ВЕРТОГРАД КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯПервой встретить ребёнка в этом мире призвана колыбельная песня – удивительный дар прошлого. Созданная в далёких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени… Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Ребёнок ещё не родился, но уже живёт.
Колыбельные песни есть практически у всех народов мира. В некоторых культурах было принято, чтобы мать сразу после рождения сочиняла ребёнку особую, «личную», песню, которая бы сопровождала его всю жизнь. Будучи одними из самых древних по происхождению форм фольклора, «оканья», «баюшки», «баюкальные песни» или просто «байки» оказываются первыми музыкальными впечатлениями младенца. Что главное для ребёнка, только что пришедшего в этот мир? Любовь, состояние радости и доверия к миру, к окружающим людям – вот тот фон, который питает его зарождающуюся душу. «Не от еды дитя растёт, а от радости», – гласит народная пословица. Вся обстановка, атмосфера, окружающая ребёнка с первых дней и месяцев жизни, была пропитана поэзией любви и заботы, нашедшей своё отражение в таких формах как колыбельные песни, пестушки, потешки. Период младенчества – наиболее важный в развитии человека. В народе от века до века жило представление: то, что ребёнок «впитал с молоком матери», т. е. воспринял в самом раннем возрасте, останется с ним на всю жизнь и внесёт неповторимые штрихи в его индивидуальность. Учёные установили, что на первом месяце жизни музыка, как особый гармонический звуковой ряд, оказывает успокаивающее воздействие на малыша. Это и неудивительно, ибо, как показывают результаты исследований, ребёнок начинает воспринимать ритмическую мелодику ещё в плодный период своего развития. Колыбельная песня была предназначена не только для того, чтобы успокоить дитя и мягко ввести его в состояние сна, – она была и исходной формой приобщения ребёнка к миру окружающих его людей. Значение колыбельной не ограничивается её ролью как «снотворного» средства. Ежедневно и многократно повторяющиеся звуковые ряды колыбельных песен предопределяли возможность максимального восприятия младенцем слов, что вело к освоению им языковой культуры. Вместе с тем в колыбельной отражался и мир матери – её чувства, переживания, мечты о будущем своего ребёнка. Через колыбельную песню матери ребёнок знакомился с окружающим миром. Ведь образы колыбельных песен – он сам, мать, отец, бабушка, дедушка, котик, гули (голуби), домашние животные, колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко, рожок и пр. Давно замечено, что малыш, которому поют колыбельные песни, раньше начинает «гукать», а следовательно, и упражнять свои голосовые связки. Пение будущей мамы способствует улучшению её психического состояния и эмоциональной стабильности. Колыбельные – первые уроки родного языка для ребёнка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Чтение ребёнку поэзии оказывает такой же эффект. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребёнок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать её содержание. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребёнка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (лёгкое покачивание, но не тряска). Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми. От того, какие песни пела ребёнку мать и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребёнка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнёт разговаривать. Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке. Со временем значение колыбельной меняется. Для годовалого ребёночка она становится важной частью вечернего ритуала. Её черёд наступает после купания и кормления. В этом возрасте нежная песня нужна малышу даже больше, чем сказка. Ему легче воспринимать мелодичные истории. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. В колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, потому что для полноценного психического развития ребёнку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «я» в этом мире, – самое хорошее, моя мама – самая лучшая, а дом – самый родной. Тексты колыбельных песен
Ирина МОРОЗОВА
| |