ХРОНОГРАФ ПРАВО И ПРАВДАНедавно пригласили поучаствовать в работе Совета по вопросам религии. Обсуждали опыт преподавания в некоторых школах республики основ религиозной культуры – Совету нужно было дать добро на то, чтобы в Институте развития образования начали массово готовить преподавателей этого предмета. Казалось бы, вещь-то очевидная: если принят новый государственный стандарт образования, в котором есть предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», то нужны же и учителя по этой дисциплине. Сначала выступила замминистра образования Наталья Студиград. Говорила о том, что экспериментально в 19 регионах России «Основы» уже даются и, хотя Коми не участвует в эксперименте, республика готова к его внедрению, есть немало интересных наработок. Что преподавание этой дисциплины лишь в течение одной четверти в 4-м классе – очень мало. Говорила, но чувствовалось – нервничает. И недаром. До середины доклада не дошла, как начали её перебивать, задавать «каверзные» вопросы. Дело в том, что Совет этот состоит вовсе не из единомышленников. Но это даже хорошо. Потому что если ты профессионально разбираешься в вопросе, оппонирование принесёт только пользу. Но вот встаёт один из членов Совета и говорит: «А какое право мы имеем говорить о религии в светской школе? И зачем сеять религиозную рознь?!» Ну, что тут скажешь? – да, в Киеве дядька. Троюродный... Но ответ находится: берёт слово руководитель Центра духовно-нравственного воспитания Нина Мищенко и раскладывает всё по полочкам: рассказывает о программах, о конкретных делах, приводит цифры... Главное – она человек, который уже не первый год практически, а не умозрительно имеет дело с преподаванием православной культуры – и ни разу (!) нигде конфликтов на религиозной почве это не вызвало. Напротив – приводит примеры, что дети из мусульманских семей охотно идут изучать православную культуру. Родители объясняют: мы приехали жить среди православных, нам надо знать правила этого общежития... Тут встаёт другой член Совета и говорит: «Вот теперь-то мы увидели срастание государства в лице Министерства образования с Церковью!» Ну, что тут опять ответить? Что Церковь состоит не из космических пришельцев, а из таких же граждан; что такое сотрудничество сегодня больше нужно государству – это оно просит помощи в воспитании молодёжи; что светский характер государства не означает, что оно атеистическое и распространение знаний о религии запрещено; что в демократиях Западной Европы спокойно преподаются не какие-то основы религии, а вообще Закон Божий... И всё бы это можно сказать, но сколько же раз повторять! Пришлось взять слово и напомнить, что всё это сегодня уже «зады» общественной дискуссии и все заинтересованные стороны активно обсуждали это лет десять назад, а лет пять назад пришли к какому-то общему знаменателю и теперь обсуждать здесь имеет смысл уже не «делать ли», а «как сделать». Человек, задававший вопрос про «рознь», тут вроде обиделся, воскликнул: «Зачем тогда и приглашать было, если вопрос уже решён!» Я не стал отвечать, а тут скажу: если человека избрали членом Совета, если признали его экспертом, значит, надобно знать основы, историю вопроса, иметь хоть какое-то представление о существе дела. А не пытаться выехать на собственной «общей культуре», о которой у многих часто завышенное представление... В общем, приняли мы большинством голосов решение дать госзадание на подготовку преподавателей духовно-нравственной культуры. Слава Богу. После заседания пришёл домой и стал читать последние сводки с полей Интернета. В блоге главного редактора одной из республиканских газет натыкаюсь на заметку «Я против противников абортов». Пишет: «Сегодня в Сыктывкаре прошла наиглупейшая акция – против абортов... Бесит то, что требуют запретов на аборты, как правило, мужики. Хотя именно из-за них женщины и мучаются от нежелательной беременности. И причём прикрываются противники абортов обычно православием. В Библии сказано о том, что истинный христианин – тот, кто видит только свои грехи, а не чужие. Если женщина прервала беременность, отвечать ей перед Богом, на Высшем суде, который никого более не касается. У Бога свои отношения и счёты с каждым гомо сапиенсом... По домашнему насилию Россия впереди планеты всей. Да лучше б ребёнок вообще не родился, нежели с малолетства будет страдать. А больные дети? Причём неизлечимо больные? Смысл в них какой?» Я не обратил бы внимания, если б это был очередной выплеск какой-нибудь феминистки, опять рассуждающей о «праве женщины распоряжаться своим телом». Ну, бесит и бесит – силён, значит, лукавый. Но в заметке – ссылка на Библию, о суде Божием помянуто. Стало быть, имеет человек какие-то представления о христианстве. Но какие? Ведь на тему абортов уже написаны тысячи статей: и учёными уже показано, что жизнь зарождается во чреве женщины, а не в момент появления ребёнка на свет; и любой изучавший хотя бы на школьном уровне «Преступление и наказание» должен знать, что суд Божий не отменяет суд человеческий (что же, за убийства не надо наказывать?); и что больные дети – особые страдающие чада Божии, именно в отношении к которым проверяется наша истинная любовь к Богу... Подумалось: как они не устали ещё от своего всезнайства, откуда это способность изрекать легковесные, не выстраданные лично ответы на трудные «вечные» вопросы? И почему обычная образованщина всегда рядится в одежды борцов за светскость государства? Хотел ответить, но опять удержался. Понял: есть нечто общее между этими безапелляционными заявлениями на тему абортов и «каверзными» вопросами на Совете. Эти люди с невероятной энергией отслеживают все «нарушения светскости» государства: борются с преподаванием ОПК в школах, так как это якобы нарушает закон об образовании, протестуют против введения института военного духовенства, так как нарушает закон о статусе военнослужащего... Они обвиняют Церковь в том, что она выступает против абортов, опираясь на вероучение, а это противоречит Конституции, так как законы светского государства не могут опираться на нормы религиозных объединений... (Как будто вред здоровью женщин, подрыв демографии страны не очевидны и без того.) Эти люди пытаются представить духовенство и вообще верующих некоей сплочённой мошеннической группой, борющейся за свои меркантильно-властные интересы против общества. То есть, захватив СМИ и в значительной мере власть, они объявили себя выразителями интереса общества (конечно же, при этом считая себя умнее народа) и решительно выступили на борьбу с «клерикализмом», взявшись насаждать религию атеизма совсем в духе своих предшественников-большевиков. В разговоре с такими собеседниками я часто спрашиваю: а в чём ваш идеал? Если отсечь иронические насмешки, то более или менее внятный ответ один: «правовое государство». Это же мы без конца слышим от руководителей государства. Но может ли идеалом быть пустота? Ведь юридическое право указывает только на то, что делать нельзя, на область запретного, но не утверждает и не ищет правды. «Что есть истина?» – словно говорят эти люди и идут умывать руки. Но в глубине души русский человек знает, что, а точнее, Кто есть Истина. И ещё тысячу лет назад устами митрополита Илариона в «Слове о законе и благодати» ответил: «Отошёл свет луны, когда солнце воссияло, – так и Закон отошёл, когда явилась Благодать; и стужа ночная сгинула, когда солнечное тепло землю согрело. И уже не теснится в Законе человечество, но в Благодати свободно ходит...» Вот придёт в школу учитель, наконец способный объяснить ученикам не только исторический, но и духовный смысл этого произведения, – глядишь, и перестанет постепенно Пилат быть для нашего общества идеалом. Игорь ИВАНОВ |