ВЕРТОГРАД РУССКИЙ АПРАКОСРазмышления на Евангельские чтения Свет мира12 февраля (Мф. 5, 14-19.) Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить (14-17). Спаситель пришёл не отменить Ветхий закон, прежде полученный через Моисея, но обновить, раскрыть его сокровенный смысл. В отличие от философов, учителей или идеологов всех времён, Господь не призывает предать забвению старые истины. Напротив, обращаясь к убеждённым приверженцам отеческих преданий, Он подчёркивает целостность и преемственность Ветхого и Нового Заветов. Поэтому христианство и называется религией двух Заветов. Христианин взирает на Ветхий Завет, просвещённый спасительным ведением Нового Завета. Моисеев закон понимается им как приуготовление людей к полноте Откровения. Святейший Патриарх Кирилл Нам надо изучить Нагорную проповедь, посмотреть, что Господь от нас требует. А Он требует от нас новой нравственности. Он говорит: «Не нарушить пришёл Я закон, но исполнить» – то есть восполнить, новое содержание туда влить, ещё большее. Влить в мехи новое, молодое вино заповедей Христовых. Тут уже совершенно другие требования: о любви к врагам, например, о прощении обид. И вот если человек исполнит эти требования, исправит свои поступки, слова, мысли и чувства, если он по устроению своей души станет сродни Христу, тогда Господь по Своей милости вселяет в него благодать Божию. Это вселение благодати Божией в человека и есть духовная жизнь. Протоиерей Димитрий Смирнов Человек был призван к совершенной вечной жизни в полной гармонии с окружающим миром. Тот, кто является истинным выразителем Божественного замысла, должен быть светильником, который освещает жизнь других людей. «Свет исходит столько же от лиц, сколько и от их добрых дел, которые им свойственны», – объясняет толкователь Священного Писания Лопухин. Иерей Александр Пальчевский
Встреча15 февраля (Лк. 2, 22-40.) А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа... Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,– и Тебе Самой оружие пройдёт душу,– да откроются помышления многих сердец (22, 25-35). Само Сретение – это встреча человека и Бога. К человеку Бога приносят не ангелы, а люди! Пришла молоденькая мать, и на руках у неё был месячный малыш... И до сих пор ту дорогу, что ведёт к Небу, нам указывают не архангелы и не дивные видения, а человеческое слово и действие. Простые люди, в чьих пересказах Евангелия наше сердце вдруг опознаёт лучик Правды. Но оказывается, что этот способ передачи отнюдь не был случаен. Оказывается, без людей вообще нельзя прийти к Богу. И если Творец не возгнушался стать одним из нас, то, значит, так часто встречающееся желание «чистой духовности» (без людей, без Церкви, без общения с людьми в молитве и таинствах) происходит не от Бога… Протодиакон Андрей Кураев В день Сретения Бог, невидимо пребывающий в храме Своей благодатью, видимо вошёл в него. Закрываются последние пророческие книги. Ветхий Завет уступает место Новому Завету. Так бледнеют и меркнут алмазные звёзды – краса ночного небосвода – в лучах восходящего солнца. Скоро будет разрушен Иерусалимский храм, но от его основания, как молодые побеги от корня, раскинутся по всей земле христианские общины. Архимандрит Рафаил (Карелин) Эти пророческие слова праведного Симеона находили себе подтверждение в течение двадцати истёкших веков. Не только для современников Своих был Он предметом противоречий, но и для людей всех времён и народов. И в наше время Христос лежит одним на падение, а другим на восстание. Куда бы люди ни пошли, они везде непременно встречаются с Ним и, встретившись, или восстают, утверждаясь на Нём, или претыкаются об Него и падают. Архимандрит Кирилл (Павлов) Бытует мнение, что в день Сретения весна встречается с зимой. В этом есть смысл. Пришествие в мир Христа есть не что иное, как духовная весна. Под благодатными лучами Солнца правды должны оживать, воскресать сердца и души людские. А чем был Ветхий Завет, как не зимой, с холодной отдалённостью от Бога и с тем леденящим зимним законом? В духовном смысле понимания в мир приходит согревающее всякую человеческую душу Солнце, Которое призывает к новой жизни во Христе. Протоиерей Валерий Захаров |