ЗЕРЦАЛО

ДЕНЬ ЕДИНСТВА

В Нижнем Новгороде, на месте слияния Оки и Волги, установлен и освящён Патриархом Кириллом колокол «Соборный». Весит он 64 тонны и среди колоколов России является третьим по величине. Создали колокол в память 400-летия окончания Смуты.

Именно нижегородцы составили основу народного ополчения, которое спасло Русь. Но во время оно не только их собрал набатный колокол. Сохранилось письмо устюжан сольвычегодцам с предложением вместе противостоять врагам:

«Господину Поспелу Елисеевичу, и всем Усолским людем, и волостным крестьяном, и старостам, и целовальникам, и всем людем... Божиим изволением, грех ради наших, сделалось над Ростовом: пришед Литовские люди в Ростов, их плоштвом (оплошностью. – Ред.), потому что жили просто, совету де и обереганья не было, и Литовские де люди Ростов весь выжгли и людей присекли, и с Митрополита с Филарета сан сняли и поругалися ему... Так что милости просим приехать пожаловати к нам к Устюгу вскоре для того совету; а наша мысль то: будет вы к нам приедете и стоять с нами заодин похотите, и нам вам в том крест целовати, то нам с вами, а вам с нами и ожить и умереть вместе».

Среди тех, кто ходил на врага, были и вятчане, и зыряне.

1606 г. – из Яренского уезда в Москву был отправлен воинский отряд вычегжан, вымичей, удорцев и сысольцев в помощь царским войскам, боровшимся с Лжедмитрием.

1608 г. – 6 декабря в Яренске получили грамоту с требованием собрать ратных людей «на государево дело» против поляков и их пособников (тушинцев). 18 декабря дружина вымичей, вычегжан и сысольцев под командованием Яренского головы Григория Середонина и десятника Василия Тентюкова отправилась на защиту Соли Галицкой. 28 декабря тушинцы разбили рать северных городов, захватили Кострому.

1609 г. – «шли люди ратные... вычегжаны, вымичи, сысоличи под Еранск и другие городы Вятские от русских воров и литовских людей обороняти». В январе в Яренск пришла новая грамота с призывом участвовать в сборе нового войска для борьбы с поляками и Лжедмитрием. Яренский воевода В. Я. Ларионов отправил соответствующее извещение старостам, целовальникам и крестьянам Сысольской земли.

18 февраля в Соль Галицкую для участия в наступлении на тушинцев прибыли «ратные люди многие» из Устюга, Сольвычегодска и «Вымския земли». В начале марта тушинцы были разбиты, Кострома освобождена.

В марте «в полки» князя М. В. Скопина-Шуйского были отправлены 12 ратников с Сысолы. Деньги на их содержание выделили Визингская, Гарьинская и Усть-Сысольская волости. Сысольские ратники участвовали в военных действиях под Ярославлем, в Кашине.

1610 г. – 3 января в полки Скопина-Шуйского отправлены 60 ратников с Вычегды, Выми и Сысолы – в частности, сысольцы поставили 12 человек под началом десятника Юлия Данилова.

Накануне решающей битвы ополчения за Москву вятчане, зыряне, поморы присоединились к русскому воинству в Костроме и Ярославле. Поморы к тому времени уже несколько лет боролись со шведами, ведь не одни поляки терзали в то время нашу родину. Но все понимали: главное – объединиться, стать одним целым, и тогда весь мир нас не одолеет. Сегодня мы вновь раздроблены на множество партий, разведены многими идеологиями, нас ослабляют национальная и прочие розни. Поэтому на вопрос, что празднуем мы 4 ноября, в день Казанского образа Божией Матери, можно ответить так: объединение русского и братских ему народов, любовь между ними, которая положила некогда конец жестоким испытаниям и горестным временам.

В. Г.




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга