даны имена нескольким безымянным пикам, но они так и не попали на географическую карту – слишком уж сложно всё это оформить. Но почему-то верилось, что с пиком имени святителя всё получится... Помню, в прошлом году во время очередного похода на Приполярный Урал, как только мы вошли в долину реки Манараги и нашему взору открылся пик Стефана Пермского, почти сразу же над этой остроконечной горой появилась необыкновенная по красоте радуга, которая не исчезала все пять дней, пока вершина находилась в поле нашего зрения. Причём мы обходили гору с разных сторон, поднимались на соседние пики, но радуга неизменно причудливо играла только над этой вершиной – будущем пике Святителя Стефана Пермского. Как позже выяснилось, именно в это время утверждение названия вершины проходило последние стадии в Российском обществе геодезии, картографии и землеустройства и в правительстве России. То, что теперь на картах появилось это название, глубоко символично. В старину Уральские горы почти целиком входили в Великопермскую епархию, центр которой находился тогда в Усть-Выми. И с трудов её святителей началась христианизация большинства языческих народов не только Европейского Севера, но и Сибири – за Камнем, как называли Урал. Пока что этот пик – единственная вершина в России, названная именем святого. Но мало было дать горе название. Да и названа она была, так сказать, не до конца. Как и при крещении человека, гора не получит имени, пока не будет освящена во имя Отца и Сына и Святого Духа. О своём желании подняться на пик Стефана Пермского и отслужить там молебен мне говорили многие священники. Некоторые даже собирались пойти с нами, но впоследствии у них стали возникать какие-то непреодолимые обстоятельства, не пускавшие их в горы. ...С отцом Варфоломеем мы созвонились за несколько дней до нынешнего похода. На наше счастье, он находился в отпуске и отдыхал у своей матери в Инте. Но отпуск у батюшки скоро заканчивался и он собирался возвращаться в Усть-Цилемский район, где на новом своём приходе строит храм. На две недели в горы он никак не мог пойти. – А на неделю? – спрашивает Сергей Поротиков, подружившийся с отцом Варфоломеем три года назад, когда тот первый раз в жизни ходил в горы. – Ну, на неделю я бы смог, да как оттуда выйдешь за неделю? – А мы вместе выйдем, я тоже пойду с вами, – убеждает священника Сергей. Надо сказать, после первого участия батюшки в горной экспедиции его очень полюбили. На Сергея встреча с о. Варфоломеем оказала такое сильное впечатление, что из убеждённого атеиста он за несколько дней превратился в верующего человека. И готов был ехать за тридевять земель за батюшкой, чтобы пообщаться с ним. В нынешнем году в Рождество, когда у нас в Сыктывкаре стояли сорокоградусные морозы, а в Усть-Цилемском районе было под 50, Сергей отправился к отцу Варфоломею за тысячу километров в таёжный Новый Бор на своём джипе, чтобы помочь в строительстве храма. И сейчас он постоянно помогает батюшке различными посылками. А в нынешнем походе он взял на себя все материальные расходы за священника, поскольку о. Варфоломей служит на таком бедном приходе, что не было никакой возможности собраться в горы.
Повезло нам и с машиной – вездеход «Урал» забросил нас не на базу геологов «Желанная», как это обычно бывало, а дальше – до предгорий, до чума оленеводов. Благодаря этому мы сэкономили один ходовой день и вышли к пику Стефана Пермского на четвёртые сутки. Перед этим традиционно поднялись на гору Народную, где перед Царским крестом отец Варфоломей отслужил молебен с акафистом Царственным мученикам, испросив у небесных заступников помощи Божией во всём нашем путешествии. И помощь эта явно ощущалась. Начать с того, что в этом году в горах стояла удивительно тёплая погода – ни капли дождя! Только в конце экспедиции, когда мы уже собирались возвращаться на базу, где нас ждал вездеход, ночью разразилась ужасная гроза, не прекратившаяся и утром. Пришлось взять молитвослов и прочитать акафисты Царственным мученикам, Николаю Чудотворцу и Стефану Пермскому. Как только это было сделано, дождь сразу же прекратился. Поход получился таким удивительным и радостным, какого, наверное, не было у меня за все предыдущие 32 года моих занятий горным туризмом. Помня, с каким трудом в 2006 году мы поднимались на будущий пик Стефана Пермского, я боялся, что многие участники нынешней экспедиции просто не дойдут до вершины. Особенно опасался за десятилетнего Илюшу – сына Сергея. Но Илюха шёл резвее многих взрослых, причём поднимался аккуратно – проверяя каждый камень, чтобы тот не оказался «живым» и не рухнул вниз, на головы идущих следом. Подъём на вершину Святителя Стефана хоть и трудный, но вполне по силам даже не очень подготовленному человеку. А какая удивительная панорама открывается при восхождении! Весь Урал лежит под нашими ногами. Справа от гребня то и дело зияет пустотой полукилометровая пропасть, на дне которой по лазурному блюдцу озера плавают, словно лебеди, огромные льдины... Когда через пять часов пути мы поднялись на вершину, то я не поверил своим глазам. Четыре года назад, помню, установили мы там табличку, но чувствовали, что чего-то не хватает. И Михаил Сизов, ни слова ни говоря, разрезал свой посох на четыре части, связал их верёвками – и водрузил на вершину восьмиконечный крест. «Хотя бы временно...» Основание его укрепили мы камешками, не надеясь, впрочем, что долго удержится он на продуваемой всеми ветрами вершине. И вот прошли годы – а крест на месте! Как и стальная табличка, прикрученная большими шурупами к скале. Батюшка начинает переоблачаться в священническую одежду: надевает на себя рясу, епитрахиль, поручи, разжигает кадило. Всё необходимое для богослужения он принёс с собой в рюкзаке. Затем достаёт из тура на вершине Мишин крест и начинает им освящать воду, приготовленную в «полторашке» с отрезанным горлышком. После того как молебен с водоосвящением отслужен, он кропит ею вершину и всех нас. Мы радуемся, улыбаемся. – Ну что, всех покропил? – спрашивает батюшка, оглядываясь по сторонам, и вдруг видит за камнями, метрах в пяти от группы, чьи-то ноги. – А это что за покойник там лежит? – шутит отец Варфоломей, узнав Алёнку, молодую девушку, заснувшую во время длительного богослужения прямо на вершине. – Ничего, сейчас святая вода её воскресит. Но девушка даже не замечает обрушившегося на неё дождя. – Алёна, вставай кушать! – крикнули дежурные, и этот крик заставил её проснуться. Все мы подходим к батюшке под благословение, прикладываемся ко кресту. Участница экспедиции Светлана Кафка просит батюшку исповедать её прямо на вершине. Свете очень тяжело дался этот подъём. Над ней и другими «черепашками» я постоянно подшучивал, что надо было исповедоваться перед походом и «сдать» свои грехи, а не тащить их с собой на гору. Светлана, видимо, восприняла это всерьёз. Действительно, исповедь ей очень помогла, спустилась она сравнительно легко и потом весь поход прошла на каком-то взлёте. С предельной осторожностью спускаемся вниз. Жара страшная, всем хочется пить. А где взять воды на склоне горы? На привале люди разбрелись в поисках какой-нибудь лужицы. Смотрю, Алёнка и Дима понурые возвращаются назад с пустыми «полторашками». Вдруг где-то всего в пятидесяти метрах от нас девушка замирает, прислушивается, затем лезет куда-то под камни. И поднимается уже с полными бутылками. – А я, – говорит, – искала воду, искала, нигде её нет, а потом, когда возвращалась назад, решила помолиться Стефану Пермскому. И вдруг услышала, что под ногами в камнях течёт ручеёк. Удивительно, что этого ручейка никто раньше не слышал, хотя все проходили здесь. Утолив жажду, без приключений спускаемся в долину. Слава Богу! «Приключения» начались через несколько часов, когда мы улеглись спать. Одна из палаток среди ночи заходила ходуном. Отец Варфоломей потом рассказал со смущением: – Бесы приснились, прости Господи. Ограждаю себя крестным знамением, дерусь с ними и слышу: «Батюшка, проснись, батюшка, проснись!» Просыпаюсь – оказывается, вместо бесов пинаю своих соседей по палатке. Странно, но нечто подобное было и со мной той ночью: дрался с какими-то тенями, крестился и, говорят, кричал во сне. – Это, видимо, оттого, что мы вершину освятили, – заключает в раздумчивости священник. После завтрака прощаемся с отцом Варфоломеем, Сергеем и его сыном Илюшкой – батюшке надо возвращаться на приход. А мы идём дальше, к вершине Манарага. Эту гору называют царицей Урала, подняться на неё мечтает каждый турист, но не всем это удаётся, поскольку для сложного восхождения требуется идеальная погода. А у нас же всё сложилось хорошо. Вообще, как-то по-новому, радостно выглядели привычные мне горы. Словно освящение Стефанова пика преобразило всё вокруг... На спуске с Манараги слышу крик: «Смотрите, смотрите, двойная радуга!» Яркий семицветный круг в другом круге. И мы находимся как раз в центре этого кольца. Такое необычное явление двойной радуги мы видели много лет назад, когда установили Поклонный крест на Народной и священник освятил его. Круглую радугу, возникшую прямо над крестом, наш оператор снял тогда на плёнку. И сейчас все сразу защёлкали фотоаппаратами, чтобы увековечить это необыкновенное чудо, словно дарованное нам за небольшой труд, совершённый во славу великого угодника Божия – равноапостольного Стефана Пермского. Евгений СУВОРОВ | ||