ХРОНОГРАФ


ПО КОМ ТАНЦЫ?

Позади 16 ноября, Курбан-байрам, которого в российских столицах ждали с опаской. В последние годы этот главный мусульманский праздник вызывал напряжение в обществе – особенно возмущал публичный забой баранов на улицах и во дворах. Насколько мне известно, халяльного барана по правилам шариата запрещается убивать на глазах других животных, но именно так делали живодёры-коммерсанты в кузовах машин. По этому поводу публично возмутились даже звёзды ТВ и шоу-бизнеса. На что пресс-служба Совета муфтиев России резонно ответила: «Люди без разрешения имамов привезли баранов и впоследствии резали их на улицах... Случившееся – недоработка правоохранительных органов, а не мечетей». Мэр Москвы Собянин недоработку признал: «Кровавые зрелища – это не нужно никому. Это вопрос организации праздника».

По Интернету гуляет видео того, что происходило 16 ноября в Санкт-Петербурге на ближайшей к мечети станции метро «Горьковская». Тысячи молодых мусульман шли после намаза сплошной толпой, перепрыгивали через турникеты, а на это в ужасе взирала ошарашенная милиция... Понятно, что 70 тысяч человек не могут одновременно стоять в очереди за жетонами. А ведь и затоптать кого могли! Спрашивается: почему во избежание подобных вещей ближайшие к стадиону станции метро после футбольного матча закрываются, а тут властям это не пришло в голову?

– Имейте в виду, – пишет комментатор в Интернете, – что не все мусульмане одобряют произошедшее. Это вопрос, скорее, нравственности и культуры отдельных народов (да-да, именно тех, кто кричит: «Кавказ – сила!»), но никак не всех последователей той или иной религии.

– Надо, – вторит ему другой, – вести разговор не о защите животных и отмене жертвоприношения, а о чуждости такого поведения культуре и традиции москвичей. Надо отстаивать традиционную местную культуру и обычаи, и не позволять их игнорировать.

Дискуссия о том, должны ли гости с Востока приспосабливаться к европейским обычаям, в Европе завершилась. Точку поставила на днях канцлер Германии Меркель, заявившая о провале «мультикультурной модели». Многомиллионная турецкая община в Германии, пользуясь всеми социальными благами страны, не принимает её законов и обычаев, и с этим решено что-то делать. Но что? Развернуть движущийся к пропасти состав будет непросто. В те самые дни, когда Меркель говорила об этом, в Британии проверяли пособия, по которым учатся дети в тамошних исламских школах. Обнаружили, к примеру, в учебнике для 15-летних разъяснение, как ворам, нарушающим шариат, следует отсекать руки, а при рецидиве – и ступни, с приложением схемы, в каком месте ворам следует рубить конечности. Каким вырастет воспитанное так новое поколение подданных Её Величества?

В России всё ещё раздаются голоса либералов о «равнозначимости» обычаев меньшинства и большинства, но голос здравого смысла слышен всё сильней. Нет, всё-таки «там» – иначе, чем у нас. Не то, чтобы у нас лучше. Просто Россия – другая, и хотя проблемы у нас те же, пресловутая «толерантность» (внешние улыбки безотносительно сути проблем) у нас ещё не успела разъесть общество. И отношения налаживать нам надо больше со своими – кавказцами, а не с иммигрантами...

Испания. Здесь суд не счёл нарушением закона попытку мусульман совершить в кафедральном соборе Кордовы во время Страстной седмицы свой намаз. Воинственные исламисты, посчитал судья, вовсе не хотели оскорбить чувства верующих католиков, но лишь таким образом хотели предложить совместно использовать здание для поклонения Богу.

Возможно, вдохновлённый этим примером, главный имам московской Соборной мечети Ильдар Аляутдинов предложил, чтобы «религиозные потребности» мусульмане могли бы отправлять в православных храмах. Тему подхватил сибирский имам Фатых Гарифуллин. Оказывается, он уже обращался к Патриарху с просьбой допустить в московские церкви мусульман для совершения богослужений, при этом завесив там иконы.

Реакцию православных на предложение «завесить иконы» нетрудно предугадать, но куда важнее, что резко отреагировали на это единоверцы: председатель Духовного управления мусульман Чечни муфтий Султан Мирзоев заявил, что «слова имама были расценены как угроза в адрес православного большинства и откровенный шантаж московских властей».

Италия. 22 октября Флоренция была шокирована выходкой молодого мусульманина, который забрался на алтарный престол главного католического собора, посвящённого Богородице, и начал прямо на нём танцевать. В участке на все вопросы полиции он отвечал только: «Аллах акбар». Вероятнее всего, сомалийца просто депортируют, причём за деньги итальянцев.

В тот же день в Ставрополе 12 чеченцев, танцевавшие на улице лезгинку и грубо бранившие прохожих, получили по 10 суток ареста, правда лишь после возмущений общественности. Спустя неделю в Пятигорске пятеро чеченцев вели себя подобным образом у здания местной администрации. Дело хотели замять, но в Интернете поднялся шум и руководство вуза, где те учились, отчислило их. Ранее в центре Чебоксар дюжина чеченцев танцевала под стрельбу из пистолетов, а 19 ноября нечто подобное произошло на Комсомольской площади в Москве – «стрелков» задержали и тут же отпустили...

Всё чаще люди уже не вызывают милицию, а разбираются самостоятельно, в ход идут пистолеты. Но власти, вместо того чтобы противопоставить наглецам единственное доступное их пониманию – силу, продолжают игру в «ничего не вижу, ничего не знаю», причисляя эти конфликты к «бытовым» и предлагая организовывать конкурсы – лезгинка-баттлы. Детсад какой-то. Как будто дело в танцах, а не в том, что молодёжь топчется на нашей культуре и самоуважении.

Когда этот материал был уже подготовлен к печати, на лентах информагентств появились выдержки из выступления протоиерея Всеволода Чаплина на Московском гражданском форуме. «Одна из острейших проблем, от решения которой зависит будущее Москвы и всей России, – это взаимоотношения между диаспорами и коренным населением. Конфликтные ситуации, к сожалению, нарастают, культуры и образ жизни стремительно расходятся», – сказал отец Всеволод. По словам главы синодального отдела, пример многих стран показал, «насколько опасен может быть этот процесс». «То здесь, то там “горит”, причём всё ближе к Москве. Что будет, если в нашем городе перед телекамерами, на виду у всех произойдут массовые межнациональные столкновения с человеческими жертвами? Само будущее страны может оказаться под угрозой!» «Сегодня тем, кто принимает решения, нужно не пытаться игнорировать или нивелировать религиозный и национальный факторы. Нужно честно признать существующую реальность и прийти к грамотному ответу на неё». Отец Всеволод предложил начать диалог между диаспорами и остальной частью общества при участии городских властей, религиозных общин и гражданских объединений.

Как пишет в «Известиях» религиовед, специалист по исламу Роман Силантьев, «нам весьма желательно вернуться к принципу, которым руководствовались власти России до 1917 года: кто не желает жить с православными мирно, тот перестаёт жить рядом с ними. Именно этот подход сможет гарантировать настоящий мирный мультикультурализм».

Игорь ИВАНОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга