БЫЛОЕ

СОРОКА-БЕЛОБОКА КАШКУ ВАРИЛА...

Передо мной две книжки: одна называется «Лиса и заяц», другая – «Сорока». В той и другой русское народное слово проиллюстрировано известным художником Юрием Васнецовым. Каждый день полуторагодовалый Саша несёт эти книжечки маме или папе, с выразительным взглядом вкладывает в руки – таким образом просит почитать. Снова и снова. Или водит пальчиком по своей ладошке, показывая, как Сорока-белобока кашку варила, тем самым приглашая вспомнить про книжку и почитать ему. В чём же секрет? Почему многие поколения родителей воспитывают своих детей непременно на иллюстрациях этого художника и не только дети, но и взрослые находят удовольствие в разглядывании этих рисунков?

Взять, например, сборник «Сорока». Каждая страничка в нём – разного цвета, чем передаётся не только смена времён года и времени суток, но и настроение героев, самого автора. А настроение, конечно, весёлое, радостное, праздничное, ведь детство – это праздник. Вот идёт «котик на торжок, несёт котик пирожок». На фоне голубого и белого снега горит большой жёлтый уличный фонарь, в окнах-квадратиках тёмных деревенских домов зажгли свет. Вечер. Баба вышла навстречу Коту с широко расставленными руками – так и обнимет сейчас. Собака не бросается на Кота, а идёт в другую сторону – свой, значит, Кот. Такую картинку быстро не перелистнёшь, её надо прожить вместе со стихами-прибаутками, что рядом с картинкой. Также любит Юрий Алексеевич поиграть с маленькими читателями в прятки. Как? Вот, например, Белочка с чашечкой кашки. Её не сразу заметишь среди таких же рыжих, как она, ягод рябины и неизвестно как оказавшихся тут рыжих шляпок грибов, которые украшают жилище справедливой Сороки-белобоки и служат одновременно подсказкой. Или серый Ёжик на сером фоне. Как приятно обнаружить вдруг находку и увидеть, что белый Козлёнок, привязанный к берёзке розовой атласной ленточкой, здесь не просто стоит, а разговаривает с Ёжиком...

И захотелось нам узнать о самом художнике – откуда же взялся его, такой радостный, дар?

Семья о. Алексия Васнецова
Семья о. Алексия Васнецова (сын Юрий стоит сзади)

Родился Юрий Васнецов 4 апреля 1900 года в старинном городе Вятке, в семье священника. И дед его, и братья отца принадлежали к духовному сословию. Большое семейство отца Алексия Васнецова жило в двухэтажном доме при кафедральном соборе, в котором батюшка и служил. Юра очень любил этот храм – чугунные плитки его пола, шершавые, чтобы нога не скользила, огромный колокол, дубовую лестницу, что вела на верхотуру колокольни...

Вся Вятская губерния славилась кустарными промыслами: мебельными, сундучными, кружевными, игрушечными. Да и сама матушка Мария Николаевна была знатной кружевницей-вышивальщицей, известной в городе. В памяти маленького Юры на всю жизнь останутся и вышитые петухами полотенца, и расписные короба, разноцветные глиняные и деревянные кони, барашки в ярких штанишках, куклы-барыни – «от сердца, от души расписаны». Художнику нравился всевозможный ручной труд. Он шил сапоги и переплетал книги, расписывал печи и дуги, любил кататься на коньках и пускать змея. Любимым словом Васнецова было «интересно». И нам интересно смотреть, как, например, одевает Васнецов своих героев. Нарядно и празднично – кормилицу маму-Козу, маму-Кошку. Подарит им обязательно цветные юбки в оборках да кружевах. А обиженного Лисой Зайку пожалеет, тёплую кофту наденет. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают, художник старался не наряжать: не заслужили они красивой одежды.

Юрий Васнецов
Юрий Васнецов

В уютном крепком теремке, куда художник так любил поселять своих медведей и зайцев, козлят и котиков, нельзя не узнать его вятский родительский дом – крепкий, надёжный, дружный.

Создавая рисунок к сказке В. Бианки «Лис и Мышонок», художник знакомит нас с подробностями из жизни Мышонка. На тёмном фоне выделяется полная припасов аккуратная кладовочка и уютная, с лампой под абажуром, спаленка Мышонка. В его подземном жилище становится светло от зажжённой свечки. Эту свечку Мышонок держит на красивом подсвечнике, когда спускается по лестнице в свою кладовочку. Лис угрожает Мышонку голодом, а у запасливого Мышонка есть кладовочка. Тогда Лис сказал, что разорит его норку. И ни крепкий замок, ни многочисленные запасы не спасут теперь Мышонка от злого и большого Лиса. Лис разорил норку. А Мышонок спасся от Лиса в отнорочек. Дороже всего оказывается жизнь...

После революции все семьи священников, в том числе и семья Васнецовых (мать, отец и шестеро детей), были выселены буквально на улицу. «...Отец больше не служил в кафедральном соборе, который был закрыт... да и вообще нигде не служил... Ему бы схитрить, сложить с себя сан, но тут-то и обнаружилась кроткая твёрдость духа: продолжал ходить в рясе, с крестом наперсным и при длинных волосах», – вспоминал Юрий Алексеевич. Васнецовы скитались по чужим углам, вскоре купили маленький домик. Потом пришлось его продать, жили в бывшей баньке. Юрий отправился искать счастья в Ленинград. Чудом поступил в Академию художеств... Но с тех пор, обычно доверчивый и мягкий по характеру, уже будучи женат, он стал нелюдимым. Нигде не выставлялся как художник, нигде не выступал, ссылаясь на воспитание двух дочерей, одна из которых – старшая, Елизавета Юрьевна, – впоследствии станет знаменитой художницей. Покидать дом, родных, даже ненадолго, было для него трагедией. Любое расставание с семьёй было непереносимо, а день, когда предстояло отправиться в путь, был испорченным днём. Перед выходом из дому Юрий Алексеевич даже слезу пускал от огорчения и тоски, но не забывал всё-таки всем положить под подушку какой-нибудь гостинец или милую безделушку. Даже друзья махнули на этого домоседа рукой – пропал человек для большого искусства! Любимым чтением Юрия Алексеевича до старости оставались сказки. А любимейшими занятиями – писать масляными красками натюрморты, пейзажи, иллюстрировать сказки, а летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку. Однажды Юрия Алексеевича спросили, что бы он посоветовал юным художникам. Он ответил так: «Рисуй, пиши, что любишь. Больше смотри вокруг... Нельзя всё страшно досказывать, прорисовывать. Когда много чего-то наделано, прорисовано, тогда возникает натуралистичность. Вот, скажем, цветок. Возьми его, но переработай – пусть он будет цветок, но другой. Ромашка – и не ромашка. Незабудки мне нравятся своей голубизной, жёлтеньким пятнышком в середине. Ландыши... Когда я их нюхаю, мне кажется, что я король...»

А на вопрос, какой был самый дорогой подарок, полученный им, художник ответил: «Жизнь. Подаренная мне жизнь».

Умер Васнецов на Светлой седмице, 3 мая 1973 года.

Подготовила А. ИЗМАЙЛОВА

 




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга