ВЗГЛЯД

МЫ ПРОСТО НЕ ЗАДУМЫВАЕМСЯ...

Просто о сложном

Есть такой учебный предмет: «Основное богословие». Преподавал его я в течение последних десяти лет. И общение с аудиторией показало, что большинство с трудом понимает, чему же на самом деле Церковь учит, для чего она так учит и какое отношение всё это учение имеет к нему, обычному человеку, лично.

Все эти годы пытался я подобрать простые слова и образы, чтобы мои православные слушатели могли ответить на вопрошания людей внешних, нецерковных или малоцерковных. В итоге родился такой вот странный курс, в котором я пытаюсь говорить с людьми о непростых вещах простыми словами.

Да, конечно, зауми тоже хватает. Но это уж как могу. Для многих слово «бытие» – уже заумь. А вы попробуйте говорить о бытии, не употребляя слова «бытие». В итоге получается как бы снижение интонации, ведь приходится говорить не на языке святых отцов и даже не на языке нынешних академических аудиторий, а обращаться к современным «понятиям». Но, наверное, иногда это необходимо. Чтобы малочитающего, заваленного работой и бытом человека вывести из окамененного состояния, в котором он пребывает, будучи погруженным не в христианские идеи, а в некий миф о христианских идеях.

Откуда взялась вселенная?

Да-да, многие люди не понимают, во что они верят. Давайте возьмём, например, христианский догмат о Творении. Некоторые говорят: «А какая разница? Никто всё равно определённо ничего доказать не может, откуда этот мир взялся. Ну и ладно. И какое это всё может иметь отношение ко мне лично? Да, я верю в Бога. Но, возможно, Бог может оставаться Богом, и не будучи Творцом?»

Вот так подумает человек, считающий себя христианином, православным, – и сам того не заметит, что христианином-то перестал быть. Удивлены? Но это так.

Почему это для нас важно? Как влияет наша вера или неверие в то, что мир сотворён Богом, на нашу повседневную жизнь? Как это относится к нашему обыденному пониманию добра и зла? Давайте разберёмся на простых примерах.

Итак, христиане верят, что мир сотворён Богом – причём не просто «из чего-то», а «из ничего». Вот просто совершенно «из ничего». Хотя Шекспир в своём «Короле Лире» и говорит устами главного героя «из ничего не выйдет ничего», но старый король ошибался, как известно, не только в этом вопросе.

Да. Бог волею Своею приводит мир в бытие из небытия: не было – и стало.

Математически я это в юности пытался записать так: «0 х Бесконечность = 1». Полная чушь с точки зрения нормального математика. Ну никак это математически не сходится. «Ноль» сколько ни умножай на самую-пресамую бесконечность, всё равно ничего не выйдет. По-прежнему пустота. А в нашем догмате что происходит, вы понимаете? «Ничто» в руках бесконечного Творца превращается в «нечто». «Небытие» становится «бытием». Вот так.

Как это соотносится с Добром и Злом? Чтобы понять это, давайте посмотрим, что мы понимаем под добром в самой-самой обыденной жизни. Ну, вот я помню, купил себе первые джинсы году этак в 1983-м. Это было событие. Это была радость. Гоголем ходил потом в этих джинсах. Кто жил в те времена, тот понимает, какая радость для подростка.

Или жене моей родители перед свадьбой справили новое пальто. Драповое пальто с воротником из ламы. Радость была? Радость. Наши родители ещё радовались отрезу материи на платье. Когда вещь у нас появляется, когда она начинает «быть» – это радость. Это добро. Или вот машину купил. Радость? Радость. Добро. Дерево посадил. Прижилось. Добро? Добро.

Что ещё? Какие величайшие радости? Конечно же, дети. Конечно же, появление новой жизни. Не было жизни. Представляете? Вообще этой жизни не было. И вдруг стало. Каждый знает, что рождение детей – это самые радостные мгновения нашей жизни. Самые.

Ну и давайте посмотрим на противоположные по смыслу явления. Джинсы порвал. Зло? Ещё какое. Пальто украли, машину разбил, дерево сломалось, квартиру залило... Не дай Бог! И как самое страшное, что может произойти, – смерть. Был человек. И нет его. Душа-то осталась, но для нас на земле его уже нет. «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть...» А каково тем, кто причисляет себя к атеистам? Для них смерть абсолютное небытие. Что может быть ужаснее? В атеистической компании вообще всякие разговоры о смерти запрещены. Как говорил в молодости один мой товарищ, «единственная возможность жить – это вообще никогда не думать о смерти». Страх адских мук, страх встречи с Богом, страх ответственности за свою посмертную участь превращается у современного неверующего человека в оцепенение и ужас от предчувствия собственного несуществования. Поэт Бродский писал: «Пустота вероятней и хуже ада...»

Ну, вот видите. Для всякого человека, даже атеиста, представления о Добре и Зле совершенно очевидны.

Бытие есть Добро. А небытие – Зло.

Когда не было и стало – то получается Добро, Благо. А когда было и перестало быть – то это отсутствие Блага, отсутствие Добра. Зло.

И тут пора вспомнить о том, с чего начали: о вроде как не обязательном для нас догмате сотворения мира. Разве теперь не видим, что без принятия этого «скучного» церковного догмата все наши обыденные понятия о добре просто рассыпаются? Нет Творца – нет бытия, блага, добра.

Как уже сказано, за десять лет преподавания я убедился, что из-за безразличия к церковным догматам у людей, даже воцерковлённых, поселяются в головах такие мутные суждения: «Да, я верю в Бога. Но, возможно, Бог может оставаться Богом, и не будучи Творцом». И при этом они считают себя христианами!

Ну представьте! Вот мы вдруг подумали, что мир этот возник и существует как-то сам по себе. Мы стоим и озираемся вокруг. Откуда всё это? Не знаем. Или нет, знаем. Оно ниоткуда. Оно само по себе. «Ниоткуда, с любовью, надцатого мартобря» – это опять Бродский. Так вот, если оно всё ниоткуда, а мы, как и все люди, продолжаем исповедовать бытие как Добро, то это Добро какое-то странное получается, пустое, бессмысленное. Потому что перед нами, в отсутствие Бога, бесчувственная равнодушная природа. Которая молчит. Спрашивай её, не спрашивай – она молчит. Природе вообще свойственно молчать о Добре и Зле.

Другое дело – если мы верим, что мир сотворён Богом, если мы верим, что именно Он податель всякого бытия. Тогда у нас появляется Стержень. У нас появляется Мерило. Нам есть с чем сравнить, есть чем поверить свои слова и поступки. И нам, самое главное, есть к чему идти. Мы видим теперь, где это Благо. Мы видим теперь, где Добро.

Помните, как в детской песенке пелось?

Спроси у жизни строгой, 
Какой идти дорогой? 
Куда по свету белому 
Отправиться с утра? 
Иди за солнцем следом, 
Хоть этот путь неведом, 
Иди, мой друг, всегда иди 
Дорогою добра. 

Вот мы теперь и понимаем, куда ведёт эта самая дорога.

Дорога Добра – дорога к Богу.

Дорога к Богу – дорога к Благу.

Дорога к Благу – дорога к Бытию.

Путь к Богу – Добро. Когда же идём в сторону противоположную – движемся от Добра, движемся от Бытия, движемся в Небытие, движемся ко Злу.

Но теперь-то есть что ответить на наши колебания, на наши оглядки на мир, который шепчет своё непрестанное: «Нет-нет. Никакого абсолютного Добра нет. А Зло – так его и вовсе нет. Всё относительно». Эти колебания теперь меркнут перед новой для нас очевидностью. Теперь уже мы ясно и уверенно отвечаем: «Ну уж нет. Не надо мне больше ничего нашёптывать. Я иду туда, где Жизнь. Я иду туда, где Источник Бытия. Я иду к Добру. Я иду к Богу».

В чём смысл жизни?

Хороший вопрос. Всех он волнует. Но мало кто о нём думает. А вообще-то, стоило бы задуматься. Для чего человек живёт? Для чего этот мир устроен? И я в этом мире – для чего?

Кажется, что ответить на этот вопрос невозможно. Но вот смотрите: если мы верим, что мир создан Богом, если мы верим в догмат о Творении, то у нас появляется шанс получить ответ. Попросту говоря, нам теперь есть у Кого спросить. Понимаете? Вот у Него нам и следует спросить. Потому что Он – Творец.

– Господи, для чего Ты нас создал? Вот мы больше не умствуем сами от себя, понимая, что ум наш ограничен природой нашей, которую Ты сотворил. Ты – Творец, и объясни нам теперь, для чего мы? Какова наша цель? Каково наше предназначение? И что нам сделать, чтобы исполнить это самое предназначение?

И эти вопрошания имеют ответы. Бог не молчит. Оказывается, Бог с самого начала творения общается с человеком и объясняет ему: кто он, откуда, для чего, какие задачи перед ним стоят. Более того, даже подсказывает способы решения этих задач.

Всё человеку сказано. Всё возвещено. Всё явлено давным-давно. Мы просто не интересуемся этим. Мы просто ходим всю жизнь вокруг да около, не пытаясь заглянуть, а что там. И говорим: «Зачем мне свою жизнь усложнять? Отстаньте от меня! Как живу, так и живу! Какое мне дело до всего этого?»

С такой реакцией я постоянно сталкиваюсь. И какие тут слова подобрать, чтобы достучаться до человека?

Приходится прибегать к совершенно банальным примерам. Вот, например, автомобиль. С хорошим двигателем, дизайном, удобный внутри. В чём его цель и предназначение? Об этом нам надо знать или нет? Ну, давайте будем колоть им орехи. Положим на асфальт грецкий орех, встанем сзади машины – и давай толкать, чтобы колесом орех раздавить. Перебежим вперёд, обратно откатим, новый орех положим, снова накатим... Туда-сюда, туда-сюда. Не правда ли, глупо? Но ведь зачастую мы так и живём, используя свою жизнь, бесценный дар Божий, не по предназначению.

Ну, не все, конечно, такие глупые, чтобы машину туда-сюда катать. Есть и умные, умеющие приспособиться по жизни. У машины ведь не только колёса, а и крыша есть. Вот пойдёт дождь, а мы – раз! – и внутрь залезем. А то! Там сиденья мягкие, климат-контроль, даже музычку включить можно.

Вот так и живём, не ведая на самом деле, что этот роскошный автомобиль, стоящий под миллион рублей, предназначен совсем для другого. Что на нём мы можем двинуться вперёд, в новый мир. И ведь несложно догадаться-то! Тот, кто создал это средство передвижения, оставил нам инструкцию: куда вставлять ключ зажигания, как пользоваться педалями газа и тормоза. И даже правила дорожного движения для нас составил, и дорожная карта тоже есть... Ведь всё давно объяснено!

Вот автомобилисты знают, что, если мы в бензиновый двигатель станем заливать какие-то иные углеродосодержащие жидкости, например солярку, машина не поедет. А уж если мы последуем примеру славных автомобилистов Винтика и Шпунтика, которые, если помните, изобрели машину, ездившую на газированной воде с сиропом, и станем заливать в бак спрайт или кока-колу, то автомобиль и вовсе поломается. Он не исполнит своего предназначения. И всё это по одной лишь причине. Потому что создатель придумал её именно такой, что бензин надо заливать, понимаете? Бензин. Кока-кола не подходит. Не вый­дет у нас, потому что мы не соблюли воли и замысла творца о том, как эта штука должна работать.

Скажете, что с автомобилем никогда так не поступите? Верю, потому что это было бы абсурдом. Но не в таком ли абсурде пребываем мы, когда пытаемся жить, не спросив Творца, а как жить? По каким законам жить? И с какой целью жить? А наша жизнь-то уж подороже миллиона стоит. Да? Или нет?

Илья ЗАБЕЖИНСКИЙ
г. Санкт-Петербург

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга