ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

СУД И ОСУЖДЕНИЕ

16 мая (Ин. 5, 24-30)

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь. Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий (24, 26-27).

Слова о том, что верующий «на суд не приходит», особенно любимы многими протестантами. Однажды уверовав в Воскресшего Господа, они затем всю жизнь стремятся убедить себя и окружающих в своей непреложной спасённости. Для православного человека, воспринимающего спасение как труд всей жизни, эти слова звучат иногда наивно, но чаще всего – поверхностно. Стоит посмотреть на способность осуждать (и не осуждать) как на критерий гибельности или спасительности своего состояния. Гибельно верующий не имеет более сладких занятий, чем превозношение себя на фоне осуждения других. Спасительно же верующий видит грязь свою в свете Евангелия и отказывается смотреть на других людей сверху вниз.

Протоиерей Андрей Ткачёв

Отец не судит никого, но суд отдал Сыну. Он благоволил совершить суд через Сына. Будучи нашим Творцом, Он может делать с нами всё, как горшечник с глиной. Но мы видим Его безмерную милость. Бог во Христе примирился с миром и дал Своему Сыну власть приведения нас к вечной жизни. Последний всеобщий Страшный суд предан Сыну Человеческому. Оттого что Он умалил Себя, став Сыном Человеческим, по воле Отчей, Он Господь всяческих. 

Протоиерей Александр Шаргунов

Только Иисус Христос есть Истинный и Справедливый Судья. В свете этого положения человек, судящий о всей жизни своего ближнего с вынесением приговора (осуждения), самовольно ставит себя на место Иисуса Христа, Судьи. Такое действие человека является богопротивным, так как угодно злому духу, который, уподобляя себя Богу, пытается занять Божье место.

Александр Долженко

ГОСПОДЬ РЯДОМ

18 мая (Ин. 6, 14-27)

Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Дул сильный ветер, и море волновалось. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришёл? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (16-20,22-23, 25-27).

Христос всегда с нами, даже тогда, когда нам кажется, что все – и люди, и Сам Господь – оставили нас! Часто для испытания твёрдости, для укрепления нашей слабой веры в борьбе с сильными ветрами страстей и пороков Господь предоставляет нас на время нашим собственным силам, но Его благодатная помощь всегда готова поддержать нас, когда нашей бедной лодке начинают угрожать расходившиеся волны житейского моря.

Протоиерей Иоанн Колодий

Когда во время засухи люди ожидают от Господа дождя или в болезни просят исцеления и Господь даст им – одни благодарят Его за просимое, а другие благодарят за чудо укрепления веры. Ибо чудо важнее дождя и здоровья. Дождь и здоровье пройдут, а чудо останется как свидетельство Бога Живаго, Который держит в Своей власти и дождь, и здоровье.

Представь: некий царь вышел из своего дворца и рассыпал перед подданными золотые монеты. Нищие обрадуются тому, что получили золото, а любящие царя – тому, что видели его лицо. И нищие снова будут ожидать царя, чтобы получить золото, а любящие – чтобы снова смотреть на его лицо. Потому и сказал им Господь: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную. А чудо Божие, однажды явленное, и есть пища, которой душа непрестанно насыщается и никогда не алчет.

Святитель Николай Сербский

НАЗНАЧЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ

19 мая (Мк. 15, 43 – 16, 8)

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облечённого в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь (1-6).

Женщины воспринимают истину, добро и благодать непосредственно, всем существом своим, и прежде всего сердцем своим воспринимают они истину. А мужчины не так: они воспринимают истину не иначе, как уверившись в ней умом своим. Нужны им доказательства от ума, доказательства не от сердца, как у женщин, а от рассудка. Именно поэтому так трудно было поверить апостолам, поэтому так легко и просто было поверить жёнам-мироносицам, что явился им Сам Воскресший Господь Иисус Христос.

Святитель Лука Крымский

Этим женщинам не открывал Христос, как двенадцати апостолам, тайн будущего, они не знали ни смысла Его смерти, ни тайны грядущего воскресения. Для них смерть учителя и друга была позорной смертью, страшным концом и обрывом. Они стояли у креста только потому, что любили Иисуса и, любя, сострадали Ему. Они совершили всё то, что извечно совершает любовь при последнем расставании. Те, кого просил Христос побыть с Ним в час страшного борения, бежали. Те же, кого Он ни о чём не просил, остались верными. «А Мария стояла у гроба и плакала». Так сквозь все века плачет любовь, как Сам Христос плакал у гроба друга Своего Лазаря. И вот этой любви, этой верности первой дано было узнать, что «поглощена смерть победой» и нет, и не будет уже никогда этой безнадёжной разлуки.

Грохотала человеческая история, рождались и падали царства, бушевали кровопролитные войны, но всегда, неизменно над землёй светил образ женщины. Образ заботы, самоотдачи, сострадания, любви… Можно не преувеличивая сказать, что человечность человека спасала и спасает женщина – не словами, не идеями, а молчаливым, заботливым, любящим присутствием…

Протоиерей Александр Шмеман

…До войны всё было направлено на то, чтобы убить в русской женщине веру, скромность, стыдливость, терпение, надежду на помощь Божию. И вот гром войны их заставил опомниться, когда на их руках дети гибли от бомбёжки, от голода. Страшная, кровавая плата молоху бесовщины за то, что они, быть может, ходили в то время на танцы в храмы. В послевоенное время кто-то нашёл дорогу в храм Божий, а кто-то говорил: «Ну, война закончилась, теперь станет легче жить. Забудем Бога. Будем зарабатывать пенсию». И опять плата времён Брежнева, да и теперь: нищенская пенсия и униженное, рабское положение бабушек. Что посеяли, то и пожали.

А тот, кто не взирая на обольстительную пропаганду шёл ко Христу, тот ныне живёт торжествуя и идёт уже в свои 80 лет к вечному порогу жизни. Вот таков путь каждой христианки, женщины-мироносицы, благовестницы, крестоносицы, стойко стоящей за Православие Российское.

Протоиерей Василий Ермаков

Святые жёны-мироносицы на деле явили, что они своё назначение, которое предопределено женскому полу, в совершенстве исполнили, за что и были прославлены и причислены к лику святых. Творцу не было угодно даровать женщине власть, которая с принуждением подчиняет слабого сильному, но Богу было угодно даровать женщине влияние, благодаря которому и сильный покоряется слабому, не чувствуя этого, без всякого принуждения.

Призвание женщины есть любовь… Она – помощница (мужчине), равная ему, и только при этом условии она может оказывать ему помощь…

Архимандрит Кирилл (Павлов)

НЕБЛАГОДАРНОСТЬ

26 мая (Ин. 5, 1-15)

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошёл и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус (2-9, 14-15).

Евангельский расслабленный захотел жить вновь, возможно изменив свою жизнь. Господь предоставил ему такую возможность. И что же мы видим? Человек совершенно не изменился. Господь ему напоминает о том, за что он был наказан болезнью: за грехи. Что может быть хуже для человека, который тридцать восемь лет не владел собой, лежал в расслаблении? Хуже этого может быть только смерть вечная. Оказывается, его болезнь была для него величайшим благом. Когда-то он вёл греховную жизнь, скорее всего, обижал ближних, свою силу употреблял для того, чтобы унизить ближних, обидеть кого-то. Господь отнял у него эту силу, послал болезнь для того, чтобы он не лишился жизни вечной. В этой болезни проявилась любовь Божественная к человеку, поэтому все святые относились к болезни как к милости Божией, любви, проявленной к нам. Только такой болезнью можно было остановить этого грешного человека, чтобы он не лишился жизни вечной.

Расслабленный оказался неблагодарным. На суде у первосвященника он ударил Спасителя по лицу, причём так сильно, что перебил Ему переносицу. Так он отблагодарил своего Творца, Создателя и Исцелителя. Очень часто и мы поступаем так же. Он лишился жизни вечной, лишился всего. Оказалось, что только эта болезнь и могла его сдерживать от страстей и грехов.

Игумен Максим (Рыжов)

То, что случилось с этим человеком, случается с миллионами людей, потому что нам нет дела до того, что другие голодают, страдают болезнью, находятся в отчаянии душевном, ищут и не могут найти своего пути в жизни, в конечном итоге – Живого Бога, потому что мы так холодны, миллионы людей остаются во тьме и в холоде, в одиночестве и в ужасе… Христос говорит этому человеку: Смотри, берегись, иначе хуже будет ещё, чем то, что ты пережил… Грех, конечно, выражается волеизъявлением; но в основе – это отрыв от Бога. И отрываемся мы каждый раз, когда по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель Христос. Он нам показал, что значит быть настоящим человеком: цельным, носящим в себе Божественную тишину и Божественную славу. Он нам показал путь.

Митрополит Антоний Сурожский