13 

   Держава, Царь, политика


О КАНОНИЗАЦИИ ЦАРЯ-МУЧЕНИКА

На ближайшем Поместном Соборе Русской Православной Церкви должна состояться канонизация последнего российского императора Николая II и членов его семьи. Материалы по канонизации, куда входят историческое и богословское исследование жизни и деятельности членов царской семьи, проект Деяния Собора и проект Жития венценосных страстотерпцев уже изучены и обсуждены российскими архиереями. Эти материалы в течение четырех лет готовила синодальная комиссия по канонизации. Один из ее членов, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей ГЕОРГИЙ МИТРОФАНОВ рассказал нашему петербургскому корреспонденту Андрею Синицину нам о том, как, собственно, происходит канонизация в современной церкви.

- Отец Георгий, что такое комиссия по канонизации? Каков ее состав?

Полномочия? Разделение функций?

- При Священном синоде существует несколько комиссий, которые разрабатывают те или иные вопросы, имеющие актуальность для жизни церкви. Синодальная Комиссия по канонизации святых представляется наиболее работоспособной и заметной по результатам своей работы, в силу того что многие десятилетия естественный процесс прославления святых был заторможен коммунистической государственной властью. Поэтому сейчас одним из основных вопросов является именно вопрос прославления новомучеников, хотя, конечно, мы изучаем и жизнь, деятельность, творчество, служение церковное других подвижников православного благочестия - 19-го века и других времен.

Принципы деятельности следующие. Комиссия является лишь рабочим органом, она не имеет права выступать с самостоятельными инициативами. В комиссию приходят материалы либо из епархий - когда епархиальный архиерей предлагает материал с целью его изучения с точки зрения возможности канонизации подвижника данной епархии - либо материалы поступают от патриарха или из Священного синода. Получив материал или даже запрос о возможности прославления какого-то подвижника, Комиссия начинает собирать данные о его жизни, служении, выясняет, имеет ли место церковное почитание подвижника, имеют ли место зафиксированные определенным образом чудотворения, бывшие в связи с его почитанием или при его жизни, - потому что основанием для канонизации являются прежде всего чудотворения и всенародное почитание. Собранные материалы поступают на рассмотрение Священного синода. Если, допустим, речь идет о канонизации подвижника как местночтимого святого, то материал может быть направлен непосредственно к патриарху. Потому что для канонизации местночтимого святого необходимо благословение патриарха, для канонизации общецерковной необходимо решение Священного синода, Архиерейского или Поместного соборов. Материал, предлагаемый комиссией, может включать в себя проект жития подвижника, но последнее слово принадлежит Синоду либо Собору.

Председателем Комиссии является - Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В число членов входят несколько преподавателей Санкт-Петербургской и Московской духовных академий. В основном это историки, есть несколько богословов. Кроме того, Комиссия имеет право приглашать как в число своих членов, так и помощников всех клириков и вообще ученых специалистов - кого сочтет нужным - но постоянными членами Комиссии являются вместе с председателем и секретарем семь священнослужителей.

- Светские ученые и специалисты могут привлекаться к работе в комиссии?

- Да, вот, например, по вопросу о канонизации царской семьи приглашались различные специалисты, в частности, доклад делал старший следователь генпрокуратуры по особо важным делам Соловьев, которому было поручено ведение дела об убийстве царской семьи.

- Работа в комиссии оплачивается как-то?

- Нет. Может быть, в этом есть даже какой-то глубокий смысл. Работа в синодальной комиссии не предполагает какого-либо вознаграждения, вся она осуществляется по благословению священноначалия и совершенно безвозмездно. Это создает атмосферу в Комиссии не обремененную никакими сторонними мыслями. Хотя с другой стороны материалов очень много, работа отнимает много времени и сил, но членов Комиссии вдохновляет то, что они действительно делают одно из самых важных дел в современной церкви, прославляя угодников Божиих.

- Когда образовалась Комиссия?

- В канун 1000-летия крещения Руси, когда появилась возможность начать серию канонизаций святых угодников. Тогда Комиссия начала функционировать на постоянной основе. Традиционно же, в истории русской церкви - комиссии подобного рода собирались по мере необходимости, для канонизации того или иного подвижника. То есть они рассматривали конкретный вопрос, а потом прекращали свою работу. Сейчас приходится порой слышать, что, существуя как постоянный орган, синодальная Комиссия начнет “штамповать” канонизации. На самом-то деле все обстоит совершенно по другому. В течение многих десятилетий наши епархиальные архиереи, наше приходское духовенство не имело опыта в прославлении святых; поэтому сегодня в епархиях редко могут квалифицированно подготовить необходимые материалы. Недавно Синод принял решение о создании епархиальных комиссий по канонизации, но пока этого еще не произошло. Подавляющее большинство епархий в этом направлении не работает. Вопрос о канонизации возникает обычно перед приездом патриарха: вот столько-то церквей открыть к его визиту, да хорошо бы еще канонизовать кого-нибудь. Очень часто материал приходит в синод или патриарху совершенно не подготовленным. Комиссия же объединяет в своих рядах священнослужителей, многие годы занимающихся изучением русской святости, и позволяет довести материалы до необходимого богословско-канонического уровня. Комиссия даже в ряде случаев задерживает те или иные канонизации, если нет соответствующих оснований для прославления святого. Не случайно подготовка материалов к канонизации царской семьи продолжалась четыре года.

- При советской власти канонизовали кого-нибудь?

- Было несколько канонизаций. Святителей Николая Японского, Иннокентия Вениаминова... Очень мало. И Церковь ничего не могла поделать. Не случайно, когда была получена возможность провести канонизацию, то есть в конце 80-х, сразу были прославлены великие подвижники благочестия, почитавшиеся несмотря на запреты, все советское время - Блаженная Ксения Петербургская и Святой Праведный Иоанн Кронштадтский.

- Как определяется день почитания канонизуемого святого?

- Существует довольно древняя традиция, которая предполагает, что память того или иного подвижника благочестия празднуется в день его кончины, что обусловлено представлением о том, что кончина праведника является его рождением для вечного пребывания в горнем мире, когда его святость становится достоянием всей Церкви. Канонизация при жизни невозможна. Существует также еще один праздник - день обретения или перенесения мощей.

- А когда день кончины неизвестен?

- В таких случаях идет речь о максимально приближенной дате или празднуется обретение мощей.

- Существуют ли случаи массовой канонизации?

- Это очень сложный вопрос, зарубежная церковь пошла по пути прославления соборного, безымянного всех тех, кто погиб в результате гонений, развязанных против церкви большевистским режимом. В результате возникли несообразности. Например, был канонизован погибший вместе с царской семьей лакей Алоизий Трупп, который был римо-католиком по вероисповеданию. Была канонизована гоф-лейктриса Шнейдер, сопровождавшая царскую семью и тоже погибшая, которая была лютеранкой. Самая главная проблема же заключается в том, что в 20-30-е годы погибло большое число священнослужителей, и об обстоятельствах смерти многих из них мы знаем пока еще очень мало. Поэтому сейчас, когда открываются архивы бывших советских спецслужб, у нас есть возможность выяснить эти обстоятельства смерти. Ведь бывали нередко случаи, когда в застенках НКВД погибали представители обновленческого духовенства - люди, которые выступили как активные раскольники, враги Церкви, и канонизация которых только за то, что они погибли от рук НКВД, невозможна. Кроме того не порвавшие формально Патриаршей Церковью священнослужители могли выступать, например, в качестве секретных осведомителей, они принесли немало вреда Церкви, обременили свои души немалым количеством грехов. Устанавливать такого рода факты тоже необходимо. Нельзя сказать, что таких случаев обнаружено очень много, но они были. И здесь необходимо строгое отношение к изучению обстоятельств гибели того или иного священнослужителя. И, наконец, традиции не только Русской Православной Церкви, но и других православных церквей соответствует поименное прославление святых, а случаи массовых безымянных канонизаций были крайне редки. У нас сейчас есть возможность знакомиться с материалами и делать какие-то выводы.

Возьмем, например, состоявшуюся на недавнем Архиерейском соборе канонизацию священномучеников - митрополита Петра Полянского, митрополита Серафима Чичагова и архиепископа Фаддея Успенского - все они погибли в 37 году, безусловно как священномученики, до последнего момента храня верность Христу и Церкви. Все факты связанные с их прославлением были установлены нами с такой точностью, материалы обоснованы столь хорошо и духовно и научно, что будущим исследователям и сегодняшним противникам этих прославлений не оставлено, практически, места для серьезной критики. Это очень важный момент. Сомнения в канонизации того или иного святого наносят большой ущерб Церкви. Задача нашей Комиссии дать на эти сомнения полноценный ответ.

- Может ли сейчас произойти канонизация подвижника, жившего давно - в 15, например, веке?

- Ну, нечто подобное уже имело место в связи с канонизацией родителей Преподобного Сергия Радонежского, которая произошла относительно недавно, Дмитрия Донского. Но по опыту своей работы в комиссии я могу сказать, что последние годы главное внимание мы уделяли подвижникам благочестия 19-20 века. Потому что потребность именно в их прославлении сейчас наиболее велика.

- Какие святые почитаются одновременно разными церквами - католической, РПЦ, зарубежной? Может ли произойти новая канонизация “общего” святого?

- Мы почитаем тех святых Римо-Католической Церкви, которые жили и несли свое служение до 11 века - до момента разделения церквей. После отделения римо-католиков вопрос о признании святости тех, кто канонизован римо-католической церковью, в православной церкви никогда не ставился. Случаев таких нет, хотя мы конечно же не исключаем наличия у римо-католиков подвижников благочестия. Но в соответствии с существующими церковными канонами почитать подвижников благочестия римо-католической церкви, находящейся в разделении с православной, нет никаких возможностей...

- А зарубежники? Существует ли взаимное влияние при канонизации?

- Та канонизация подвижников 20 века, которая проведена зарубежной церковью, вызывает, конечно, неоднозначное впечатление у нас. Безусловно, канонизация Блаженной Ксении Петербургской и Святого Праведного Иоанна Кронштадтского кажется вполне приемлемой, точно так же, как тропари, кондаки, написанные в память этих подвижников. Замечательна служба Всем Святым Новомученикам, которая составлена в зарубежной церкви. Но принцип соборной канонизации привел их к определенным проблемам, о которых я уже говорил.

- Какова мистическая основа деятельности комиссии? Всего процесса канонизации?

- То, что основанием для возбуждения вопроса о канонизации является свидетельство чудотворений, имевших место при жизни подвижника или после его смерти, уже говорит о том, что в основу канонизации полагается явление, трудно поддающееся какой-то фальсификации. Действительно, обращаясь к чуду, к мистическому явлению, Церковь полагается на те указания, которые как бы сам Господь дает нам - христианам, живущим на земле. Впрочем, при канонизации святых имеют место исключения следующего характера: если речь идет о гибели мученика, то есть человека, погибшего за исповедание православной веры. Если это мученичество доказано, то наличие чудотворений и всенародного почитания для прославления этого угодника необязательно. Они могут быть или не быть, но факт мученичества дает основания для канонизации. Мученичество - это единственный тип благочестия, канонизации представителей которого могут не предшествовать всенародное почитание и чудотворения.

- Что сейчас можно сказать о канонизации царской семьи?

- Вопрос об этом был впервые поставлен на Архиерейском соборе в апреле 1992 года. С этого времени синодальная комиссия начала свою работу и завершила ее совсем недавно, в начале осени 1996 года. После того как митрополит Ювеналий 10 октября 1996 года сделал доклад на заседании Священного синода, синодом было принято решение, цитирую: “исходя из особой важности этой темы, считать, что решение о канонизации царской семьи должно быть принято Поместным собором РПЦ. Поручить преосвященному митрополиту Ювеналию представить очередному Архиерейскому собору результаты работы комиссии по вопросу о канонизации царской семьи.” Что и было сделано. В докладе митрополита Ювеналия изложена точка зрения комиссии на решающие основания для канонизации царской семьи в качестве страстотерпцев - такой особый для русской государевой святости тип благочестия явила царская семья. И если Богу будет угодно, чтобы канонизация состоялась на Поместном соборе, то житие, проект которого составлен синодальной комиссией, будет уже опубликовано для широкого круга членов церкви.

Учитывая то, что наше общество сейчас секуляризовано, что даже у некоторых православных людей канонизация царской семьи может вызывать определенные вопросы, некоторые наиболее сложные моменты жизни царской семьи изучались специально. Такие, как мера ответственности царской семьи за события 9 января 1905 года, значение для духовной жизни царской семьи Григория Распутина, значение отречения императора Николая II. Но главное внимание комиссия обращала на последний год жизни членов царской семьи, когда действительно была явлена всей Церкви удивительная страница их жизни, ознаменованная их осознанной, молитвенно-вдохновенной подготовкой к тому страстотерпческому концу, которому суждено было быть. Святые по учению православной церкви не безгрешны, и святым того или иного христианина делает то, что в его жизни есть такие деяния, такие духовные устремления, которые превосходят его человеческую немощь, слабость и грехи. Поэтому Комиссия, давая достаточно объективную оценку жизни и деятельности царской семьи, главное внимание уделяла именно исследованию обстоятельств их страстотерпческой кончины. И здесь поражает удивительное созвучие со всей традицией русской святости. Не следует забывать, что первыми русскими святыми государями, признанными православным миром, стали святые Борис и Глеб - юноша и отрок. Юноша, который, будучи преемником Святого Князя Владимира, имея в своем распоряжении дружину, предпочел не сражаться с узурпатором Святополком, а отдаться в его руки и принять смерть. Страна была ввергнута в междоусобицу, и князь Ярослав Мудрый лишь через несколько лет положил ей конец, победив Святополка. Но замечательно то, что прославлен он так и не был. А князь Борис был прославлен, и святость его была признана уже в 11 веке. С этого подвига страстотерпчества, неизвестного до того православным церквям, - то есть с христианским смирением принятой безвинной кончины - начинается святость русских государей. И значительная часть русских государей, прославленных как святых и принявших насильственную смерть, были именно страстотерпцами. Святой Михаил Черниговский, Святой Михаил Тверской...

Четырехлетняя работа сопровождалась подчас очень серьезным давлением со стороны разных церковно-политических и просто политических сил. Именно потому что к вопросу канонизации в нашем обществе привыкли подходить с точки зрения какого-то политического прагматизма, комиссию либо обвиняли в том, что она исполняет политический заказ каких-то национал-патриотических сил, что ни о какой канонизации и речи быть не может. С другой стороны комиссию обвиняли в том, что она недостаточно глубоко изучает вопрос, что говоря о канонизации царской семьи в качестве страстотерпцев, комиссия не делает главного - она не подчеркивает того, что вся жизнь и деятельность государя была идеальной, что убийство имело ритуальный характер, что смерть его должна рассматриваться исключительно как мученическая, а не как страстотерпческая. Поэтому столь неспешная работа комиссии над канонизацией царской семьи была нужна для того, чтобы серьезно обосновать прославление с точки зрения традиций Православной Церкви. Прославление царской семьи слишком ответственный шаг, и необходимо, что эта канонизация стала не поводом для расколов, а основанием для покаяния за тот тяжкий грех, который лежит на всех нас, за все кровавые события, которые произошли в России в двадцатом веке.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera