«БАБУШКА, А ПОЧЕМУ?..» Педагогические заметки Бабки ёжки и кощеи бессмертные Дорога от дома до детского садика занимает у меня примерно двадцать минут. Обратный же путь мы с внуком едва преодолеваем за вдвое большее время, потому что теперь перед нами вырастают не замеченные мной прежде совершенно удивительные вещи! Например, как это я могла равнодушно пройти мимо большого снежного сугроба, с которого можно кубарем скатиться, с наслаждением распластавшись у его подножия! А ледяная дорожка, раскатанная множеством ног, стремительно уносящая моего внука то в одну, то в другую сторону... Откуда она только взялась? Мне казалось, что её здесь не было. А вот какая отличная дыра в заборе! Сквозь неё прекрасно виден огромный строительный кран с покачивающимся на стреле грузом. Множество неожиданных остановок в конце концов мне надоедает, и я уже с трудом удерживаюсь от замечаний вроде: «куда тебя понесло!», «не упади!», «слезь!», «дай руку!» и т. д. Я, можно сказать, борюсь с ними, убеждая себя, что, во-первых, на каждый чих не наздравствуешься, да и незачем человека дёргать по пустякам (хотя, понятно, бывают случаи, когда надо сказать твёрдое «нельзя»); во-вторых, надо войти в его положение, ведь не кисейная барышня растёт, а любознательный живой парнишка; в-третьих, он должен учиться быть самостоятельным; в-четвёртых… Я не успеваю додумать, что в-четвёртых, так как Коля с радостным воплем поднимает с земли сучковатую палку. У меня на кончике языка уже вертятся слова: «Брось эту грязную палку, ты что, хочешь кому-нибудь глаза выколоть?» Страшным усилием воли я заменяю их на другие: – Какая отличная палочка! Ты только опусти кончик вниз, чтобы никого не поранить. Мы вместе подыскиваем для неё достойное применение. Например, ею можно что-нибудь нарисовать на снегу или написать. Коля тут же рисует человечка с торчащими в разные стороны волосами, пишет рядом печатными буквами: «Я ТИБЯ ЛУБЛУ» – и многозначительно смотрит на меня. Я удивляюсь так быстро пришедшей награде за мои усилия примириться с палочкой, но не успеваю этим вполне насладиться, потому что откуда-то сверху на меня падают комья снега и противно тают за шиворотом. Это Коля придумал ещё одно применение своей дурацкой палке: ею прекрасно можно сбивать снег с деревьев... Но сегодня день особый. Внук тихо идёт рядом со мной за руку и, кажется, о чём-то думает. Наконец, он прерывает молчание: – Бабушка, Андрей из нашего садика очень боится Бабы Яги и Кощея Бессмертного, даже плачет. Я ему сказал, что надо делать. – А что надо делать? – рассеянно спрашиваю я Колю, озираясь по сторонам: мы переходим через дорогу. – Как что? – удивляется Коля. – Молиться! Ты, бабушка, напиши на бумажке молитву, а я ему отдам. Я обещал, что ты напишешь. – А читать-то Андрей умеет? – сомневаюсь я, начиная понимать всю важность обсуждаемого дела. – Он умеет читать. Ты, бабушка, напиши, – настойчиво просит Коля. – Андрей сказал, что будет читать. – Знаешь, Коля, – рассуждаю я вслух, – бумажка может легко потеряться. Может быть, нам лучше сделать по-другому? Есть одна очень коротенькая молитва, в ней всего два слова. – «Господи, помоги!» – да, бабушка? – Правильно. Андрей её быстро запомнит. Когда ему станет страшно, пусть он скажет тихонечко, про себя: «Господи, помоги!» – и все бабки ёжки и кощеи бессмертные тут же разбегутся. Это очень сильная молитва. Так и скажи Андрею. – Хорошо, так и скажу, – серьёзно отвечает Коля. Его тёплая ладошка доверчиво покоится в моей руке. Враньё Коля входит в комнату и показывает мне то, что осталось от дедушкиного складного стульчика: в правой руке у него болтаются две гнутые алюминиевые ножки на куске парусины, а на левой ладошке лежит кучка винтиков и гаечек. – Посмотри, бабушка, что Ваня натворил! Из-за Колиной спины выглядывает двухлетний Ваня. Коля продолжает: – Ты, бабушка, его не слушай, он, конечно, будет говорить, что это не он. Ваня отрицательно мотает головой: – Это не я. – Вот видишь, бабушка! – честными круглыми глазами смотрит Коля. Ваня смотрит на меня такими же честными глазами. Некоторое время я пребываю в растерянности. У меня нет сомнений, что это сделал Коля. Отвинтить такую кучу гаек маленький Ваня просто не мог. Меня обескураживает изобретательное Колино враньё. Решаю применить испытанный ещё на мне моей мамой педагогический приём с небольшим добавлением, невозможным в безбожные времена моего детства: – Я могу легко узнать, кто это сделал. – А как? – Коля бесстрашно и с большим любопытством смотрит на меня. – Да ведь Бог-то всё знает, вот Он мне и укажет, кто. – Как укажет? – уже не таким бравым тоном говорит Коля. – Мне надо заглянуть в ваши глаза, в них всё будет написано. Ты, Коля, старший, давай начнём с тебя. И я внимательно смотрю ему в глаза. Коля не выдерживает моего твёрдого взгляда: – Да он сам у меня в руках развалился, я только немножко крутнул, и всё… Капризка – Ваня, собирайся, мы пойдём гулять. – Я не хочу гулять! – твёрдо заявляет Ваня, даже не поднимая головы. – Ты только посмотри, Ваня, – я стараюсь придать своему голосу как можно больше радостных ноток, – какое солнышко на улице! Коля уже одевается. – Не пойду. Я буду рисовать. – Мы же договаривались, что будем рисовать все вместе после прогулки. – Нет, я хочу сейчас. – Пойдём, Ваня. Давай я помогу тебе надеть свитер… – А-а-а-а! Я отступаю вместе со свитером. Ох уж этот Ваня! Ну что ж, у нас с Ваниной мамой есть действенная выручалочка для такой патовой ситуации. Я начинаю издалека: – Коля, посмотри, наш Ваня был такой хороший, послушный, а теперь вдруг стал плохой. По-моему, он опять проглотил капризку. Наверное, стоял где-то с открытым ртом, она и залетела. Ваня настораживается. Я продолжаю: – Придётся нам её выгонять. Ваня, выбирай, чем мы будем выгонять капризку: ремешком, прутиком или крапивой? Но и Ваня не лыком шит, у него заготовлен свой ответ на наши хитрости: – Я сам её буду выгонять. – Хорошо, Ваня, выгоняй сам, я только форточку открою, чтобы капризка улетела от нас подальше. Я иду к форточке, а Ваня предусмотрительно открывает рот и шлёпает себя ладошкой по тому месту, по которому надо бы хорошенько пройтись ремешком. Но я ещё не догадываюсь, какая опасность подстерегает меня с другой стороны. Коля заинтересованно прослеживает глазами путь от Ваниного рта до форточки. Ничего такого не заметив, он скептически спрашивает: – А как ты, бабушка, узнаешь, что капризка вылетела? – А это мы сейчас проверим. Если Ваня пойдёт одеваться, значит, вылетела, а если нет, то придётся идти за ремешком, – находчиво говорю я. – Уже вылетела, – сообщает Ваня и начинает надевать свитер. – А почему же я ничего не видел? – Колю не покидают смутные подозрения, что тут что-то не так. До сих пор он таких вопросов не задавал, и я понимаю, что отмахнуться от них нельзя, дело серьёзное. – Как же ты, Коля, мог увидеть капризку, если она невидимая? И потом, ты уже большой и должен догадываться, что такое капризка на самом деле. Или, вернее, кто? – я понижаю голос до шёпота. – Бес, что ли? – у Коли округляются глаза. – Ну конечно, это бес. Это он нашёптывает нам всякие плохие советы, толкает на дурные поступки и капризы, а иногда и сам может войти в человека. Сейчас я найду книжку, в которой показано, как Иисус Христос выгоняет бесов из такого человека. Я открываю книгу, где на репродукции храмовой росписи XI-XII вв. изображена притча об исцелении бесноватого. Древний иконописец по-детски просто, как будто специально для нашего случая изобразил момент исцеления: изо рта бесноватого выпрыгивают маленькие дымчато-сизые фигурки с рожками и хвостиками. – Вот, смотрите сами, – торжествующе говорю я, – бесы по слову Иисуса Христа вышли из человека и вошли в стадо свиней. Свиньи сразу взбесились, побежали к обрыву и упали в море. Коля с Ваней оторопело смотрят на изображение. – Рты-то закройте, а то неровен час… Рты закрываются как по команде. Про бесов мне в тот день было задано великое множество вопросов, а книга с изображением их изгнания переходила из рук в руки. Рождественские пряники или Каждый год накануне Рождества мы собираемся почти всей семьёй и печём рождественские пряники для подарков. Самые главные пекари, конечно же, Коля с Ваней. Взрослым при этом приходится проявлять известное терпение. Вот Ваня завладел скалкой и уже несколько минут трудолюбиво раскатывает кусочек теста в лепёшку. Вся наша работа по производству пряников парализована. Мы безуспешно пытаемся заполучить у Вани скалку. Проще оказывается разыскать – хоть и не очень в этом случае удобную – толкушку для картофеля. Затруднение преодолено, изготовление пряников продолжается. По ходу дела я напоминаю, какие фигурки можно вырезать из раскатанного теста: оленя, птицу, коня, то есть настоящую архангельскую «козулю», или что-то, имеющее отношение к Рождеству, например, восьмиконечную звезду. Заодно интересуюсь: – Кто помнит, как называется звезда, которая привела волхвов поклониться Христу? – Волхвиемская! – первый поспел с ответом Ваня. – Вифлеемская! – поправляет его Коля и от смеха роняет на пол кусочек теста. Я ворчу: – Ну вот, уронил тесто, теперь оно будет грязное… – А у нас дома мама пол моет, – укоризненно говорит Коля. – Бабуска, а мозно слепить медведя? – спрашивает Ваня. – Можно и медведя, и зайца, и лису, – разрешаю я. – Ведь когда родился Иисус Христос, то животные тоже пришли поклониться Ему. – Пришли вол и осёл, да, бабушка? – торопится показать свои знания Коля. – Да, на иконе Рождества можно увидеть, как вол и осёл заглядывают в ясли, где лежит Младенец. Ваня счастливо смеётся, ему очень понравилось, что ослик тоже пришёл заглянуть в ясельки и поклониться Боженьке. Я догадываюсь, почему: дома мы частенько называем Ваню маленьким упрямым осликом, так что он уже сроднился с этим словом. Ваня требует показать ему ослика на иконе. Мы целой процессией идём в дальнюю комнату, где стоит икона Рождества. По дороге я успеваю напомнить, что иконочка не картина, что её нельзя разглядывать долго, что надо поцеловать сначала. Шепотком объясняю и про ослика, и про ангелов, и про волхвов. Когда мы снова возвращаемся на кухню, и я поворачиваюсь, чтобы положить вырезанную из теста «козулю» на противень, то оказывается, что он уже весь занят Ваниными изделиями: колобками, колбасками и какими-то змеями. Их так много, что они даже лежат друг на друге. Я незаметно убираю несколько колбасок и парочку змей. В тех же целях Коли-Ванина мама предпринимает отвлекающий манёвр: – Как вы думаете, какую ещё фигурку можно вырезать к Рождеству? Коля придумывает сделать снеговика и ёлочку. Ваня упорно катает очередную змею. Мама продолжает развивать рождественскую тему: – А кто первый сказал, что в Вифлееме родился Спаситель? – Бабуска сказала! – радостно выкрикивает Ваня. Ответ нельзя признать верным, но мне он нравится. Мама формулирует вопрос иначе: – Кто рассказал пастухам о рождении Спасителя? И получает от Коли правильный ответ: – Ангел! Мы его хвалим, и Коля, вдохновлённый успехом, просит: – Спросите у меня ещё что-нибудь! В результате получается импровизированная рождественская викторина. Так за разговорами работа незаметно подходит к концу. Но вырезать и испечь пряники – это только полдела. Самое интересное впереди. Пряники надо расписать специально приготовленной глазурью разных цветов. Это увлекательнейший творческий процесс. После перерыва на обед Коля с Ваней вооружаются кисточками. Тут нам всем надо быть начеку, потому что теперь можно легко прилипнуть к столу, за которым сидит Ваня, к стулу, на котором сидит Ваня, и к самому Ване. Всё покрыто сладкой глазурью. Но зато и пряники приобретают нарядный, праздничный вид. По коричневому полю разбегаются сахарные зигзаги, точечки и загогулины. Самые красивые пряники откладываются для батюшки и Колиной учительницы воскресной школы. На Рождество пряниками одариваются друзья, гости, соседи. Хватает на всех. И неизвестно, кто получает большее удовольствие – одариваемый или даритель. А чтобы вы могли повторить это увлекательное дело, вот рецепт наших пряников: 2 стакана сахара пережечь на сковороде, влить 3/4 стакана воды. Отделить 2 желтка, взбить их с двумя столовыми ложками сахара. Взбитые желтки положить в сковородку, туда же добавить 200 г маргарина и неполную чайную ложку соды (погашенной уксусом) и пряности (корица, гвоздика), затем добавить муку (примерно 1 кг). Глазурь: 2 белка взбить с двумя столовыми ложками сахарной пудры и добавить краситель (сок клюквы, свёклы, моркови). Этими взбитыми белками расписывают «козули». Страх наказания Коля провинился и теперь сидит в кухне на табуретке наказанный и очень сердитый. Я готовлю ужин и одновременно жду от него извинений за поведение. Так и не дождавшись, спрашиваю: – Ну, Коля, ты придумал, что надо сделать? – Я никогда не попрошу у тебя прощения, – дерзко отвечает Коля. – Ну что ж, в таком случае пусть папа решает, как с тобой поступить. Иди! – Нет! Я ещё немного посижу, подумаю, – с поспешностью говорит Коля. Он явно не хочет иметь дело с папой, быстренько сообразив, что там разговор будет мужской и ещё не факт, что дело обойдётся без ремешка. Тем более что прецедент с ремешком уже был. Ровно через полминуты Коля проникновенно говорит: – Бабушка! Прости меня, пожалуйста. Я с печалью признаю победу за папиными методами воспитания. – Коля, я тебя прощаю и понимаю, как трудно тебе было попросить прощение. Но и ты пойми, что сказал эти слова не по любви, а из страха наказания. Некоторое время мы молчим, каждый по-своему ощущая облегчение от разрядившейся обстановки. Мне показалось, что можно продолжить разговор: – Конечно, страх бывает разный. Как ты думаешь, Коля, страх – это хорошо или плохо? Из двери моментально высовывается Ванина голова: – Плохо! – А мне кажется, – размышляю я вслух, – что пока нет послушания по любви, и это хорошо. Разве плохо, если человек, хотя бы из страха наказания, не будет делать дурных дел, а будет совершать добро? Может быть, потом и любовь придёт. По делам вашим добрым. Ваня куда-то исчезает, но тут же возвращается со шваброй, с совочком для мусора и торжественно сообщает: – Я сейчас подметать буду! И действительно, подмёл, собрал мусор в совочек, потом принёс тряпку, вымыл пол на кухне. И всё это время, минут пятнадцать, приговаривал: – Это добрые дела… Это за Колю… И для мамы… И для Бога… Я в рай хочу попасть… Всегда радуйтесь По православному радио читали отрывок из детского романа Элинор Портер «Поллианна». Главная героиня этого произведения, девочка по имени Поллианна, во всех жизненных неприятностях старалась найти что-нибудь, чему можно было бы порадоваться. Это была игра, которую придумал её отец. Фабула романа показалась мне надуманной и искусственной. «Ну в самом деле, – возмущалась я, – разве можно «играть в радость»? Тем не менее занимательный сюжет услышанного отрывка застрял в голове. Вскоре после этого случая – это было как раз накануне Рождественского поста – я шла в школу за Колей, и с каждым шагом у меня портилось настроение. Да и то сказать, пост ещё не начался, а в витринах магазинов уже мерцают неоновые Санта-Клаусы, сверкают разноцветными огнями новогодние ёлки, продаются блестящие игрушки. Назойливая неуместная реклама очень раздражала, мне казалось, что она мешает настроиться на предстоящий пост. Вздрогнув от взрыва очередной петарды, я вспомнила про Поллианну: «Может, вместо того чтобы раздражаться, надо сделать попытку найти в этом что-нибудь хорошее?» Я призадумалась. И ахнула! Да ведь все эти подмигивающие деды морозы с ёлочками за спиной всячески стараются напомнить прохожим, что впереди их ждёт радость, праздник, Рождество! И я уже с симпатией взглянула на сияющего деда мороза, сообщавшего мне эту великую весть! Своим открытием я поделилась с Колей и предложила ему вспомнить что-нибудь очень плохое, что с ним случилось в жизни, чтобы найти, чему бы тут можно было порадоваться. Неожиданно спина у моего внука сгорбилась, по челу пробежала тень – видимо, у него в памяти всплыло что-то очень неприятное. Я застыла в ожидании. – Что же тут, бабушка, может быть хорошего, если мне на продлёнке, когда мы вчера играли в футбол, попали грязным мячом прямо в лицо! И все надо мной смеялись. А потом старались опять попасть мне в лицо. Вот так, если бы не Поллианна, я могла бы и не узнать о Колином горе. – И ты плакал? – Да… – Хочешь, я тебя научу маленькой хитрости, которую надо было применить в этом случае? Надо было собрать в кулак всю свою волю и вместе со всеми… расхохотаться! Тогда бы у ребят пропала охота тебя дразнить. Можно даже потренироваться дома, как ты будешь весело хохотать, если вдруг опять понадобится. Но всё же давай подумаем, что в этой истории было хорошего? – Хорошее то, что это как будто ученье… Ну, на будущее. – Понятно, чтобы стать крепче духом. А ещё, знаешь, что в этом хорошего? То, что теперь, если при тебе попадут грязным мячом в лицо какому-нибудь человеку, ты не будешь над ним смеяться и даже сможешь посочувствовать ему. Внук призадумался. Видно было, что игра ему стала нравиться. – Бабушка, а что хорошего в теракте? Лёгких вопросов у него сегодня для меня не находилось. – Да, это задача на засыпку, – призналась я, – но всё же подумать можно… А вот что! Это ведь сигнал для милиции и для власти о том, что в государстве что-то неблагополучно и надо принимать меры, чтобы не допустить ещё большей беды. Например, ещё более крупных терактов, или какого-нибудь государственного переворота, или даже войны. И потом: когда случается беда, то люди объединяются, начинают задумываться о том, о чём раньше не думали: о смерти, о смысле жизни, о Боге. Многие потом приходят креститься. – Бабушка, надо обязательно Ване рассказать про эту игру! Когда мы наконец добираемся до детского садика, Коля тут же начинает рассказывать Ване про игру. Потом спрашивает нетерпеливо: – Ну, Ваня, говори, что у тебя сегодня случилось плохого? – Ничего не случилось, – беспечно натягивая колготки, отвечает Ваня. – Ты, Ваня, подумай! Может быть, ты с кем-нибудь подрался? – с надеждой в голосе спрашивает Коля. – Ни с кем я сегодня не дрался! – возмущается Ваня. – Ну, подумай хорошенько, может быть, всё-таки что-нибудь случилось? – продолжает упрашивать Коля. – Да, случилось! – вспоминает Ваня, лицо у него мгновенно приобретает горестное выражение, а по щекам тут же катятся слёзы. Я даже пугаюсь: – Да говори же, Ваня, что случилось? – Нам сегодня на обед давали яблоки. Я своё яблоко не съел, а оставил для Коли. Когда мы пошли гулять, я положил его в карман. Наверно, когда я прыгал, оно и вывалилось. Я его искал-искал, и не нашё-о-ол! – почти рыдая, заканчивает Ваня свою грустную историю. – А где ты прыгал? – озабоченно спрашивает Коля. Ванина печаль распространилась и на него, ведь потерянное яблоко Ваня хотел отдать брату! – Его нигде нет, наверное, его кто-то взял! – убивался Ваня. – Ванечка, – я пытаюсь утешить малыша, – всё-таки здесь есть и хорошее. Может быть, шёл голодный человек и вдруг увидел, что на травке лежит свежее румяное яблоко… – Нет, оно было зелёное! – Голодный человек увидел на травке свежее зелёное яблоко! Он очень обрадовался, – продолжаю я фантазировать, – поднял его и съел! – Что же тут хорошего? Ведь это было моё яблоко, а он его съел! – причитает Ваня, размазывая грязные слёзы по щекам. – Знаешь, Ваня, – Колино лицо просветляется, – всё-таки тут есть хорошее. Хоть яблоко и потерялось, а мне всё равно приятно, ведь это яблоко ты оставил для меня! Громкая вера (маленькие заметки из жизни Коли и Вани) Коля, 3 года. Дедушке надо идти в поликлинику лечить зуб. Дело это не из приятных, и он медлит. Коля крутится рядом, жалостливо посматривает на дедушку и наконец твёрдо говорит: – Иди, дедушка, не бойся, я за тебя помолюсь, – и он направляется к иконе, по дороге громко затягивая с пятого на десятое «Отче наш…» Пристыженный дедушка надевает кепку и уходит в поликлинику. * * * Коля, 3,5 года. – Мама, у меня такой сильный дух! Я дунул в манную кашу, и мой дух там дырку сделал! * * * Коля, 3,5 года. – Бабушка, я помолился Богу, чтобы в лесу грибы взошли побыстрее. Ангел Коля, 4 года. Пришли мы с Колей в церковь. Причастились. Нам дали запивку и кусочек святого хлебца. Потом малыш съел просфору, которую я ему припасла. Основательно запил её святой водой, еле оттащила от крана. Получили антидор. Вышли на улицу, он и говорит: – Бабушка, мне в храме дали столько всего святого, что я того и гляди ангелом стану. * * * Коля, 5 лет. Идёт снег, кружатся снежинки, все деревья белые. Коля говорит: – Смотри, бабушка, деревья соединились с небом! * * * Ваня, 2 года и 3 месяца. Перед завтраком все встают на молитву. Ваня, усевшийся было перед тарелкой, сползает со стула для молитвы и сразу замечает непорядок: нет дедушки. Он громко и тревожно кричит: – Дедуска, иди молиться! Молиться надо, дедуска! Молиться! Мы замираем: дедушка совсем недавно был крещён и никто ещё не отваживался так явно призывать его к молитве. Но дедушка оказывается на высоте: он бросает все свои дела и спешно встаёт на молитву. * * * Ваня, 2,5 года. Приехали в деревню на лето. За обедом мама говорит: – Пейте молоко, здесь оно не такое, как в городе. Здесь молоко сладкое, вкусное. Ваня поднимает голову: – От Божьей коровки? * * * Ваня, 2,5 года. Мама привезла из Москвы игру «Рыбалка». Ваня «поймал» игрушечной удочкой игрушечную золотую рыбку. Я шутливо говорю: – Ну, Ваня, проси теперь у золотой рыбки всё, что хочешь! Ваня ответил как истинный христианин: – Я у Боженьки попрошу. * * * Ваня, 3,5 года. – Я должен отгонять от себя чертей добрыми делами. * * * Ваня, 3,5 года. Подношу к Ваниному носу восковую свечу, пахнущую мёдом, и спрашиваю: – Ваня, чем пахнет? – Богом! Един без греха Коля, 6,5 лет. – Коля, ну какой же ты непослушный! – ругаю я не в меру расшалившегося внука и от возмущения припечатываю: – Ты, наверное, и родился таким непослушным! Некоторое время Коля удручённо сопит, но вдруг с воодушевлением, начисто забыв про обиду, говорит мне: – А я знаю, бабушка, КТО родился послушным! – Кто? – бурчу я сердито, с трудом подавляя желание продолжить свои нравоучения. – Бог! – торжественно оглашает свою догадку Коля. Мы оба смолкаем. * * * Ваня, 3,5 года. – Ваня, кто такой Иоанн Богослов? – Это я. * * * Коля, 7 лет. 31-го декабря вечером Коля, которому я рассказывала о календарных сложностях, радостно говорит мне по телефону: – Бабушка, поздравляю тебя с неправильным Новым Годом! * * * Ваня, 5 лет. – Детская вера очень громкая, её Бог слышит. * * * Ваня, 5 лет, Коля, 8 лет. Идём с Колей и Ваней по улице. Я на все лады ругаю Колю, который в такой трескучий мороз забыл надеть варежки и теперь идёт, засунув руки в карманы, что, во-первых, некрасиво, во-вторых, можно поскользнуться и упасть прямо на лицо, как это уже было однажды с Ваней, в-третьих… И тут Ваня дрожащим голосом вступается за Колю: – А зато, а зато… Коля умеет красиво рисовать! * * * Ваня, 5 лет, Коля, 8 лет. Вхожу в комнату и вижу, что Коля подсаживает Ваню к высоко висящей иконе, а тот вытягивает шею, чтобы её поцеловать. Спрашиваю: – Что случилось? Оказывается, Ваня запустил бумажный самолётик и случайно попал в икону. Ребята испугались, и Коля надоумил Ваню просить у Пресвятой Богородицы прощения. * * * Ваня, 5 лет, Коля, 8 лет. Звонит телефон, я подхожу к трубке и слышу: – Здравствуй, мамочка! Положи пряник на место! Я кому говорю? Это я не тебе, мам. Ваня, отойди от плиты! Ваня, отойди от плиты, там горячий чайник! Ваня, отойди от плиты, я кому сказала! Коля, отдай Ване машинку. Ты что, не слышишь? Ваня, ты зачем проткнул пальцем черничный пирог? Он теперь вытечет! Мамочка, у нас всё нормально, я тебе потом ещё позвоню. Пока! * * * Ваня, 5,5 лет. По дороге из садика Ваня возмущённо докладывает: – Я понял, что Боря из нашего садика – не христианин! – Почему ты так считаешь? – Я дал ему поиграть моим пистолетом, а он мне его не хотел отдавать назад! – И что ты сделал? – Я тогда его стукнул и отобрал пистолет! * * * Ваня, почти 6 лет. В праздник Крещения Господня выходим из храма. На деревьях сидит множество каркающих ворон. Ваня смотрит на них и спрашивает: – А что важнее, бабушка, человек или птица? – А ты как думаешь? – Я думаю, – глубокомысленно изрекает Ваня, – что птица. – Как это? Почему? – изумляюсь я. – Потому что Дух Святой сошёл с неба в виде голубя! Свежая крапива Ваня, 3,5 года, Коля, 6,5 лет. Колю с Ваней не удаётся утихомирить никакими словами и призывами. Потеряв терпение, я иду в конец огорода за крапивой, предварительно сообщив о своих намерениях. Внушительный пучок свежей крапивы производит необходимое впечатление, и его остаётся только повесить на гвоздик для устрашения, что я и делаю. Дня через два в комнату ко мне вбегает взволнованный Коля и сообщает, что старая крапива засохла и её надо срочно поменять на новую. Я удивляюсь: – Что, обязательно нужно, чтобы на гвоздике висела свежая крапива? – Конечно, нужно! – А зачем? – Чтобы мы с Ваней не баловались! * * * Ваня, 6 лет. – Мама, а зачем ты стояла на исповедь? У тебя ведь нет грехов. – Как же нет? Я вот вас ругаю… – Так это ты правильно делаешь! – горячо уверяет маму Ваня. Тяжёлая жизнь Ваня, 6 лет, Коля, 9 лет.Я, Коля и Ваня едем в Ильинский храм на крестины. Разговор естественным образом заходит именно на эту тему: – Тебя, Коля, крестили в Спасо-Парголовском храме. Там крестят полным погружением. А тебя, Ваня, крестили у нас в Ильинке. Здесь крестят только обливанием. Ваня вскрикивает: – Так вот почему у меня такая тяжёлая жизнь! * * * Ваня, 7 лет, Коля, 10 лет. – Адам и Ева мыли руки перед едой? – с пристрастием задаёт Ваня жизненно важный для себя вопрос. – Конечно, мыли! – это я говорю из воспитательных соображений. Коля парирует: – Ба-буш-ка! В раю грязи нет! * * * Ваня, 7 лет. Коля, Ваня и я пропалываем грядки на огороде у бабушки Оли. Я не упускаю прекрасной возможности для общения и, применительно к обстоятельствам, рассказываю, что после адамова грехопадения жена спасается рождением детей в болезни, а муж – трудами, и что земля, как сказал Господь, произрастит ему волчцы и тернии. Объясняю, что такое волчцы и тернии. Ваня, выдёргивая пук сорняков из грядки с луком, уныло говорит: – Эх, Адам, Адам, что же ты наделал! * * * Ваня, 7 лет. – Наверное, это неправославные люди делают шампунь против выпадения волос, ведь волосы выпадают только по воле Божией. * * * Ваня, 8 лет. – Бог сделал с Себя ксерокопию: человека. * * * Ваня, 8 лет, Коля, 11 лет. Коля с Ваней не поделили лучшее место за столом. Напоминаю им притчу об избрании первых мест, а в заключение говорю: – Многие же будут первые последними, а последние первыми (Мф. 19, 30). Ваня понимающе восклицает: – А, это как в лифте: кто первым зашёл, тот последним выйдет! Лариса КАЛЮЖНАЯ |