СОБЫТИЕ ПРОШЛОЕ ДЛЯ ГРЯДУЩЕГО«Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» – такова была тема нынешних, уже 22-х по счёту, Международных Рождественских образовательных чтений, прошедших в конце января в Москве. Приурочены они были к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. С 26 по 30 января в различных духовных и мирских учреждениях столицы проводились конференции, выставки, «круглые столы» по многим актуальным вопросам церковной и общественной жизни. Наш корреспондент побывал на Чтениях и делится с вами своими первыми впечатлениями. Семь тысяч участников в Государственном Кремлёвском Дворце на открытии Чтений приветствовали два православных патриарха: Российский Кирилл и Антиохийский Иоанн X, почётный гость форума. Напомню, что полностью чин гостя из Дамаска звучит так: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока. Уже поэтому ситуация в Сирии не могла остаться без внимания во вступительных речах. – Голос наш мирный, но он не будет тихим, обличая тех, кто посягает на мир. Мы не смиримся перед терроризмом и неверием, которые презираем; мы, антиохийские христиане, знаем, что они чужды и традиционному исламу, – сказал Иоанн Х. В своей речи Антиохийский Патриарх сказал, что христиане Востока продолжат свой путь, невзирая на вражеские испытания, но просил молиться, чтобы Господь помиловал их и даровал мир Сирии, Ливану, Египту, Палестине, Ираку и тем странам, где отсутствуют сегодня атмосфера спокойствия и дыхание мира. Ради воскресения Сирии Иоанн X призвал другие государства внести вклад в скорейшее развитие мира на сирийской территории. После этих очень трогательных, без преувеличения, слов патриархов пленарное заседание продолжилось в русле главной, образовательной, направленности Рождественских чтений. * * * Из сказанного митрополитом Меркурием, председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации, наверное, можно выделить его слова о разработанной концепции расширения преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) – предполагается, что дисциплину будут вводить со 2-го по 10-й классы школы. Дело, по замыслу, хорошее: духовно-нравственное воспитание на основе православного христианства необходимо. Но готова ли наша школа к этому? Опыт двух лет преподавания курса в четвёртых классах показывает, что духовно грамотных преподавателей такого сложного предмета в стране ещё очень мало. А если количество часов по нему увеличится в разы? Поэтому, мне кажется, в ближайшее время вводить религиозную культуру во все классы нельзя. В лучшем случае не будет толку, в худшем – неграмотность преподавателей вызовет отторжение среди родителей. Хотя… Эксперимент по внедрению ОРКСЭ и так уже затянулся, нужно что-то решать. Митрополит Меркурий рассказал об образовательной концепции Русской Православной Церкви, получившей в этом году оформленный вид. Эта концепция, по его словам, важный шаг на пути преодоления атеистического вектора школьного образования. Она объединит лучшие мировые педагогические разработки в области теории и методики образования с живой духовной традицией. * * * Сами Чтения представляли из себя масштабные обсуждения по 18 направлениям, в каждом из которых было от 5 до 24 секций. Участвовали в них около 12 тысяч человек! Секция «О чудесах истинных и ложных», на которой учёные совместно со священнослужителями обсуждают давно известные и совсем новые чудесные явления, хорошо известна нашим читателям по публикациям о геологе Павле Васильевиче Флоренском, писателе Татьяне Шутовой и о других постоянных участниках этих Чтений. Как и в прежние годы, основные дискуссии разгорались по поводу мироточения икон, схождения Благодатного огня, свечения над горой Фавор, святости крещенской воды. Участник экспертной рабочей группы по исследованию чудесных знамений Сергей Миров отметил, что почти все мироточащие иконы, которые берутся исследовать учёные, по каким-то причинам перестают источать вещество. В результате сам процесс мироточения изучать становится невозможно. – Обычно если перед приходом учёных икона вдруг перестаёт мироточить, то это либо откровенная фальсификация, либо икона, что называется, «обиделась» на учёных – такое тоже бывает. Если же кому-то известно о «некапризной» мироточащей иконе, вы сообщайте в нашу экспертную группу, выедем, исследуем, – сказал Сергей Миров, после чего сообщил свои координаты. Он же рассказал корреспонденту «Веры», что с Флоренским сдружился в студенческие годы, когда получал первое, геологическое, образование. Павел Васильевич был его полевым руководителем. Много лет они совместно ездят в экспедиции, но уже в составе комиссии по изучению чудесных явлений, председателем которой Флоренский и является. * * * В Сретенский монастырь для обсуждения темы «Монашеская традиция: от древности до наших дней» собрались архиереи, наместники, насельники столичных и провинциальных обителей, а также гости из Греции, со Святой Горы Афон, из Сербии, США и Великобритании. Выступавшие обсуждали, как сохранить идеалы монашества в современных реалиях. Доклад Минского викария, епископа Борисовского Вениамина, о Сергии Радонежском затрагивал проблемы, с которыми сталкивался преподобный, возрождая общежитийный устав в монастырской жизни, и, конечно, имел отсылку к нашим дням, к современному монашеству: – Восстановление преподобным строгого монашеского общежития в своём братстве – первое, на что стоит обратить внимание. Замечено, что монашеская жизнь всегда ослабевала в тех монастырях, где нарушались принципы общежительной жизни, появлялись элементы жизни по своему разумению: то, что впоследствии стало называться особножительным монашеством. Однако в настоящее время монастыри Русской Православной Церкви, за редким исключением, общежительные. При этом мы не видим той высоты жизни, как в обители преподобного. Из причин такого расположения владыка Вениамин выделил прежде всего доступность монахов для мирских лиц, притом что монашество есть мироотреченный образ жизни. Он напомнил, что при преподобном Сергии помещения для жилья мирских людей устраивались вне монастырской ограды. Немало на конференции было сказано и об афонском монашестве. Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председательствовавший на заседании, подчеркнул, что Афон – это камертон монашеской жизни, что монаху в особо тяжкий душевный период следует именно там искать утешение. Как оказалось, в монашеской среде есть немало тех, кто с насторожённостью относится к афонским традициям, считая, что у нас «своё предание». Однако это «предание» часто возникало именно потому, что было многое утрачено у нас в плане организации монашеской жизни. – В наше время в греческих монастырях, особенно на Афоне, в той или иной степени мы можем наблюдать подобную картину: список дежурств на кухне начинается с игумена и заканчивается последним послушником, пришедшим в обитель, – рассказывал епископ Вениамин. – Известно же, что и преподобный, будучи игуменом, трудился наравне с простыми монахами. Многие греческие монастыри, особенно древние, имеют в своём центре главный храм, а вокруг – по периметру – кельи. Такая же структура обители была заложена и преподобным Сергием. У нас же этим древним правилом при устроении современных монастырей почему-то не пользуются. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон назвал современные беды и опасности, грозящие душам монашествующих, воцерковлённых или воцерковляющихся людей. Это и младостарчество, и тяга к электронной технике, к которой прибегают порой, чтобы прослушать богослужение, вместо того чтобы быть на нём. * * * Ещё одна секция, на которой мне довелось побывать: «Противодействие сектам – восстановление единства общества». Здесь было очень многолюдно, и дискуссии участников выходили далеко за рамки обозначенной темы. После одного из докладов, разоблачавшего очередную неопятидесятническую организацию, встретившийся нам в коридоре протодиакон Андрей Кураев ответил на вопрос о том, почему же православные порой существенно уступают неопротестантам в миссионерской деятельности. Отец Андрей, как всегда, был оригинален, коснулся и критики церковных иерархов: «Да, это серьёзная болячка наша: сектанты при всей скудости их учения могут достигать серьёзных высот в своём личном благочестии. Мы же при той роскоши, которая есть в православном предании, православном учении, оставляем самих себя на болотно-свинском уровне. Что говорить, если у нас, у православных, контраст между официальной и сокровенной жизнью настолько очевиден, даже на уровне епархиального управления. И контраст этот просто ужасающ. И здесь не обойтись без очищения Церкви, но для этого нужна очень серьёзная решимость. Прежде всего решимость Патриарха, но, я думаю, ещё и Президента. Надежда на это у меня ещё есть. Нужно серьёзное усилие по очистке Церкви. Невзирая на лица, невзирая на степень близости к Патриарху и заслуги. И тогда это огромные стратегические возможности в будущем, огромный рост морального авторитета Церкви, огромный рост доверия к ней народа, в гражданском обществе, в целом в мире. Русская Церковь и Россия могут стать моральным лидером человечества в противостоянии “голливудщине”, которая навязла в зубах. Есть исторический шанс показать альтернативу. Но эта альтернатива должна быть честной. Второй, самый худший, вариант наиболее реален. А именно – проблемы сквозь зубы будут признаны, пара митр слетит, и на этом всё закончится. Дракон пожертвовал пару чешуек и летит дальше… А епископы продолжат ходить, но уже в состоянии “условно осуждённых”, когда на них косятся и особого доверия уже нет. Обратите внимание: уже сейчас конкурс в семинарии катастрофически падает, а это – серьёзная вещь, которая грозит деградацией духовенства. Поэтому я призываю всех, в том числе тех, кто возмущается моими нынешними действиями, подумать всерьёз не о личных обидах, а о стратегии церковной жизни. А красивые истории о том, что ангел служит вместо священника, – это я знаю, читал. Но понимаете, при том объёме неподобающего поведения священников, который есть сегодня, уже не срабатывают вот такие благочестивые рассказики. Человек, знающий хоть чуть-чуть церковное предание, знает и то, что рассказы совершенно другого характера тоже можно найти». Протодиакон в работе секции не участвовал, был лишь слушателем на ней. * * * Одной из основных на заседании секции стала тема работы религиозных организаций с наркозависимыми. Известно, что многие религиозные организации, позиционирующие себя как христианские, плотно занимаются реабилитацией наркоманов, причём по масштабу их деятельность существенно превосходит работу таких центров у православных. Известный миссионер из Новосибирска протоиерей Александр Новопашин как раз выступил с докладом «Социально значимые проекты как прикрытие для тоталитарных сект». По окончании работы секции было интересно поговорить с ним. Отец Александр уже 10 лет занимается реабилитацией наркозависимых, хотя и говорит, что поначалу не хотел браться за такое тяжёлое и ответственное дело при и без того огромной загруженности. – Работа с наркоманом – это штучная работа с каждой душой человека, – сказал он. – Это очень-очень непросто, это каторжный труд – работать с таким неблагодарным контингентом, как наркозависимые. Существа лживее, чем наркоман, на свете вы не найдёте. Поэтому не каждый возьмёт на себя этот крест – возиться с такими людьми. И масштабность здесь невозможна. Община, работающая с наркоманами, по моему убеждению и 10-летнему опыту, должна содержать не более 20 человек, потому что эту проблемную команду контролировать очень тяжело. Если один, как говорится, рухнул, он может всех обрушить. Если где-то услышите: «Да у меня за месяц сотни прошли!» – знайте, что это просто выколачивание денег из родителей, не более. Ещё говорят: «Вот в такой-то епархии всего-то 30 человек реабилитируется, это же мизер…» Но это 30 душ! Об этом забывают. Другое дело, что таких небольших, но действенных центров должно быть много, у нас, по официальным данным, 5 миллионов наркоманов в стране всё-таки. В минувшем году вышел полнометражный игровой фильм отца Александра, посвящённый теме наркотиков, – батюшка написал сценарий и сам стал режиссёром. Малобюджетный фильм, снятый в Новосибирске, несёт в себе очень глубокую идею: люди не обращают внимание на проблему наркотиков, живя по принципу «меня это не касается», до тех пор, пока беда не придёт в их дом через близких. Фильм так и называется: «Меня это не касается», и он был представлен в программах уже нескольких кинофестивалей. * * * Нет, наверно, духовной проблемы, которая была бы не затронута на Чтениях. Попытка увидеть в прошлом ростки будущего – это, пожалуй, и стало основой работы на форуме. Что это будущее нам готовит, какие потрясения и открытия? – Как часто мы вовлекаемся в конфликты – семейные, профессиональные, социальные, экономические, политические! – сказал Святейший Патриарх, обращаясь не только к участникам Чтений, но и ко всем православным людям. – Как сотрясаются порой основы национальной и государственной жизни, свидетелями чего сейчас мы являемся, получая страшные картины из Матери городов Русских – града Киева! Мы должны всегда помнить о том, что является основанием нашего дома, каким бы этот дом ни был – большим или малым, личным или всенародным. Ни войны, ни конфликты, ни внешние, ни внутренние нестроения, ни искушения мира сего не смогли сокрушить здание нашей веры, нашей духовной традиции. И ведь это действительно некое Божие чудо. Какие ещё институции сохранились за почти что 1000-летнюю историю? Мало что сохранилось, а если и сохранилось, то изменилось до неузнаваемости. Церковь же Господа Иисуса Христа, Который вчера, и сегодня, и во веки Тот же, продолжает своё служение. И продолжает не только потому, что благодать Божия присутствует внутри общины веры, но ещё и потому, что люди, движимые верой, привносят в укрепление основ духовной жизни лучшее, что они имеют. Константин МАЙБУРОВ |