11 | Держава, Царь, политика |
СУДЬБА ПРЕСТОЛА - СУДЬБА РОССИИ: СУД ИСТОРИИ ИЛИ ПОКАЯНИЕ?
Так уж получается, что в любом вопросе, имеющем отношение к канонизации Царской Семьи, возникают не просто споры, а настоящие конфликты. Не избежал этого и вопрос о подлинности останков.
Ему было посвящено заседание Священного Синода в Троицко-Сергиевой лавре под председательством Патриарха Алексия II. Вот уже несколько лет специальная комиссия занимается исследованием: принадлежат ли останки, найденные под Екатеринбургом, царственным мученикам -
но определенного ответа так пока и не получено. Священный Синод решил создать новую комиссию, международную, в которую войдут независимые эксперты по криминологии, антропологии, медицине. Ведь речь идет о возможности того, что в руках ученых сейчас находятся мощи святых.Идет жаркая полемика и вокруг самого факта возможности канонизации. Сегодня мы публикуем еще два письма на эту тему.
* * *
Здравствуйте, уважаемые сотрудники газеты “Вера”!
Написать вам меня побудила не раз поднимаемая на страницах газеты тема перезахоронения останков русского императора Николая II и его семьи в Петропавловском соборе С.-Петербурга. Как гражданин и христианин, я хочу высказать свою точку зрения по этому вопросу и думаю, что она будет близка мнению многих других. По тональности ваших публикаций и по тем аргументам, которые вы приводите, можно сделать вывод, что вы полностью разделяете это решение Патриарха и Священного Синода. Я также полностью одобряю мысль о перезахоронении останков императорской семьи с воздаянием им царских почестей, ибо сказано: “Богу Богово, кесарю кесарево” - но, конечно, при условии их полной и несомненной идентификации, что весьма проблематично через столь продолжительное время. Не могу не согласиться, что тот образ императора Николая II, который
сформировала в умах наших людей советская пропаганда, не соответствует действительности. Цель этой пропаганды теперь всем очевидна: дискредитировать самодержавную власть (монархию вообще) в глазах народа, представить ее недееспособной, отжившей формой государственного устройства, являющейся тормозом для общественного развития.Николай II, без всяких сомнений, был незаурядной личностью, был он и хорошим государем. Единственное, в чем его можно упрекнуть, так это в недостаточной твердости при управлении таким государством, как Россия, в котором народ всегда мечтал не о свободе, а о воле.
Что же касается причисления царской семьи к лику святых, то здесь возникают сомнения по поводу такого решения иерархами Церкви. Я лично считаю его неправильным и хочу привести свои доводы.
Причислить членов венценосной семьи к лику святых только за то, что они приняли мученическую смерть от рук преступной власти? Но они не были мучениками за веру, у них не требовали отречения от веры: их расстреляли не за то, что они были христианами, а потому, что они представляли собой угрозу для той власти. За годы ее правления, особенно в первые десятилетия, тысячи священнослужителей приняли мученическую смерть только за то, что исповедовали Христа. Многие были подвергнуты истязаниям, но не отреклись от веры. Все они были мучениками за Христа, но лишь единицы из них (а может быть и никто - точно не знаю) причислены к лику святых, хотя по своим заслугам перед церковью, по своему духовному росту, по благодати в них Духа Святого, они, несомненно, стоят неизмеримо выше любого из венценосной семьи.
Что же касается императора Николая II, то он не может быть причислен к лику святых еще и потому, что не исполнил до конца свой долг перед Богом и, как отец нации, перед народом. Власть ему была вручена Самим Богом. В Евангелии сказано, что каждый должен пребывать в том звании, в котором призван, и достойно исполнять свое служение. Николай II должен был мужественно нести свой крест Российского императора и не имел нравственного права отрекаться от престола в столь тяжелое для России время. Вспомним слова Иисуса Христа: “Кто не берет креста своего и следует за мною, тот не достоин Меня”. Николай II взял свой крест, последовал за Христом, но не смог донести его до конца. С креста не сходят, с креста снимают. Поэтому только смерть могла освободить от помазаннического служения.
Радея о безопасности и благополучии своей державы и руководствуясь своим законным правом на верховную власть, Николай II обязан был решительно подавить антиправительственный мятеж, тем более - в условиях военного времени. Только такие действия могли спасти Россию от катастрофы, но государем ничего не было предпринято. Во всех его действиях в то время просматриваются полная беспомощность, какая-то обреченность и упадок духа, парализовавшие его волю к решительным действиям. Можно ли все это объяснить предательством со стороны генералов и его окружения? В своем дневнике после отречения Николай II писал: “Кругом измена и трусость и обман”. (Да и как иначе можно было расценивать телеграммы командующих фронтами, которые, выражая свои верноподданнические чувства, в то же время советовали государю, полагая это единственным средством выхода из кризиса, отречься от престола.) Однако далеко не все изменили царю, и еще было на кого опереться в наведении законности и порядка, нужно было лишь принять решительные меры. Но - не были отстранены командующие фронтами, не были посланы в Петербург на подавление мятежа казачьи части, как более верные присяге и трону. В той обстановке подавление мятежа и наведение порядка и спокойствия в столице было бы целесообразней возглавить самому императору. Вместо этого Николай II, вполне осознавая измену со стороны генералов, министров, думских депутатов, своего окружения, поддался их уговорам и дал себя убедить в катастрофичности и безвыходности положения, изменить которое может лишь отречение от престола. Он отрекся в пользу своего брата Великого князя Михаила, который пользовался популярностью в войсках. Вероятно, этим Россия и могла бы быть спасена от кровавой бойни гражданской войны, но и тут Николай II проявил недальновидность, не согласовав предварительно своего решения с Михаилом. В результате, испугавшись бремени ответственности, тот тоже отрекся от престола, и, таким образом, династия Романовых добровольно самоустранилась от вверенной ей верховной власти, оставив ее тем, кто хотел использовать ее для своих безумных идей и личных амбиций.
Николай II не сумел познать воли Божией, которая предписывала ему до конца выполнять свой долг помазанника. Что ж, Бог ему судья; кому много дано, с того много и спросится. Если бы Николай II смотрел на жизнь и на свое служение, к которому был призван Господом, с позиции христианского мировоззрения, то того, что случилось, можно было избежать.
Думаю, многие верующие разделяют мою точку зрения, что канонизация Николая II и членов его семьи будет необоснованной. Правда, по телевизору я уже видел иконы, изображающие царскую семью в образах святых. Разве они уже канонизированы? Если да, то когда это случилось? Если еще нет, то этого не должно случиться.
С уважением и любовью раб Божий Николай.
Письмо второе.
2 (15) марта 1917 г. - роковой день в истории России. Император Николай II отрекается от престола. С этого момента и до сих пор наша страна остается игралищем демонических страстей.
В понятии “демократия” (народовластие) таится обман. Народ не может быть субъектом власти, “несть власть, аще не от Бога” (Рим.13,1). Но власть от Бога можно как бы разделить на два состояния: в первом она реализуется через Помазанника Божьего, во втором - за грехи наши Господь снимает Свой защитный покров и лишает государство монарха. 2 (15) марта чаша терпения Господа перелилась через край, и русский народ за свои беззакония был отдан во власть стихий.
Самодержавное правление - это не столько форма государственного устройства, сколько мистическая связь между царем и народом, основанная на вере и любви. Обретение монархического правосознания - это воцерковление. Но - темнеет народное сердце, изменяет вере и любви - и самодержавие, действительно, становится формой и обрекается на гибель. “Кругом измена и трусость и обман...” - пишет в своем дневнике Николай II.
Отрекаясь, Он “ушел “не хлопнув дверью”, а с величием Царя, с молитвой христианина, с мудростью правителя и с волей героя духа. С всепрощающей любовью к Родине сделал Он все, чтобы облегчить ближайшие последствия отречения” (Н.Тихменев). Общеизвестны его слова: “Если России нужна искупительная жертва, я буду этой жертвой.”
“Поздно гадать о том, мог ли Государь не отречься. При той позиции, которой держались ген. Рузский и ген. Алексеев, возможность с о п р о т и в л е н и я исключалась: приказы Государя не передавались, телеграммы верноподданных Ему не сообщались. Больше того, об отречении могли объявить помимо Государя: объявил же (9
.XI.1918) принц Макс Баденский об отречении германского императора, когда Вильгельм II вовсе не отрекался!” (С.Ольденбург).Думается, важно отметить и такое наблюдение: чем успешнее Царь вел свою государственную деятельность, тем громче раздавались голоса его врагов. “Ведется организованная клеветническая кампания, призванная дискредитировать Его. Темные разрушительные силы не гнушаются ничем, в ход идут самые подлые, самые грязные, самые нелепые обвинения. Всё большая часть образованного общества России отторгается от российских традиций и идеалов и принимает сторону этих разрушительных сил. Царь Николай II и эта разрушительная часть образованного общества живут как бы в разных мирах. Император - в духовном мире коренной России, его противники - в мире ее отрицания... Строго говоря, это была не революция, а борьба людей, лишенных русского национального сознания, против национальной России. В этой борьбе русский царь должен был погибнуть первым” (О.Платонов).
Добавим, что борьба против национальной России - это борьба против России Православной. “Подрывная работа финансировалась и поддерживалась не только внешним врагом - Германией, не только нейтральными странами, правящие круги которых враждебны Православному Русскому Царству (например, в Конгрессе Соединенных Штатов слышались речи, что их страна не может выступить на стороне союзников, так как ей не приличествует быть в союзе с императорской Россией. Она вступила в войну лишь после революции в России, когда власть захватило масонское Временное Правительство, и когда выяснилась полная небоеспособность России “свободной”, и надо было заполнить образовавшийся пробел в расстановке сил. А тем временем американские еврейские финансисты во главе с крупнейшим банкиром Яковом Шиффом расходовали колоссальные средства на подрывную работу. Впоследствии именно этот Шифф передал Янкелю Свердлову приказ свыше о расстреле всей Царской Семьи - см. Р.Уитон “Последние дни Романовых”), - но и некоторыми нашими собственными союзниками. Это предательство, которого благородный Русский император не мог предполагать, объясняется не только тем, что в то время, в предвидении близкой победы, уже обсуждались планы предстоящей мирной конференции и союзники не хотели допустить Россию к участию в разделе плодов одержанной победы. Их главной целью было свержение традиционного самодержавного государственного строя России. Все, конечно, понимали, что крушение Императорской России надолго задержит окончание страшной мировой войны - и, действительно, война затянулась еще на полтора года, что принесло народам воюющих стран новые бедствия, но для руководителей мировых закулисных сил это было безразлично, и они добились, наконец, осуществления своей заветной цели - уничтожения Православного Российского Государства” (Е.Алферьев).
Даже У.Черчилль в книге “Мировой кризис.1916 - 18” вынужден признать: “В марте Царь был на престоле, Российская империя и русская армия держались, фронт был обеспечен и победа бесспорна... Тот строй, который в Нем (в Николае II. - А.П.) воплощался, которым Он руководил, которому Своими личными свойствами Он придавал жизненную искру - к этому моменту выиграл битву для России.”
Сегодня мы снова пытаемся воплощать идеи демократии, раз уже приведшие Россию к катастрофическим событиям. Идеи, которые означают лишь власть количества над качеством, власть толпы, умело управляемой из-за кулис, над народными идеалами - когда Истину и справедливость определяет арифметическое большинство. Любой президент ведет страну по путям закона человеческого, то есть путем раздоров и столкновения интересов, путем безблагодатным. Только Помазанник Божий, Царь может повести народ по путям закона Божьего.
“Дай, Господи, нашему дорогому Отечеству, потрясенному бедами и злодействами, возродиться во Христе, под мудрым управлением Помазанника Божия, самодержавного царя, и при святом руководстве Православной Церкви, да так, чтобы каждый русский мог всегда сказать: “Теперь уже не живу я, но живет во мне Христос.” Вот тогда и воцарятся на нашей родине правда и счастье” (о.Митрофан Сребрянский).
Царственный мученик Николай, моли Бога о нас.
А.П.
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
Два этих письма были написаны независимо друг от друга. И поэтому часть вопросов, заданных нашим читателем Николаем, не нашли ответа в тезисах А. П., которые здесь можно было бы дополнить. В чем главные претензии, высказанные автором первого из писем? Он в категорической форме утверждает, что Царя нельзя канонизировать, так как вместо того, чтобы подавить мятеж, Николай II отрекся от престола. Но не уподобляется ли автор здесь ученику Христа Петру, который во время ареста Спасителя отсек ухо одному из стражников.
Бывают ситуации в жизни, когда насилием уже ничего решить невозможно. Да, Христос мог избежать ареста. Но не для того пришел Он на землю, чтобы спасать нас насильно и бегать от смерти при помощи сверхъестественных методов. Да, Николай II наверное мог бы, пролив реки крови, остановить революцию, по крайней мере на время. Но что дальше? Последовало бы за этим преображение народа? Конечно, нет.
И, следуя примеру Спасителя, Царь-мученик использует другой способ для вразумления - отдать себя в руки убийц и жертвенной смертью, прощением врагов своих напомнить несчастному народу нашему о заповедях Христовых.
Что же касается права отречения от престола, то здесь приходится напомнить, что Богом не народ даруется монарху, а монарх народу. И, если народ от этого дара отрекается, то Царь не может далее удерживать трон за собою силой. Завет расторгнут. Вспомним, что в 1905-07 гг. Николай II решительно подавил революцию. Потому что не народ от него тогда отказался, а лишь часть нации. В 1917 г. ситуация изменилась в корне. Даже священноначалие Русской Церкви в массе своей отнеслось к свержению Царя равнодушно или даже одобрительно. Что к этому добавить?
Не совсем понятны и упреки автора письма в том, что Государь отрекся от помазанничества. Помазанничество - понятие не юридическое. Отказ от него возможен только в одном случае, если происходит отречение от Бога. Но даже враги Государя не могут его в этом упрекнуть. Царь и оставался Царем - Помазанником - вплоть до последнего мгновения своей жизни, исполняя свой долг перед Богом и людьми.
В заключение отвечаем также на вопрос о том, почему уже сейчас широко распространены иконы Царя-мученика. Николай II канонизирован Русской Зарубежной Православной Церковью, Сербской Церковью, является местнопочитаемым святым в ряде епархий России. Независимо от возможности его канонизации Московской Патриархией, он уже сегодня является православным святым.