ВЗГЛЯД СЕЙТЕ ЩЕДРООдна из жён сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришёл заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе (4 Цар. 4, 1). И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем (4 Цар. 4, 2). При всей бедности, которая постигла семью, вдова сохранила этот драгоценный для неё сосуд, не обменяла на хлеб насущный. Елей с древних времён знаменовал радость и благодать Божию. Несмотря на полную нищету, на доме было Божие благословение. Поначалу, когда я читал это место, меня удивляло вот что. По свидетельству вдовы, муж её вёл жизнь богобоязненную и был пророком, служителем Божиим. Имел сыновей. В семье должен бы быть достаток, ведь Господь богобоязненную жизнь благословляет. Тут же наоборот: хозяин дома умирает, оставляя семью с неоплаченными долгами и в нищете. Но Господь «из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего» (Пс. 112, 7). Те, кто читал эти строки, помнят, чем закончилась эта история. Господь явил милость: послал в дом вдовы Своего служителя Елисея, возвысил семейство и вывел из нужды. Сыновей не пришлось отдавать в рабы, долг заимодавцу был возвращён, да ещё и на жизнь осталось. Пришло время, и Господь явил чудо – обогатил вдову и избавил её сыновей от рабства. Для матери это было великим утешением. Зачастую люди, оказавшиеся в бедственном положении, пытаются выйти из него своими силами. Поспешно, не вопросив Бога, без рассуждения, подчас принимают решения вопреки здравому смыслу – и оказываются в ещё большем затруднении. Сегодня вовсю идут дискуссии о том, как воспитывать детей, сколько их должно быть в семье, да и следует ли вообще их заводить. И чем меньше детей в семьях, тем больше дискуссий. С лёгкостью женщины отказываются от своих детей, предъявляя права на своё тело. Странно слышать их рассуждения об абортах. Причина будто бы в кризисе, не хватает средств на содержание семьи даже с двумя детьми. Такое можно слышать и от тех, кто считает себя православными. Как быть тогда с апостольским заветом женщине спасаться через чадородие? Помышляет ли о спасении мать, отказывая в жизни зародившемуся дитя? Выражение «чтобы не плодить нищету», оправдывающее грех детоубийства, стало критерием для принятия решения делать или не делать аборт. В молодости мало думаешь о старости, но именно в старости узнаёшь последствия своего греховного поступка, когда не будет рядом человека, которому ты посвятил жизнь. Вспоминается фрагмент фильма «Остров». Молодая женщина пришла к старцу за благословением на аборт. Старец сказал: «Золотой будет мальчик». Как засветилось её лицо от этих слов! Будет мальчик, да ещё золотой. И ушла утешенная. Мысль о том, возьмут её замуж или нет, уже не беспокоила. Действительно, Бог будет на её стороне и не оставит, потому что «вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс. 126, 3). Растить детей и правда физически трудно. Я сам вырос в большой семье, знаю. Но, несмотря на трудности, не голодали, не болели от недоедания, хоть и не знали лакомств, не одевались модно. Зато жили дружно, много трудились. В популярной телепрограмме «Здоровье» доктор советует один месяц в году родителям отдыхать от детей и детям – от родителей. Это трудно понять. Неужели дети – непосильное бремя, так они надоедают, что от них маме с папой нужен отдых? А то, что за это время дитя может погибнуть или научиться дурному, их не волнует. Пусть, мол, школа воспитывает. Но учителя дают знания, а ответственность за воспитание лежит на родителях. Однажды, ещё в школьном возрасте, я заигрался допоздна с ребятами в доме у знакомых. Телефоны были редкостью, и родителей я не смог предупредить. Время было позднее, на улице темно, мне предложили переночевать, дескать, домой утром пораньше уйдёшь. Ещё не успел заснуть, как пришла мать, очень расстроенная моим отсутствием, – в поисках она всех знакомых обошла. В семье я был четвёртым, после меня ещё сестра была. Друг от друга мы не уставали, помогали родителям и друг другу. Счастливое было время. Многие родители часто бывают в затруднении, с одним ребёнком не могут свести концы с концами. Но дело в том, что в нынешних семьях планка потребностей явно завышена. В самом деле, попробуй свести концы с концами, если хотим всё сразу и без особых трудов. Не оттого ли так много стало молодёжи, ни к какому доброму делу не приспособленной, с детства привыкшей получать по потребности, не задумываясь, откуда что берётся. Бывает, слава Богу, и по-другому, когда материальные трудности не становятся поводом для аборта. Я с большим уважением отношусь к многодетным семьям. Вижу в них Божие присутствие: живут скромно, не без нужды, но необходимое имеют. Если сверить расходы и доходы, то всегда получается расходов больше. У меня тоже так, и это не удивляет. Отец наш Небесный богат, источников у Него много для нас, Его детей. Любящие руки Бога несут благодать и помощь тем, кто доверяет слову Ему. У Бога за словом всегда следует дело. Елисей сказал вдове: «...пойди запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй» (4 Цар. 4, 4). Непосвящённым происходящее в доме показалось бы колдовством, а не чудом Божиим. В христианской жизни чудеса бывают очень часто, и одно из наиболее распространённых – то, что люди со скромными доходами нередко самые жертвенные. Участвуют во всяких нуждах, будь то строительство храма или помощь человеку, которого в глаза не видели. При всём том нужда обходит такие семьи. Чтобы понять причину этого, нужно вспомнить такие слова из Деяний апостолов (20, 35): «Во всём показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: “блаженнее давать, нежели принимать”». Жизнь христианская утверждается на заповедях Христа и на полном к Нему доверии. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт. Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9, 6-8). Иеродиакон Варнава (Трудов)
|