ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

Нет веры – нет чуда

11 октября

Лк. 5, 17-26

Принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошёл в дом свой, славя Бога (18-25).

Первое условие благодетельного вмешательства Божией силы в человеческую жизнь – наличие веры в среде, на которую простирается Божие вмешательство. Есть вера для достойного и целесообразного восприятия Божией силы – Господь совершает чудо, нет веры – нет чуда.

Ведь если человек не имеет веры и, значит, не может воспринять Божией силы, то её действие будет или механическим и как бы насилующим свободную волю человека, или же оно будет бесцельное и как бы растворится в пространстве. То и другое совсем недостойно Божией силы как Высшей разумной стихии. Потому и сказано: «Не мечите бисера», и другой раз: «Он (Господь) не сотворил (не мог сотворить) там чудо за неверие их (окружающих)».

Священномученик епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев)

Церковь – единое тело. Как у каждого члена тела своё назначение, свои возможности, так и все мы в Церкви «по данной нам благодати, имеем различные дарования». Есть дар служения. Есть дар учения, способность убедительно передавать истины веры. Есть дар начальствовать, со властию управлять людьми, и тут нужно «усердие»…

И если в человеческом теле всё исправно действует и взаимодействует, то заболевший член быстро поправляется. Так и люди, соединённые в Боге любовью, имеют безграничные возможности помогать друг другу. Тут всё зависит от всех.

«Видя Иисус веру их, сказал расслабленному» сначала: «Прощаются тебе грехи твои», а потом: «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой». Подчеркнём: не его веру увидел Господь, а «веру их» и именно по их вере исцелил его. Вот – сила единения людей, сила их согласованных действий, сила их дерзновенной веры в Иисуса Христа и любви к своему больному другу. Вот что значит – прийти ко Христу.

Господь исцелил расслабленного, принесённого на одре, и попутно напомнил, как важно собираться и молиться вместе и друг за друга, поддерживать и помогать друг другу. Ведь и расслабленного Господь исцелил, «видя веру» всех, кто потрудился ради него.

Протоиерей Вячеслав Резников

Расслаблен человек был до такой степени, что его принесли на носилках пред Господом. Он даже ничего не сказал, а Христос Спаситель ему сразу говорит: «Прощаются тебе грехи твои».

Можно и даже совершенно необходимо исповедовать перед священником те грехи, о которых резко возопиет наша совесть. Но тут встаёт одно препятствие – мы плохо знаем собственные грехи. Сокрушение о грехах – вот главное чувство кающегося человека. Батюшки в этом нам помогают. Они на исповеди рассказывают о том, какие бывают грехи.

Такое состояние души, какое было у расслабленного, не имевшего никаких сил, подобно нашему. Мы очень мало имеем духовных сил. Если мы себя как бы положим пред лицом Господа и будем от Него ожидать этого очистительного слова «прощаются тебе грехи твои», то душа наша исцелится.

Митрополит Иоанн (Вендланд)

Что легче? Сказать расслабленному: «прощаются тебе твои грехи»? Или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи»? (Мк., 2, 9).

Я могу подтвердить. Приходишь к больному, говоришь: «Так, ну всё, вставай. Так, температуру откладываем, всё откладываем. Давай пляши». Он лежит, не может встать – не помогает. А сказать на исповеди, накрыв епитрахилью, «прощаю и разрешаю все твои грехи», вообще ничего не стоит. Даже языком можно не шевелить, я это мысленно произношу. Ну, прощаю, разрешаю. А Бог и не прощает, и не разрешает – с чем ты был, пришёл, с тем ты и уходишь. Потому что большинство людей, сколько им ни вдалбливай, головы такие чугунные – они же не понимают, что нужен ещё один элемент. Спасение по-гречески – «синергия», это сочетание двух энергий, божественной и человеческой. А где твоя энергия? Что ты сделал для того, чтобы не грешить? Ничего. «У меня не получается», «я не знаю как», «как мне бороться?» и так далее, и так далее. Хоть говори, хоть не говори – совершенно бесполезно.

Должно быть покаяние. Если есть покаяние, тогда благодать придёт. Если нет покаяния – да можешь обчитаться этих молитв, можешь не только руки возложить, но и ноги и вообще лечь на него, придавить всеми ста тридцатью килограммами своей души. Что от этого будет? Ничего.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга