ПОЧТА

НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК

Здравствуйте, дорогая редакция!
Вдогонку отмечавшемуся в России Дню учителя хотелось бы поделиться мыслями о таком сложном предмете, как школьное обучение. Не о реформе образования и не о различных инновациях в школьной жизни будут мои мысли (на эту больную тему сейчас кто только не говорит). А о том, кто и что бедному «подопытному» ученику может действительно помочь.

Наверное, все ученики знают преподобного Сергия Радонежского и то, что ему молятся о прирастании ума-разума. Ставят ему свечи. Порой места на подсвечнике не хватает во время молебна перед началом учебного года. Но у вcех ли этих учеников дела пошли в гору в учёбе? Нет.

Вспомню, как было в нашей семье. Моя дочь очень слабо училась. Бывали и двойки за год. Она стала молиться преподобному Сергию, читать ему акафист перед контрольными и экзаменами, ставить свечи. И святой Сергий ей всегда помогал. Однажды дочь торопилась в школу и попросила меня поставить свечку. В тот день у неё была контрольная. Пришла я в храм. У меня не было времени поставить свечку сразу. Я её купила и положила на столик, а когда освободилась, то, помолившись, поставила перед иконой преподобного Сергия. Вернулась к столику – моя свечка лежит на том же месте, откуда только что я её взяла! Что за свечу я поставила, не знаю, но, выходит, преподобный нашу жертву не принял. Прихожу домой. «Двойка?» – «Двойка». – «К контрольной готовилась?» – «Нет...» То есть дочь все свои обязанности свалила на святого. Потому и вразумил её Господь.

И как хочется, чтобы учили наших детей люди не просто знающие, но и неравнодушные, совестливые. Сегодня в школе лишь обучают, отрабатывают часы, а не воспитывают. Если бы рядом с детьми побольше было людей, подобных учителям, которых помнит наше поколение! Об одном из них хочется рассказать. К сожалению, помню лишь имя нашего педагога в училище – Виктор Прокофьевич. Его родители погибли на фронте в Великую Отечественную, и он вырос в детдоме. Всю жизнь был благодарен и государству, и своим воспитателям и чувствовал себя в долгу перед ними.

Раз мы с ним ездили в колхоз на уборку капусты. Капусту полило дождём и подморозило, и она покрылась льдом. Мы наперегонки эту капусту рубили – все руки в крови, изрезаны льдом. Но попробуй отстань! Виктор Прокофьевич придёт и станет рубить за тебя на твоём рядке!

А после Чернобыля он нам говорит: «Если вам предложат на пленэр в Киев ехать, не отказывайтесь. Там люди живут».

Виктор Прокофьевич часто рассказывал нам и про своих учителей – его учили тоже необыкновенные люди. «Был, – говорит, – у нас такой учитель Стулов. Это самородок! Оказалось, образования у него не было никакого. А никому и в голову не могло прийти, что он нигде не учился, – столько он знал. Сядет на скамеечку и начнёт рассказывать, окая, забавные истории из жизни Микеланджело».

Любил Виктор Прокофьевич и такой поучительный случай вспоминать: «У нас учился такой мальчишка. Приходит он из училища в общежитие, у порога в комнату кладёт портфель на пол, пинком отправляет его в дальний угол под кровать, и там он валяется до утра. На другой день с учёбы возвращается, опять демонстративно кладёт портфель на пол и точным ударом загоняет его в тот же угол. И так каждый день. А талантливый парень! Учительница с ним билась, билась, всё с ним по-хорошему – ничего не помогает. И вот однажды она не выдержала. Он – к двери, а она задрала юбку, размахнулась да как пнёт его – так он в двери и вылетел. И после этого замечательно стал лепить! Так на него этот позор подействовал. И моментально в институт поступил, и хорошо работает. Видите, к каждому нужен свой подход. Другой бы обиделся, а этому нужна была именно такая встряска».

Виктор Прокофьевич учил нас не бояться трудностей – потому что и сам их не боялся. Рассказывал, как они в Карачарово ездили камень добывать: «Наготовили камня, позвонили в училище, чтобы машину прислали. А машина не идёт и не идёт. Есть уже нечего, весной дело было – ботва только. Мы эту ботву и последнюю консерву взяли и сварили целое ведро. И эту похлёбку два дня ели. А в то время, в сталинские времена, у нас модно стало, чтобы камень был кругом. К любому чиновнику заходишь – огро-омный кабинет, на полу ковёр красный, стол под зелёным сукном, над головой герб, слева Маркс, слева Ленин, а посередине – он. Так ноги и подкосятся. Чувствуешь, что точно к фараону попал. Хорошо ещё, если навстречу тебе поднимется. А то оробеешь, заикаешься...»

А вот из историй нашего учителя про то, как они фольклор собирали: «Есть праздник такой – Масленица. Собирается народ – женщины, старики... И катаются с гор, веселятся. На огромных санях, на корытах. Корыто из прутьев осиновых, и специально водой его поливают. Лёд намерзает – его ещё раз польют. Оно крутится-а! И так, и так повернётся. Там же народу сколько! Весело! Рёбра ломаются – всё весело. А был я ещё на северной окраине Пермской области. Дом стоит – окна и двери высоко-о! Лестница к двери самодельная (горбыль наизнанку перевёрнут, а на него доски набиты). Поднимаешься, чувствуешь – всё неудобно. Заходишь в избу – слева печь-лежанка, старик сидит, а в руках у него – Библия! Дальше – «горница». Знаете, как у нас раньше в общежитии было, а-ля конюшня: доски, а между ними щели огромные. Так и там. Стол тоже такой: горбыли перевёрнуты, снизу ножки прибиты. Старуха сама сколотила. «А дед?» – спрашиваем. «А тот уже три года сидит». Бабка там уже 30 лет прожила – ссыльная. Знаете, такая старуха! Одна против всего мира. «Чё, – говорит, – председатель вас прислал?» – и трёхэтажным этого председателя.

И вот, когда она запела, в ней это всё – и тюремщина, и чуткая душа – всё народное, что было в ней, вошло в настроение! Мы все сидим записываем. Магнитофона не было, но много записали от руки. Она рассказывала про свадьбу, как там женщины поют весь день. И пела эти свадебные песни. Сколько же нужно знать! И сколько вмещал в себя этот человек! Знаете Кривополенову? Вот такие же были бабки в глухих деревнях. Все сказки – с их слов».

Про Бога нельзя было тогда говорить. Так он нам внушал по-другому евангельские истины: «Вы не будьте рабами. Знаете, кто такой раб? Это тот, кто, когда его видят, говорит и делает так, а когда не видят, – по-другому».

Дай Бог и нашим детям побольше таких учителей. И сил, и помощи Божией в учении.

Р. Б. Елена
с. Красный Ясыл Пермского края




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга