24 

   Новомученики


СМИРЕННЫЙ ПАСТЫРЬ
Житие митрополита Анатолия (Грисюка), cвященномученика

Автору этого текста - иеромонаху Дамаскину (Орловскому), члену Синодальной комиссии по канонизации новомучеников - присуждена премия митр.Макария, возрожденная недавно. Получил он ее за книгу “Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия”. Не так давно вышел и второй том этой, ставшей уже известной, серии (к сожалению, приобрести его можно только на складах в Москве). Примечательно, что человек, о котором повествуется ниже, также был удостоин премии митр.Макария - только до революции. Человек этот прошел лагеря и упокоился в нашей северной земле, могила его на территории Кылтовского монастыря. Сейчас житие священномученика Анатолия готовится для издания, для нас же иером. Дамаскин подготовил его в газетном варианте. Публикуется впервые.

Время обдирало его, скоблило железными пальцами. Исчезали красивые рясы и драгоценные знаки архиерейства. Затем лишился он подушки, валенок с калошами, осколка зеркала... И, наконец, гонители вырвали из рук Евангелие, которое Владыка так любил, и не хотел отдавать, даже умирая. Лишь креста у него отнять так и не сумели.

* * *

Митрополит Анатолий (в миру Андрей Григорьевич Грисюк) родился 20 августа 1880 года в городе Ковеле Волынской губернии в семье чиновника. Окончил училище, Волынскую Духовную семинарию и в 1900 году поступил в Киевскую Духовную академию. Спустя три года, будучи еще студентом, он принял постриг и вскоре был рукоположен в иеромонахи. Окончив академию в числе первых учеников, о.Анатолий был оставлен в Академии как преподаватель общей церковной истории.

В 1911 году будущий Владыка удостоился степени магистра богословия за сочинение “Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века”. По отзывам рецензентов, этот труд, касаясь малоразработанной в церковно-исторической науке области, отличается неоспоримыми достоинствами. Чтобы собрать исторические сведения о подвижниках и киновиях Сирии на протяжении почти четырех веков, автору пришлось употребить огромные усилия на поиск и изучение документов и литературы. Осведомленность его оказалась настолько широка, что всякий, кто захотел бы работать после него в области истории сирийского монашества, мог довериться результатам его труда совершенно.

29 августа 1911 года о.Анатолий был возведен в сан архимандрита. Осенью того же года комиссия по присуждению премий митрополита Макария рассматривала труды наставников академии, напечатанные в академическом журнале за 1910 год. Среди других внимание богословов привлекли и сочинения отца Анатолия. Одобрение было столь единодушным, что молодому архимандриту решено было присудить премию имени митрополита Макария.

В 1913 году в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла в кафедральном храме Христа Спасителя в Москве архимандрит Анатолий был хиротонисан во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. В хиротонии принимал участие сонм архиереев, возглавляемый митрополитом Московским Макарием (Невским).

* * *

28 февраля 1922 года преосвященного Анатолия назначили на кафедру в Самару. Через год, 24 февраля, Самарское ГПУ арестовало епископа. Поводом для ареста послужило найденное при обыске в квартире владыки Анатолия антисоветское воззвание, написанное от его имени. Епископу, однако, удалось раскрыть фальшивку, и он сумел доказать ГПУ, что хотя воззвание и подписано его именем, ему не принадлежит. В результате 4 августа того же года его освободили. По освобождении он был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа. Сразу же после этого, 18 сентября 1923 года, Самарское ГПУ вновь его арестовало. Теперь он был обвинен в распространении антисоветских слухов и выслан в административном порядке в Туркмению, в город Красноводск, на три года.

В 1927 году архиепископ Анатолий по окончании срока ссылки вновь вернулся в Самару и был назначен членом Временного Священного Синода. В 1928 году архиепископ Анатолий получил назначение на кафедру в Одессу, куда прибыл 1 июня. 21 октября 1932 года ввиду исполнившегося пятилетия деятельности Священного Синода, возглавляемого митрополитом Сергием, все его члены, имевшие на тот момент сан архиепископов, в том числе и архиепископ Анатолий, были возведены в сан митрополитов с предоставлением права ношения белого клобука и креста на митре.

Время служения Владыки в Одессе совпало с самым трудным периодом гонений на Русскую Православную Церковь. Это была новая волна закрытия храмов и арестов священнослужителей, начавшаяся в 1929 году. В некоторых административных областях, особенно в Молдавии, входившей тогда в состав Одесской епархии, были закрыты почти все храмы. Самого митрополита Анатолия беспрестанно вызывали на допросы в НКВД, иногда поднимая с постели глубокой ночью. Бывало, что представители НКВД являлись в храм во время праздничного богослужения с требованием, чтобы митрополит немедленно прибыл в НКВД на Маразлиевскую улицу. Кроткий и смиренный в обычное время Владыка в этих случаях твердо отвечал, что не прервет богослужения и явится в НКВД только после его окончания. После праздничного богослужения, митрополит ехал в НКВД, где его в отместку за неисполненное требование немедленной явки заставляли ждать по полтора часа в коридоре. Затем сотрудник НКВД приглашал митрополита Анатолия в кабинет и начинал издеваться над ним, кричал и топал ногами, а затем отпускал домой.

В 1931 году было арестовано более двадцати священнослужителей, бывших лучшими проповедниками города, и всех приговорили к заключению. На глазах митрополита проходило дерзкое и кощунственное закрытие и уничтожение храмов. Были взорваны величественный кафедральный Преображенский собор, прекрасное здание военного Свято-Сергиевского кафедрального собора, храм святителя Николая в порту и другие. В начале июня по распоряжению властей была закрыта Михайловская церковь. В середине июня в Дмитриевском храме, что на новом кладбище, с раннего утра собралась огромная толпа людей. Настоятель храма священник Сергий Лабунский стал выяснять, по какой причине собралось столь значительное число верующих. Кто-то ответил, что здесь, в храме, должно состояться собрание по поводу открытия Михайловской церкви, так как абсолютное большинство верующих не согласно с ее закрытием. Настоятель, почувствовав угрозу провокации, стал убеждать собравшихся, что никакого собрания не будет. Люди, однако, не уходили, и толпа все увеличивалась. Наконец, настоятель вывесил у входа в храм объявление, что никакого собрания не будет, слухи о собрании - дело рук злоумышленных. После этого некоторые из толпы стали упрекать настоятеля, что он не защищает интересы Михайловской церкви. К девяти часам утра в храм прибыл митрополит Анатолий, собираясь служить Божественную литургию. Настоятель сообщил ему, что кто-то распускает слухи об имеющем быть собрании по поводу открытия Михайловской церкви, в связи с этим пришло много верующих. Митрополит Анатолий ответил, что ему ничего об этом неизвестно. Между тем толпа все увеличивалась, и событие готово было перерасти в возмущение по адресу властей. Изыскивая выход, настоятель пошел в контору кладбища узнать у администрации о намечавшемся собрании. Но и здесь ему ответили, что им ничего неизвестно. Вернувшись в храм, священник сообщил обо всем Владыке и просил его принять какие-нибудь меры.

- Что же вы хотите, чтобы я сделал? - спросил митрополит.

- Выступите перед верующими с амвона и разъясните создавшееся положение, и к чему может привести такое собрание, устраиваемое без разрешения властей. Если вы выйдете - то вам удастся убедить верующих разойтись.

И снова о.Сергий обратился к своей пастве, от лица митрополита стал убеждать народ, что никакого собрания не будет. В это время из алтаря вышел сам Владыка. Он остановился на солее, не произнося ни слова. Это, наконец, подействовало. Горестное молчание митрополита Анатолия было красноречивее слов.

* * *

Вскоре после этого, в ночь с 9 на 10 августа, Владыка был арестован и без промедления доставлен в Киев, куда его привезли 13 августа. Сразу же начались допросы.

- Следствие располагает данными о том, что вы проводили антисоветскую агитацию среди духовенства и церковников города Одессы. Припомните факты антисоветской агитации, проводимой вами.

- Антисоветской агитации я не вел. Однако припоминаю случай, когда я в беседе с моим секретарем Жуковским Петром Петровичем, имевшей место у меня на квартире в моей комнате, в связи с закрытием церквей в епархии... выразился, что это положение не имеет сравнения в отечественной церковной истории. При этом я сказал, что во времена татарского нашествия, если разрушались церкви, то разрушались и города, теперь же города развиваются, украшаются, а церкви закрываются и некоторые разрушаются.

- Следствие располагает данными о том, что вы были связаны с представителями Ватикана и вели с ними переговоры об установлении контакта восточных и западных церквей, с целью объединения православия и католицизма для создания единого антисоветского фронта. Расскажите, при каких обстоятельствах была установлена такая связь и при посредстве кого именно.

- Связи с представителями Католической Церкви я не имел и никаких переговоров об объединении православных и католиков не вел. Заявляю, что я убежденный антикатолик, и по своим религиозным воззрениям, как православный епископ, не мог вести таких переговоров.

- Вы обвиняетесь в том, что, во-первых, проводили работу, направленную к созданию антисоветского блока путем воссоединения восточной и западной церквей на основе унии с подчинением Русской Православной Церкви Папе Римскому и, во-вторых, систематически вели антисоветскую агитацию, используя религиозные предрассудки масс в контрреволюционных целях. Признаете ли вы себя виновным?

- В первом пункте виновным себя не признаю. По второму пункту, кроме выражения в частных беседах, могущих быть истолкованными при известном освещении как проявление моей антисоветской направленности виновным себя не признаю.

8 октября следствие было закончено. Состояние здоровья митрополита было очень тяжелым: у него была запущенная форма язвы желудка, в тюрьме за несколько месяцев эта болезнь обострилась, и положение его стало критическим. Близких родственников у него почти не осталось: отец умер в 1905, мать - в 1917 году. Ближе всех ему была сестра, Раиса, посвятившая заботе о нем всю свою жизнь - она путешествовала с Владыкой, начиная с Казани. Узнав о тяжелом положении брата, она стала хлопотать перед следователями о разрешении передачи ему молока и горячей пищи, приложив справку врача и рентгеновские снимки. Разрешение было получено. После окончания следствия сестра стала добиваться свидания с митрополитом, которое в конце концов было получено благодаря ходатайству перед властями митрополита Киевского Константина (Дьякова). Состояние здоровья митрополита Анатолия к тому времени настолько ухудшилось, что на свидание надзиратели его вывели, держа под руки, - Владыка почти не владел ногами.

* * *

16 декабря 1936 года Главное Управление Государственной Безопасности затребовало митрополита Анатолия в Москву, и через день он был доставлен в Бутырскую тюрьму. Все у него уже было собрано для заключения в лагерь. При нем были: чемодан, ватная поддевка, простыня, белый в полоску подрясник, шарф, четыре полотенца, подушка с наволочкой, старое шерстяное одеяло, думочка, рваная холщовая сумка, эмалированная миска, детская маленькая перина, осколок зеркала, черные валенки с калошами, маленький чемоданчик, мыльница, деревянный крест, маленькая дорожная иконка, два ключа, чайная ложка, карандаш, четки, монашеский пояс и драгоценнейшее из всего - Новый Завет.

21 января 1937 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило митрополита Анатолия к пяти годам заключения в лагерь. 27 января он был отправлен этапом в распоряжение Ухтпечлага НКВД.

Этапы только часть пути проезжали по железной дороге, затем узники шли пешком - по снегу в условиях заполярной зимы. Больной митрополит с трудом передвигался, и охрана подгоняла его по дороге прикладами, не давая времени отдохнуть. Когда он падал, его сажали в кузов грузовика до тех пор, пока он не приходил в себя, а затем сгружали и снова гнали пешком. 14 февраля 1937 года этап прибыл в Кылтовскую сельхозколонию в Коми. Первые полтора месяца митрополит не работал из-за отсутствия работы и конвоя. В мае его стали выводить на общие работы. В характеристике лагерное начальство писало: “Работает добросовестно, к инструменту отношение бережное. Дисциплинирован. Качество работы удовлетворительное”. В июне митрополит Анатолий заболел крупозным воспалением легких, и сестра Владыки, Раиса Григорьевна, стала добиваться, чтобы ей разрешили свидание с братом. Во время болезни Владыка писал ей: “Умоляю тебя, прими все меры, даже сверхвозможные, добейся, умоли, упроси, устрой наше свидание. Жажду перед смертью увидеть родное лицо и благословить тебя”.

Разрешение на свидание было получено - на три часа в присутствии конвоя. Но когда сестра прибыла в Усть-Вымь, в свидании ей отказали. Со скорбным сердцем она возвращалась домой. В это время Владыка тяжело болел, и администрация лагеря дала ему следующую характеристику: “Работает на общих работах. Норму не выполняет. К инструменту относится небрежно. На производстве дисциплинирован. В общественной работе участия не принимал. В быту дисциплинирован. Небрежен к общественному обмундированию. За плохой труд имеет предупреждение”.

Наступила осень, затем зима. Состояние здоровья, от природы слабое, еще более ухудшилось, давало о себе знать и перенесенное воспаление легких. В октябре митрополит Анатолий был признан инвалидом и освобожден от работы, но в ноябре его снова вывели на общие лагерные работы. В конце концов болезни, недоедание и каторжный труд привели к тому, что он ослеп и в ноябре-декабре не смог выполнить норму. Администрация лагеря дала ему за эти месяцы характеристику: “Работу выполняет на 62%. По старости работает слабо, но старается”. В лагере таких, как митрополит, которых и присылали сюда умирать, освобождали от работы и перед смертью помещали в больницу. В январе 1938 года состояние здоровья митрополита ухудшилось настолько, что он был помещен в Кылтовскую лагерную больницу. 23 января 1938 года в семнадцать часов десять минут владыка Анатолий скончался. Перед самой смертью от него потребовали, чтобы он отдал свое Евангелие и нательный крест, которые он пронес через все свое архиерейское служение, с которыми был в тюрьме и в концлагере. Митрополит отказался отдать. Евангелие вырвали из его рук силой, но крест он не отдал и, защищая слабеющими руками грудь, предал свою душу Господу.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera