ВЗГЛЯД


ГДЕ ПОЛЕ БРАНИ?

Письмо «мракобесу»

На днях написал мне москвич, молодой инженер-геолог, назвавшийся Вячеславом: «Прочитал я вашу статью Вопрошание о чистоте («Вера», № 621). Что могу сказать... Вы с отцом Георгием Крыловым живёте в виртуальном придуманном пространстве, ностальгируете по избам русским, рубашкам, боярским шапкам. Чем писать про средневековые обычаи и быть мракобесом, лучше учите народ, как жить в наше непростое время постиндустриальной цивилизации. Произвол, скрытая война, межнациональные конфликты. Лучше напишите, что вы думаете о прошедших событиях на Манежке, чем нас опять тянуть в средневековье. Не Церковь, а этноклуб какой-то!»

Отвечаю ему: «При чём здесь боярские шапки? Отец Георгий рассказывал о чистоте и погани – о тех древнерусских бытовых представлениях, которые мы почти утратили. И что значит «тянуть в средневековье»? Понятие о чистоте известно с апостольских времён, а обесцениваться оно начало в «век просвещения» – то есть сразу после средних веков. И чтобы восстановить утраченное, мы должны обратиться к тому времени, где находится обрыв, – в это самое средневековье. Истории вообще свойственно двигаться по спирали, возвращаться на круги своя. Вот вы называете наш век «постиндустриальной цивилизацией». А ведь он мало чем отличается от «века просвещения» – те же глобализация, свобода информации, падение нравов. Чтобы сохранить душу в этом мутном потоке, нужны табу, самоограничения на бытовом уровне. И как тут не вспомнить о погани и чистоте, которые просто кожей чувствовали люди средневековья? Без такого вот усиленного, на грани брезгливости, неприятия чуждой информации, внушаемой по телевизору и разлитой в Интернете, нам не спастись от искушений века сего».

Вячеслав ответил сразу же: «Но нынешний век – это не только падение нравов. Вы же видели по телевизору, что творится в Москве, на Манежной площади? И началось это ещё в Ростове, где убили русского студента. Межэтнические распри. Вы этого не видите, что ли?!»

«Да нет у нас никакой межэтнической распри и быть не может! – вспылил я в ответ. – У нас только один конфликт, но он не этнический, а культурно-цивилизационный. Вот вы упрекали в ностальгии по средневековью. А тут как раз такой случай – кавказцы как-то умудрились остаться в своём «средневековье», менталитет у них такой, поэтому и не получается жить по законам современного общества с его непонятной толерантностью, отсюда конфликты. Только не подумайте, что я это самое «средневековье» идеализирую. Есть там и культ силы (кто сильнее, тот прав), и бесцеремонность, и жестокость. Но в то же время у тех же кавказцев есть своё понятие о чести, неприятие распущенности. У них до сих пор девушка, потерявшая девственность, считается порченой невестой. А у нас? Видя пьяных мужиков и бесстыдных девиц, кавказцы чувствуют моральное превосходство и соответствующе себя ведут. Что можно этому противопоставить? Только свою мораль».

Собеседник мой вроде бы с доводами согласился, но в ответном письме всё же спросил: «Не знаете, есть ли где у вас в Церкви клубы боевых искусств? Я вот собираюсь на самбо пойти, и оружие есть. Но не хватает объединения...»

Ну, вот надо же, думаю, – неужели в Москве все такие «заведённые»?

«Не политкорректно»

Так совпало, что на днях понадобилось мне звонить в ту же самую Москву православному аниматору Станиславу Подивилову. Весной прошлого года (Икона и мультфильм, «Вера», № 613) он рассказывал, как создавался мультфильм «Твой крест», поделился планами, прислал первые рисованные кадры анимационной картины «Пересвет и Ослябя», которая должна была быть закончена к началу декабря. По окончании работы обещал продолжить разговор о православной мультипликации.

– Нет, к декабрю мы не успели, – ответил он в телефонную трубку. – Кризис и на нас сказался, задержка с финансированием, так что несколько сцен осталось закончить, и звук ещё надо доделать в чистовом варианте. Премьеру «Пересвета» перенесли на конец февраля, в рамках Сретенского кинофестиваля «Встреча».

– А как дела с мультфильмом «Твой крест»? Показали его наконец по телевидению?

– Да кто ж его сейчас покажет?! – ответил Станислав с иронией. – Из-за этих погромов сейчас телевизионщики боятся, что их в «разжигании» обвинят.

– Постойте, так ведь «Твой крест» духовные проблемы поднимает, – удивляюсь. – Там герой примеряет на себя крестные судьбы князя, монаха и землепашца. При чём здесь погромы?

– А вы забыли, что ли – в сцене с князем русские дружины крушат ордынцев-захватчиков. Не толерантно. А новая наша работа – «Пересвет и Ослябя» – вообще о Куликовской битве. Там на поле брани звучат призывы: «За Русь, за Русь!» Чем не «призыв к межнациональной розни»? Но патриотизм и фашизм это не одно и тоже. В моих работах нет ни капли национализма. Категорически не согласен, когда понятие «русский» пытаются измазать коричневой краской.

– Наверное, и вправду кое-кто шум вокруг вашего мультфильма поднимет, – предположил я, вспомнив: – Пять лет назад у нас в стране собирались широко отметить 625 лет победы в Куликовом поле, так либеральная общественность восстала против «планов Кремля и Церкви». Мол, как можно праздновать победу русских над татарами, второй по численности нацией в России, когда оба народа находятся в одном государстве? Приводили довод: это как если бы в Великобритании торжественно отмечали захват англичанами Шотландии. А ведь вроде как убедительно... И вот в нынешнем году в сентябре 630-летие Куликовской битвы прошло вообще незамеченным.


«В войске Дмитрия Донского были люди разных национальностей». Кадр из будущего мультфильма «Пересвет и Ослябя»

– Что значит «убедительно»? – не согласился Подивилов. – Даже в случае с Шотландией не так всё просто. У них была не межэтническая война, а борьба за централизацию власти. Большая часть шотландской знати поддерживала английского короля. А у нас на Куликовом поле вообще никто не смотрел на национальность. В войске Мамая находились поляки, итальянцы, осетины, черкесы, армяне. Ударную мощь его войска составляли пехотинцы из Генуи, на помощь им спешили ратники-славяне из княжества Литовского. А войско Дмитрия Донского? И славяне, и финно-угры, и даже татары из волжских улусов, что отложились от Орды. Это была битва не между племенами, а между двумя цивилизациями. Народы России не приняли тупиковый, бездуховный путь развития в составе предполагаемого Мамаевого ханства. В случае победы Мамая так и было бы. Мамаю не дань нужна была от Москвы, а именно власть полная над Русью.

– Некоторые националисты-образованцы в Татарстане думают иначе, они были тоже против празднования юбилея Куликовской битвы. Припомнили при этом завоевание Казани Иваном Грозным и так далее.

– Знаете, сейчас многие пытаются эксплуатировать историю и использовать «национальную карту» в каких-то своих целях. Татар никто не «завоёвывал». Простые люди как были, так и остались со своей верой, языком, обычаями. А татарская знать даже многое приобрела с присоединением к новому центру влияния, к Москве. Верным престолу татарам раздавали имения, появилось множество новых дворянских родов. Это ж всем известные факты. Посмотрите на фамилии наших дворян. Аксаковы – от тюркского слова «аксак», то есть «хромой». Или были такие дворяне с «русской» фамилией – Огарковы, они произошли от Огара, «мужчины роста великого и воина храброго», который пришёл из Золотой Орды в 1397 году. То же самое с Огарёвыми – их родоначальником был мурза по прозвищу Огарь. Предками Тургеневых был Турген, также пришедший из Золотой Орды. Из татарских родов Карамзины, Юсуповы, Аракчеевы, Салтыковы, Ахматовы, Бакаевы, Тимирязевы, Чаадаевы... Продолжать придётся долго.

– Наверное, на празднование 630-летия Куликовской битвы нужно было пригласить и татар.

– А они участвовали, и это нормально, – ответил Станислав. – На Куликово поле, на реконструкцию боёв постоянно приезжают исторические клубы ратников из Татарстана и Башкирии. Они гордятся, что их предки сражались храбро. Там собираются ребята разных национальностей, и нет даже намёка на какую-то рознь. А вот чиновники, как я заметил, с некоторых пор этак культурненько обходят вопрос своего участия. Чего боятся? Не понятно.

Знаете, я думаю, что вот этот перевод цивилизационного противостояния на межэтнический конфликт кому-то очень выгоден. Развалили Союз по национальному признаку, теперь за Россию взялись. И наверное, это только начало, ближе к президентским выборам обстановку станут ещё больше нагнетать.

Русский мир

– А всё-таки кто главный виновник нынешних погромов, как думаете? – спросил я Станислава. – Вам в Москве, наверное, виднее.

– Конфликты с драками происходили не только в Москве, но и в Питере, а ещё раньше – на Юге России. Думаю, ответственность лежит на всём обществе и на власти тоже. Отсутствие внятной национальной, а главное, культурной и образовательной политики в 90-е годы и в современный период привели к этим последствиям. Коррупция это же прямое детище безкультурья, в первую очередь религиозного. Не мыслимо, чтобы верующий по настоящему человек брал взятки. Из образования в школах изъято само понимание о воспитании. Голые знания и отсутствие нравственных ориентиров рождают беспредел. Почему волнения в Москве начались? Потому что милиция отпустила подозреваемых в убийстве Егора Свиридова, а среди этих подозреваемых, как говорили тогда, был сын начальника МВД Дагестана. Вопрос о справедливости – это не национальный вопрос и даже не социальный. Это вопрос нравственный. Если власть не поймет, что Россия не может существовать как исключительно потребительское общество, нас ожидает участь Византии. Сосуд, созданный как вместилище благодати Духа Святого, не вынесет мерзости запустения. Он просто разобьется на множество осколков.

Понимаете, что получается? Страх перед национальными раздорами привёл к тому, что национальное у нас всячески стали пригашать. Нет национальных отличий – нет проблемы. Такой вот примитивный подход. Но вместе с принижением национального сознания уничтожается и опыт мирного сосуществования этносов, накопленный у наших народов. Россия – это не Америка, не «плавильный котёл народов», а очень сложная цивилизация, в которой сложились гармоничные межнациональные связи. Их легко нарушить, принижая духовный опыт народов.

Как раньше у нас воспитывался русский патриотизм? Детям на примере былинных героев показывали: русский – значит добрый, смелый, честный. Илья Муромец слабого не обидит, униженного защитит, доброго гостя приютит, а врага-захватчика выгонит взашей. И ведь то же самое у других народов – у всех есть национальные понятия о гостеприимстве. Теперь же патриотизм подаётся иначе. От него оставили одну оболочку, без внутреннего содержания. Есть «россияне», «наши» и «не наши» – по географической принадлежности. А что значит «наши»? Всего лишь те, кто проживает в России? Это какой-то клубный патриотизм получается – одни болеют за «Динамо», другие за «Спартак», а кто-то болеет целиком за «Россию».

– «Оле, оле, оле, Россия, вперёд!» – перебил я Станислава. – А ведь и вправду, что-то ненормальное у нас. И в современных фильмах, где «наши мочат не наших», и на разных общественно-политических мероприятиях, на «тусовках» с флагами звучит какой-то бессмысленный патриотизм. И лозунги под стать: «Вперёд!» Куда вперёд?


Пересвет. Кадр из мультфильма

- Россиянин – это человек, принадлежащий цивилизации, в которой людей объединяет высокий смысл добра, любви и добрососедства очень разных народов, хранящих своё национальное своеобразие, данное от Бога. Такой россиянин может гордиться своим званием, видеть особое предназначение своей страны в нынешнем мире глобализации. А если россиянин просто гражданин «эрэфии», то эту смысловую пустоту он обязательно заполнит чем-то другим. Например, местечковым патриотизмом. И будет носить в кармане травматический пистолет для поднятия самооценки. Я вот живу в Мытищах, недалеко от стадиона, и знаю, что такое «клубный патриотизм». Из дома народ старается не выходить, особенно после проигранного матча. Помятые машины и носы не редкость. И это опять вопрос культуры. Не умение прощать поражения, хоть свои, хоть чужие.

А те кавказцы, которые на иномарках по Москве с флагами гоняют, из пистолетов в воздух стреляют? Ведь у них тоже какой-то искалеченный, измученный патриотизм! Мол, нас хоть и мало, но мы вас не боимся и вы «не наши». Это их боль и наша беда. Противостояние народов это беда. Противостояние должно быть только злу. А зло – оно вне национальности.

Нам надо хранить наш Русский мир – духовность, нравственность и национальные обычаи народов. Не всё так плохо. Вот в феврале будет православный кинофестиваль «Встреча». Приезжайте. Увидите, как получился у нас «Пересвет и Ослябя».

Михаил СИЗОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга