3 | Новомученики |
ОДИН ИЗ РАССТРЕЛЯННЫХ...
Передо мной скупые строки: “На Ваш запрос в отношении Доброумова Николая Николаевича, 1875 года рождения, по материалам архивного уголовного дела, уроженца г.Сыктывкара, сообщаем, что он был арестован 9 августа 1937 года. Обвинялся в том, что “проживая в селе Дон, на протяжении ряда лет проводил контрреволюционную агитацию против мероприятий, проводимых партией и правительством. Систематически устраивал в своей квартире нелегальные сборища под видом богослужения, где проводил контрреволюционную агитацию против колхозного строительства и выполнения государственных заданий” (л.д.3).
По решению тройки УНКВД Коми АССР от 23 августа 1937 года был приговорен в ВМН. Приговор приведен в исполнение 25 августа 1937 года. Каких-либо личных документов: фотографий и сведений о месте захоронения в архивном деле нет. Направляем Вам анкету Доброумова Н.Н., единственный документ в деле, где имеются сведения биографического характера. Реабилитирован Доброумов Николай Николаевич 21 сентября 1989 года прокуратурой Республики Коми.
Начальник подразделения УФСБ РФ по Респ. Коми - Савицкий Л.Н.”
В Анкете арестованного в пункте “особые внешние приметы” больше всего поразили слова “седая борода”. В 1937 году ему должно было исполниться 62 года. О чем он думал в эти 16 дней с момента ареста и до дня расстрела?
Вот передо мной знакомая с детства фотография, на которой Николай Доброумов запечатлен со своей молодой женой Антониной... Знал ли он тогда, в начале своего пастырского служения, что его ожидает? В руках его евангелие, которое сопровождало его всю жизнь и заветам которого он следовал и умирая.
Сын Усть-Куломского священника, он окончил Вологодскую духовную семинарию по первому разряду и сразу был рукоположен в 1899 году. Затем - 38 лет непрерывной службы. Незадолго до посвящения женился на дочери Киберского священника Михаила Попова - Антонине. Она к этому времени окончила Устюжское епархиальное училище, была молода и красива. Родители благословили ее на этот брак.
Начало их совместной жизни складывалось вполне благополучно. Епископ Устюжский Гавриил определил Николая Доброумова во священники к Помоздинской Успенской церкви на место священника Стефана Куратова, который приходился двоюродным дядей жене Антонине. Три первых года супруги прожили в селе Помоздино. В это время Николай Доброумов исполнял не только свои пастырские обязанности, но был и законоучителем земских народных училищ: Помоздинского, мужского и женского, и Вольдинского. Состоял заведующим Роздинской школы грамоты. В его приход входила не только Помоздинская волость, но и близлежащие села, которые были раскиданы на несколько десятков верст.
С открытием Духовного училища в г.Усть-Сысольске в 1870 году его переводят помощником смотрителя, а затем и исполняющим делами смотрителя училища. После смерти отца просится на его место и в марте 1903 года его переводят к Усть-Куломской Петропавловской церкви священником. И здесь продолжает учить Закону Божьему в земском начальном училище, заведует и школой грамоты в селе Дон. Через три года - село Аныб. Здесь он прослужил до революции, жил в казенном доме, имел одну корову (как отмечено в анкете). Как и в других местах, становится заведующим и законоучителем Аныбской церковно-приходской школы и земского начального училища в селе Руч Деревянской волости. В 1906 году награжден набедренником, а затем Высочайше утвержденной медалью в память участия в деятельности общества Красного Креста во время русско-японской войны.
В анкете отмечено, что после революции Николай Доброумов служил священником в селе Дон, до 1935 года включительно (пока не закрыли церковь, - так надо понимать), а дальше выполнял требы в своем доме и в конце концов был арестован за то, что не оставил своих пастырских обязанностей, не оставил своих прихожан.
А.Малыхина.