НА ЛАВОЧКЕ В РАМКЕ, ЗА СТЕКЛОМ?Только успели мы разобрать вещи, приехав к родителям в Армавир, брат мужа спросил: «Ну что, в горы-то поедем?» Мы с мужем и детьми переглянулись, как бы с сомнением оценивая собственные возможности. Вспомнился прошлый выезд в горы: тогда мы в темпе allegro карабкались по лесистым склонам, заглядывали в ущелья, протискивались в каменную нору, ведущую к подземному озеру, подставляли разгорячённые спины водопаду, ловили юрких ящерок... Кажется, тех впечатлений хватит на годы, да и не относимся мы к любителям экстремального туризма. Но когда оказалось, что поездка предстоит в Архыз, сразу решили ехать. Увидеть самые древние в России христианские храмы и знаменитый наскальный лик Спасителя (о нём мы рассказывали в заметке Явленные лики, № 501, октябрь 2005 г.) – разве можно от этого отказаться! Помню, как несколько лет назад взволновал меня сюжет по телевидению: высоко в горах Кавказа, в труднодоступном месте, два брата-охотника случайно обнаружили образ Христа, написанный на скале. Потом я прочла, что лик открывался людям и во время Первой мировой войны, а вскоре снова «скрылся». И вот мы поднимаемся к нему сами. 588 металлических ступенек – оказывается, до чего трудно их преодолеть! Даже двадцатилетний парень рядом тяжело отдувается. Надо сказать, народу очень много – настоящее паломничество! Лестницу построили два года назад, а раньше взбирались на высоту 150 метров по тропе, цепляясь за кусты и уступы камней. И как только люди это делали? Отваживались, конечно, далеко не столь многие. Наконец мы у цели. Лестница ведёт не к самому образу, заканчивается метрах в десяти до него, так что приложиться к лику Христа нет возможности. Можно только взирать на него снизу. Зачем-то образ обозначен неуместной тут рамкой со стеклом – наверно, для того, чтобы легко было сразу разглядеть его на скале.
А выходит-то наоборот... «Легко» и «сразу» – эти понятия как раз и разлучают нас с Христом. На этом небольшом пятачке смотровой площадки у святыни человек ведёт себя как нетерпеливый и самоуверенный турист: щёлкает фотоаппаратом, читает развешанную на стендах информацию, отдыхает на лавочках, громко обмениваясь впечатлениями с соседом: «А вам как кажется, действительно это десятый век?» Должно быть, раньше, когда не было лестницы, даже туристы становились паломниками: карабкаться по рискованному подъёму и потом встретиться с ликом Христа близко-близко, держась за выступ скалы, ощутить кожей теплоту, шершавость камня – наверно, это было действительно чудесной встречей. Блага цивилизации и паломников превращают в «немножко туристов», неизбежно отнимают у человека эту выстраданную встречу с Ним. Говорят, если проследить за спокойным и строгим взглядом Спасителя, окажется, что Он смотрит на Ильинский храм вдали. Именно там в глубокой древности принимали крещение аланы – героический и славный народ, почти полностью истреблённый завоевателем Тимуром. Уцелевших мы знаем под именем осетин – это единственный народ Северного Кавказа, сумевший сохранить свою правоаславную веру.. А ещё говорят, что на противоположном склоне этой горы, как раз напротив лика Христа, есть образ Богородицы, только он скрыт от людей. Может быть, это и хорошо. Пусть хоть там и в других сокровенных местах Кавказских гор живёт благоговейная тишина. Елена ГРИГОРЯН | |