ОТКЛИК НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН!Дорогая редакция любимой мною газеты «Вера»! В №№ 678-679 я прочла статью Е. Суворова Земля наша Пермская и до глубины души была тронута подвигом, который несёт Г. П. Сушкова. В этой статье говорится, что Галина Григорьевна своими усилиями ставит поклоные кресты в местах массовых захоронений репрессированных белорусов и украинцев, организует восстановление порушенных православных храмов. Сама я являюсь потомком репрессированных в 30-е годы белорусов – дедушки и бабушки с их четырьмя несовершеннолетними дочерьми, одной из которых была моя мама. Когда мама рассказывала о том, что им пришлось пережить по приезде в Коми республику, невозможно было удержаться от слёз. Какими надо было быть сильными людьми, чтобы всё это вынести и остаться в живых! Из всей семьи от голода и болезней умер только дедушка. Место его захоронения мне найти не удалось, так как не осталось никаких документов относительно его захоронения. Да и нам, послевоенным детям, рождённым в спецпоселениях для репрессированных, пришлось хлебнуть горя. Но это всё-таки несравнимо с тем, что перенесли наши родители. В прошлом году мы с сестрой ездили в Беларусь, на родину нашей мамы. Это деревня, в 10 километрах от Полоцка. Там до сих пор очень уважительно говорят о дедушке. Он лечил людей травами. Люди рассказывали, что больных к нему привозили, а уходили те от него на своих ногах. Репрессировали его несправедливо, по клевете соседки, которой был нужен дедушкин надел земли. А когда моих родных увозили с родной земли, вся деревня плакала в голос. Через вашу газету я хочу выразить огромную благодарность Галине Григорьевне Сушковой за её христианский подвиг, за её неравнодушие и память. Слава Богу за то, что есть такие люди! Низкий вам поклон, уважаемая Галина Григорьевна! Дай вам Господь Бог крепкого здоровья на долгие годы, помощи в ваших делах и благополучия в жизни. Р. Б. Валентина,
КАК ГОВАРИВАЛИ КАЙЦЫ...Здравствуйте! В 4-м и 5-м выпусках газеты «Вера» помещена статья «Земля наша Пермская». Читал с большим интересом, тем более, места родные, с детства знал. Мать моя, ещё подростком, ездила с моим дедом в Гайны за солью. И про Плёс слышал – туда ездили за невестами, и смеялись, если кто не находил там себе жены. С детства слышал и о крестном ходе на Порыш, а в упомянутой деревне Копчиково бегал с ребятнёй ещё до семи лет – там тогда жили мои родственники. Из семи состоявшихся крестных ходов по ряду причин пропустил только два первых. А возобновился ход в 2006 году. Колчаковцы у нас были тоже. Мать помнила военных на лошадях. Народ говорил: «Добрые люди едут!» А брат Геннадий даже слышал, что в нашем доме (доме деда по матери) в деревне Масленниково размещался штаб белых, а позднее – красных. Обзор из дома был большой, во все стороны. Просматривались хорошо дороги. Словом, места всё родные. Галина Григорьевна Сушкова связывает край Коми и Коми-Пермяцкий округ. Согласен. Но и наши три района – Афанасьевский, Верхнекамский (раньше был Кайским) и Нагорский – тоже были, и в какой-то мере остаются, в этой связке. Даже названия озёр, рек и сёл о том говорят. Просто границы искусственно разделили единый народ. И святой должен быть один – Стефан Пермский. Но сейчас так не принято. Раз земля Вятская, значит, подвизался Трифон Вятский. И вот события, которые произошли в г. Орлове, возле Соликамска, «переносятся» в наши края. Ведь была же версия, что кайцы Трифона не приняли, поэтому якобы кайский народ его и проклял. Это сами кайцы и говорили. И ещё. В сентябре 1581 г. (а именно 1 числа) в Пермские земли вторгся пелымский князь Кихек. Много народа погибло, и в их память с 1584 года на братские могилы совершался крестный ход. И Семёновский крестный ход на Порыш проходит 14 сентября (по старому стилю – 1-го). И ещё. Раз уж Стефан Пермский плыл на камне по Каме, то Сам Бог велел ему проповедовать и в кайских местах. Ведь есть же предание, что Стефан был на Каме при поездке в Москву. Притоки Камы – Порыш, Нырмич – берут начало в том же месте, где начинается Сысола, так что волок получался небольшой. В деревнях (по пути следования крестного хода на Порыш) отмечался праздник «Девятая пятница» (после Пасхи). Говорили, что когда-то давно это были поминки. Возможно, это совсем другие события, так как нападения иноземцев и разбойников на Кай происходили в 1743, 1745, 1746 и 1747 годах. Святое озеро, в которое окунались дедушка и бабушка Галины Сушковой, образовалось в месте слияния реки Кибановки и реки Порыш. Это старица Порыша. Многие и сейчас (при возобновлённых крестных ходах) в ней купаются. Тут же – сосновый борок, где находилась часовня. Возможно, и тот самый камень, на котором молился святой, где-то рядом. И об этом некоторые крестоходцы прямо говорят. Однако матушка Фотиния Софронова обозначила крестами совсем другое место – где три ямы и «кланяющиеся» берёзы. Место это весной заливается на весьма продолжительный срок, чуть не на месяц. В настоящее время камня святого нет. К нему прикладывались и исцелялись до закрытия хода в 20-х годах XX века. А прикладывались мы ко кресту с образом Спасителя, который мы видим на снимке в 4-м выпуске, на стр. 7. Сбор крестоходцев происходит ежегодно в Семёнов день – 14 сентября – у д. Путяшево. Деревня Копчиково пониже, на пути крестоходцев. Большое спасибо за статью! Я очень рад, что мой родной Кай также в ней упоминается. С уважением – Масленников Юрий Александрович |