*
ВЕРТОГРАД КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ ВЕЛИКОГО ПОСТАС наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят значительные изменения. Они касаются не только чтения и пения, но также и порядка колокольных звонов. О том, как правильно, согласно уставу, совершать колокольные звоны в период святой Четыредесятницы, рассказывает Православию.ру московский звонарь, преподаватель кампанистики Сретенской Духовной семинарии Николай Алексеевич Завьялов. С наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят изменения. Меняется порядок чтения кафизм: чтения становится больше, а пения – меньше; характер пения меняется, становится более сдержанным. Появляются разновидности звонов, присущие только периоду Великого поста, например часовые. Великий пост начинается не сразу, существует период «приуготовительный», когда в воскресных евангельских чтениях уже появляются темы, ориентированные на приближение Великой Четыредесятницы. В приуготовительные дни к Великому посту, в среду и пятницу на Сырной седмице, не совершается литургии, а совершается чтение часов по великопостному образцу. Однако звонить великопостным звоном (часить) ещё пока не нужно. На это в Типиконе и указывается в 49-й главе: «На часех в кампан не ударяем». В Прощёное воскресенье к вечерне благовестят в праздничный колокол. По окончании вечерни во время чина прощения – звон в двои (в два колокола – часовой и меньший, следующий за ним по величине; впрочем, это не является обязательным и из соображений улучшения благозвучия иногда используются просто два малых колокола, наиболее подходящих для этого звона). При наступлении Четыредесятницы во весь её период перед началом 3-го часа совершают три удара в постный колокол: перед 6-м – шесть ударов, перед 9-м – девять ударов, а перед повечерием – двенадцать. К вечерне, утрене и литургии Преждеосвященных даров – звон в двои. В Учебном уставе протоиерея Константина Никольского говорится, что «...звон в два колокола ещё бывает перед вечернею и утренею в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы». Если молящиеся расходятся из храма после чтения 3-го или 6-го часа (как бывает в монастырях), то, согласно указаниям Типикона, «кандиловозжигатель ударяет в древо», а к началу часа «по первом же Трисвятом ударяет в кампан». В современном варианте «ударение в древо» может быть в виде благовеста в постный колокол (поскольку била теперь используют довольно редко), а уже затем, в положенном месте, – удары в часовой колокол. В понедельник к полунощнице «знаменает параекклесиарх к свету коснее вечерняго ради утешения» (Типикон, гл. 49). Это означает, что благовест отличается от обычного большим интервалом между ударами. Например – через молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», как это принято было, скажем, в Троице-Сергиевой лавре. Следующее указание в Типиконе: «Ударяет кандиловозжигатель в било довольно, и собираемся в церковь». Этот звон совершается для того, чтобы собирались в церковь, а далее звоны обозначают тот час, который в настоящее время предстоит читать в храме. Перед началом 3-го часа: «Кандиловозжигатель же, взем благословение у настоятеля, изшед ударяет в кампан трижды». О 6-м часе: «Кандиловозжигатель же, сотворив обычный поклон предстоятелю, изшед ударяет в кампан шесть крат». На 9-м часе: «Кандиловозжигатель, взем благословение у настоятеля, ударяет в великое древо, и собравшиеся в церковь, благословившу иерею, поем 9-й час». И далее, так же как и в начале, после обычного начала: «Параекклесиарх же изшед ударяет в кампан 9 крат, и поем час 9-й, трипсалмный». Изобразительны совершаются сразу после 9-го часа и особенным звоном не обозначаются. С понедельника до четверга 1-й седмицы на повечериях совершается чтение Великого канона Андрея Критского. В эти дни к повечерию предписывается: «Входит свещевозжигатель и, сотворив поклон предстоятелю, изшед биет в било 12, и собираемся вси в церковь». В настоящее время совершается благовест в постный колокол. В среду и пятницу во весь период Великого поста служится литургия Преждеосвященных даров. Перед вечерней совершают звон в двои (поскольку литургия служится в соединении с вечерней). «Параекклесиарх же, поклон сотворив настоятелю и благословение взем, и шед звонити». И ещё: «На блаженнах глаголем Предтечи... Господи, помилуй 40 и поклоны 3 великих, и в то время параекклесиарх знаменует в два кампана. 14 по триех поклонах великих глаголем: Приидите поклонимся: и поем вечерню». Здесь мы видим конкретное указание на момент совершения звонов (именно этот вопрос является наиболее часто задаваемым: «В какой момент звонят в двои перед литургией Преждеосвященных даров?» Отвечаем: «Перед началом вечерни, согласно Типикону»). В следующие седмицы таких подробных указаний относительно звонов уже не даётся, и мы можем предположить, что 1-я седмица являет собою образец совершения звонов на весь период поста, если на этот счёт нет каких-либо специальных указаний. В период поста не совершаются службы с полиелеем, кроме 24 февраля (обретения главы Иоанна Предтечи) и 9 марта (день 40 мучеников Севастийских). В эти дни полагается полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны: «Егда же поем поилелей, на часех в кампан не ударяем». На время поста не следует менять характер воскресных звонов. Воскресенье – малая Пасха. В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные. К вечерням в воскресные дни полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни, и ещё потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается великий прокимен. Каждый воскресный день в период Великого поста празднуется особо. В неделю 3-ю, Крестопоклонную, в чине выноса креста совершается перезвон по одному удару в каждый колокол перед выносом креста (на великом славословии), а в момент шествия с крестом на середину храма совершается трезвон «во вся», который продолжается до возложения креста на аналой. Указаний на это в Типиконе нет, но в дошедших до нас уставах московского Успенского и новгородского Софийского соборов этот звон присутствует. В настоящее время этот звон уже повсеместно вошел в чин всенощной и стал традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина празднования Крестовоздвижения. В среду 5-й седмицы «звон в красныя: такожде и в четверток ко утрени и вечерни». Этот праздник именуется иногда Стояние Марии Египетской, поскольку вместе со службой, посвящённой памяти Марии Египетской, вычитывается весь Великий канон Андрея Критского в один приём. В четверг совершается литургия Преждеосвященных даров. Полагается, как указано в Учебном уставе Константина Никольского, благовест в полиелейный колокол; трезвон – «во все, кроме первого». Такой же звон совершается и в пятницу вечером к службе, которая именуется Суббота акафиста. В пяток 6-й седмицы Четыредесятница заканчивается, вместе с этим прекращается использование характерных для этого периода часовых звонов. В субботу, именуемой Лазаревой субботой, совершается благовест в праздничный колокол, трезвон – во все без праздничного. Указаний в Типиконе об этом нет (есть в других уставах, например в чиновнике новгородского Софийского собора). Во многих местах звон к этой службе совершается в праздничный колокол, и так же, как и в неделю Крестопоклонную, звон этот уже стал традиционным. |