ВЕРТОГРАД СЕРДЦЕ, ПОЛНОЕ ЛЮБВИИз воспоминаний о св. Гаврииле 20 декабря 2012 года Св. Синод Грузинской Церкви канонизировал как исповедника и Христа ради юродивого архимандрита Гавриила (Ургебадзе, 1929–1995). Память святого решено праздновать 2 ноября. Отслужив в армии и вернувшись домой, Годердзи (его мирское имя) совершил нечто невообразимое для 1950-х годов: он построил во дворе своего дома новый храм. Власти неоднократно пытались разрушить его, но Годердзи каждый раз восстанавливал, он цел и поныне. В 1955 году принял постриг с именем Гавриил. Однако и после этого продолжал совершать поступки, вызывавшие шок у советских властей. Так, во время демонстрации 1 мая 1965 года отец Гавриил публично сжёг портрет Ленина, за что был арестован и обвинён в «антисоветской деятельности». В 1990-е годы архимандрит Гавриил жил в г. Мцхета в башне царя Мириана близ храма Самтавро и монастыря св. Нины. Он был прозорливцем и целителем, к которому ежедневно стекалось множество паломников из разных стран. Митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим: Иногда батюшка выносил гроб, ложился в него и пел грузинские народные или полуоперные песни. Проходившие мимо люди думали, что он сумасшедший. Какой нормальный человек во дворе монастыря будет распевать песни, лёжа в гробу?! Некоторые считали отца Гавриила пьяницей, безбожником, блудником. Помню такой случай: в Самтавро пришла на несколько дней помолиться верующая женщина. Она была беременная и хотела получить благодать, причаститься. Отец Гавриил, как обычно, расхаживал поЕмонастырскому двору со своими песнями и шуточками. Тут же некоторые «верующие» распространили слух, что есть женщина, которая от отца Гавриила ждёт ребёнка. Они так радовались этому! Радовался и сам отец Гавриил, что подвергся клевете. Однажды я стоял рядом с батюшкой. К нам подошёл юноша, который был наслышан об отце Гаврииле и искал его: «Отец Гавриил, это ты?» Отец Гавриил ответил: «Да, я». «Я пришёл к тебе, потому что я очень грешный. Я хочу тебе сказать…» Отец Гавриил не дал ему закончить: «Я знаю, что ты сделал, и прощаю тебя, но пойди к священнику, исповедуйся ему, причастись и то, что ты сделал, не повторяй больше» (отец Гавриил через откровение узнал о его грехе). Юноша упал на колени, поцеловал старца и встал. «Запомни, сынок, самое главное любовь», добавил батюшка. Юноша ушёл. А ровно через секунду батюшка опять распевал свои полуоперные песенки. Вот важная отличительная черта истинного юродства. Ложный юродивый ведёт людей к себе. А истинный к Богу. Монахиня Параскева (Ростиашвили): Старец рассказывал: «Однажды в алтаре об одном священнике говорили, что он пьяница. Я тоже осудил, несмотря на то что этого человека не знал, захотел показать себя перед Патриархом. У нас дома всегда много вина. Я не пью, но однажды мне захотелось, и я выпил. А выпивши, направился в Сиони и нахально вошёл в алтарь. Я оказался как раз на том месте, где осудил того бедного священника. Я покачнулся, а Патриарх поддержал меня так, что другие даже не заметили. Потом я догадался, почему это со мной случилось. Когда осуждаешь кого-то осуждаешь Самого Бога». И вот ещё: «Однажды в Тбилиси на улице я проповедовал о Христе. На меня напали два парня, сорвали с меня крест и мощевик и убежали. Что я мог сделать? Крикнул, чтобы они вернулись. Они вернулись. Говорю им: "Подойдите". Они подошли. "Дайте мощевик". Дали. "Крест пусть останется с вами и сам вас осудит", сказал я им. Вскоре ко мне пришли с просьбой отпеть человека. Про него рассказывали, что неделю тому назад он сорвал крест со священника и тот сказал ему: "Крест осудит тебя". И вот парень, до того абсолютно здоровый, внезапно тяжело заболел и умер. "Отец Гавриил, наверное, он в ад попадёт?" "Я буду молиться, чтобы он из ада поднялся в рай"». Старец любил сидеть возле своей кельи. Как-то один священник проходил мимо. Отец Гавриил тихо спросил меня: «Хочешь, я этого священника встряхну?» Я испугалась и замерла в ожидании. Старец грубо обругал его. Священник, спокойно выслушав, сказал, что он ещё хуже и заслуживает ещё большего гнева. Тогда старец с любовью обнял его и назвал своим братом. Старец очень любил оперу «Даиси» и несколько раз ходил в оперный театр на этот спектакль. Особенно ему нравился тот момент, когда Католикос благословляет народ. «Несмотря на то что на сцене был не настоящий Патриарх, а всего лишь артист, исполняющий роль, я всё же вставал, когда он появлялся на сцене», Г вспоминал старец. Однажды артист сделал что-то не так, и отец Гавриил остановил его: он поднялся сам на сцену и указал, где тот ошибся. Спектакль остановили, и прямо со сцены старец начал проповедовать. Монахиня Нино (Пеикришвили): Однажды я попросила отца Гавриила освятить наш дом. Игравшие у дома мальчишки стали кричать: «Поп! Поп!» Отец Гавриил поднял руки и закричал: «Я вам покажу Шантеклера!» Он поднял подол рясы и начал танцевать. Мальчики остолбенели, переглянулись друг с другом: «Ненормальный какой-то», и отстали от нас. Я спросила у отца Гавриила, зачем он так сделал. Он ответил, что, если бы не поступил так, мальчики привязались бы к ним и не отстали бы всю дорогу. Монахиня Пелагия (Ксоврели): Как-то в Самтаврийском монастыре старец после трапезы выстроил сестёр в ряд. Матушке Кетевани он дал в руки тазик, а других сестёр благословил, чтобы все они вымыли в нём руки. Когда все выполнили благословение, вода в тазике стала грязной. Старец благословил матушку Кетевань выпить эту воду. Она беспрекословно всё выпила, а мы все удивлялись, как её не стошнило. После этого старец поцеловал матушку в лоб, а остальных сестёр благословил. В это время монастырь был без игуменьи, и все поняли, что отец Гавриил таким образом указал, что матушка Кетевань достойна нести это трудное послушание. Потом он лёг у входа в трапезную и благословил, чтобы все, выходя, наступали на него. Мы смутились, но не посмели ослушаться. Отар Николаишвили: Сколько раз я пытался доказать людям, что он мудрец и прозорливец, но мне никто не верил. Сам же я много раз убеждался в том, что отец Гавриил великий старец, вмещающий в себя море любви, мудрости и смирения. Самое главное для меня было находиться рядом с ним. Однажды на рынке он велел мне встать на колени, приложиться головой к куче арбузных корок и не вставать без благословения. Я видел ноги прохожих, останавливающихся возле меня. Наверное, им было интересно узнать, что это за сумасшедший стоит на коленях. Все слова, сказанные старцем, были для меня законом. Но одно его благословение всё-таки озадачило меня. Он сказал: «Сейчас мы на твоей машине поедем в монастырь Антония Марткопского». Я смутился и принялся объяснять, что это невозможно: машина была неисправна, но тут же осёкся. Я думал, что уже у первого подъёма мы остановимся и нам придётся ночевать в лесу. Мы подъехали к лесу. Вдруг отец Гавриил поднял руки и произнёс: «Не оглядывайся назад, в машине у нас преподобный Антоний Марткопский!» От страха у меня волосы стали дыбом. Мне захотелось оглянуться, но он строго предупредил: «Внимательно смотри вперёд и крепко держи руль». Вдруг машина помчалась так, что на поворотах по разбитой дороге я с трудом успевал крутить руль. Мне снова захотелось хоть через зеркальце посмотреть назад, но не успел я подумать об этом, как старец ещё раз предупредил: «Не смотри назад!» Ворвавшись на скорости во двор монастыря, машина заглохла. Нас с большим почтением и любовью встретил настоятель монастыря отец Иосиф и пригласил на трапезу. Скоро во дворе монастыря послышались крики пришедших из ближайшей деревни молодых людей. Они скандалили и угрожали, требуя встречи с монахами. Я хотел вмешаться, но старец осёк меня взглядом. Он вышел сам с распростёртыми руками и громко сказал: «Если жаждете крови, стреляйте в меня! Моей крови, крови монаха Гавриила, пусть будет для вас достаточно, а других не трогайте. Моё убийство простит вам Бог, но, если убьёте их, этого Он не простит». Как оказалось, скандалисты знали всех братьев монастыря и, когда они увидели старого незнакомого монаха, смутились. Постепенно они успокоились, некоторые даже попросили прощения. Так предвидел старец, что монастырь ожидают неприятности, и поэтому неожиданно для всех решил ехать туда. Сам великий святой преподобный Антоний Марткопский благословил старца уберечь монастырь от беды. Однажды в Тбилиси отец Гавриил вышел на улицу. Сев на стул посередине улицы, он принялся разговаривать с прохожими. Обычно на этой улице движение машин непрерывное, но, как ни странно, пока старец сидел там, ни одна машина не проехала, а как только он встал, движение машин возобновилось. Однажды я сидел в келье у старца. Отец Гавриил дремал, а я, глядя на него, думал: «Этот человек обо всех всё знает... Кто он такой? Уж не демон ли, который облачился в монашескую мантию?» Вдруг старец сказал: «Принято». Даже во время сна он понял, о чём я думаю. Вскоре отец Гавриил проснулся и, посмотрев на меня, горько заплакал. Мне стало стыдно. Потом он показал на крошки, лежавшие на столе, и сказал: «Без воли Божией демон не сможет даже эти крошки сдвинуть с места не то что монашескую мантию надеть».
Старец Гавриил Мцхетский говорил:
— Вера – это талант, данный Богом. — Когда при тебе ругают твою веру и ты молчишь – ты хуже того хулителя. — Благодари Бога за то, что ты родился православным. Будь твёрдым в вере, не поддавайся искушениям и не заботься о том, спасутся или нет люди другого вероисповедания. Не наше это дело. Бог милостив. — Когда необходимо защищать веру и ты этого не делаешь, твоя душа погибает; а если погибнешь, защищая веру, – попадёшь в Царствие Небесное. — Истинная вера находит место в сердце, а не в разуме. За антихристом пойдёт тот, у кого вера будет в разуме, а у кого вера будет в сердце, тот его распознает. — Только с сердцем, полным любви, можно обличать грехи другого человека. — Кто научится любить, тот и будет счастлив. Только не думайте, что любовь – это врождённый талант. Любви можно научиться, и мы должны это делать. — Без жертвы ради Господа и ближнего ничего в духовной жизни не получится. Без жертвы не научишься любить. — Бог не приемлет пустых слов, Бог любит дела. Добрые дела – это и есть любовь. — Живи так, чтобы не только Бог любил тебя, но и люди любили – больше этого ничего нет. — Если кто-то болен и нуждается в лекарстве, а его надо принести издалека, может быть, и ночью, и через лес пройти, где волки бродят, и ты не раздумывая отправляешься в путь ради спасения ближнего – это и есть любовь. — Нет на земле человека, который мог бы полностью объяснить, что такое любовь. На земле ты это так и не поймёшь. — Через скорби человек научается вере и любви. — Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен Ангелу – всё в воле Божией. Много было таких случаев. — То, что надо любить своего врага, – это понятно, но как полюбить врага Христа?! Не надо его ненавидеть – тогда сможешь и полюбить. — Выше всех канонов и уставов – любовь. Если ненавидишь хотя бы одного человека – отвратителен перед Богом. Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра. В последние времена людей спасёт любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата рая, смирение введёт туда, а любовь покажет Бога. — Бог от нас требует сердце. Но без добрых дел ты не сможешь отдать сердце Богу. — Всем надо желать добра, но для творения добра требуется мудрость. — Когда творишь добро – на одну ступень поднимаешься, а когда грешишь – опускаешься. Вся наша жизнь – такое движение. — Если тебя оклеветали, на добро ответили злом, не держи в сердце зла. Прости и радуйся, потому что благодаря этому ты на несколько ступенек приблизился к Богу. — Для Бога неважно, кто ты: монах или мирянин. Главное – это стремление к Богу. Этим стремлением человек и спасается. С монашествующего спросится монашеское, а с мирянина мирское. — И монашествующий нуждается в сочувствии и утешении. — Некоторые говорят: «На роду написано». Но если человеку было так «на роду написано», тогда почему же судит Бог? Свою «судьбу» мы создаём сами. Если человек, безрассудно подвергая свою жизнь опасности, погибает, он совершает грех, а судьба здесь ни при чём. — Если не упадёшь – покаяния не познаешь. Я сам большой грешник и потому жалею грешных. — Христианину не подобает ныть. — Для Бога все грехи как камушки в море. Нет такого греха, который превосходил бы Его милосердие. — Каяться надо больше сердцем, чем слезами. — Господь умалит и возвысит. Когда я начинаю считать себя лучше других, тогда надеваю на голову свою диадему и выхожу на улицу босиком. Люди смотрят на меня и смеются, а я вижу, какое я ничтожество. — Смирение – неугасимая, угодная Богу свеча. — Милость – это золото, смирение – бриллиант. — Время – большая милость. Оно даётся человеку для спасения. — Не принимай как пожертвование «иудины деньги». Такие деньги обязательно вовлекут в грех, из которого не скоро выберешься. — Чужие грехи – не твоё дело. Ты сиди и плачь о своих грехах. — Не зная духовного состояния ближнего, не давай советы. Твой совет может погубить его. — Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил его повод, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого, и погибнуть. — Ты не осуждай, судья – Сам Бог. Тот, кто осуждает, – как пустой колос пшеницы, у которого всегда поднята голова и который поэтому всегда смотрит на других сверху вниз. — Ты спрашиваешь, как молиться о врагах? Сперва начинай молиться о тех, кого больше всего любишь, например о своих детях. Потом молись об остальных членах твоей семьи. Потом обо всех твоих соседях и родственниках, чтобы у тебя не было врагов. Благослови тот город, где ты живёшь, но Тбилиси не один – благослови всех жителей Грузии. И Грузия не одна, она окружена другими странами – проси Бога, чтобы люди не враждовали. Теперь, когда ты помолился обо всех и остался один враг, – и его не оставляй. Проси Бога наполнить его сердце добротой, а разум – мудростью. Вот так и сможешь помолиться о своём враге. — Во чреве матери ребёнок всё слышит. Говорите ему слово Божие, и так воспитаете. — Когда перед иконами и крестами, сделанными твоими руками, молятся другие, часть благодати переходит на тебя. — Если во время молитвы у тебя попросят помощи, а ты скажешь: «Закончу молитву и потом помогу», знай: твоя молитва неугодна Богу. О такой молитве говорится: «Молитва его да будет в грех». — Если станешь свидетелем воровства и не сможешь вмешаться, читай «Отче наш». — Нельзя прикладываться к лику иконы, достаточно приложиться к рамочке с благоговением. Надо прикладываться с любовью и с упованием. По книге «Диадема старца», Мцхета, 2002. |