16 

   Держава, Царь, политика


О ПРОТИВНИКАХ ПРОСЛАВЛЕНИЯ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ

Впервые сообщение о том, что Комиссия по канонизации завершила рассмотрение вопроса о прославлении Царской Семьи, митрополит Ювеналий сделал на открытии IV Международной конференции Памяти протоиерея Александра Меня. Собрание это носило отчетливо выраженный прокатолический характер. Большинство его участников можно отнести к противникам почитания Царя-мученика.

Митрополит Ювеналий попросил собравшихся поддержать его позицию в вопросе о канонизации в средствах массовой информации и завершил свое выступление словами: Господь связал мою судьбу с вами, и я должен был сказать вам это. Но в следующие дни в программах опять-таки прокатолического Христианского церковно-общественного радиоканала участники конференции энергично принялись поливать Государя грязью, объяснять своим слушателям, что Государя-мученика почитают только церковные маргиналы, что канонизация Николая Кровавого (выражение некоего игумена Иннокентия Павлова) приведет к расколу Русской Православной Церкви и т.п.

Что касается маргиналов, это ложь. Абсолютное большинство представителей православной интеллигенции к канонизации Царя относится либо положительно, либо лояльно. Что до раскола - то уход сотни либералов вряд ли станет для Русской Церкви невосполнимой утратой. Все это несерьезно, и говорить здесь было бы не о чем, если бы случившееся не было следствием просьбы митрополита Ювеналия о поддержке.

Может, Владыка о другом просил, о том, например, что нужно смириться с канонизацией, как с делом уже решенным? Как бы там ни было, не слишком доброжелательное отношение к канонизации Царской Семьи со стороны некоторых видных людей нашей церкви имеет свое объяснение. Триста с лишним лет, со времен раскола, государство оказывало на Церковь большое давление. Настоящий террор, развязанный против архиереев и монашества в 18-м веке, мучительная опека в 19-м привели к тому, что в 20-м веке священноначалие Русской Церкви совершило жестокую ошибку. Фактически поддержав Февральскую революцию, оно поставило себя в один ряд с теми, кто распахнул врата Святой Руси для большевиков.

Вину свою участники Поместного Собора 17-го г., на котором было признано Временное правительство (а некоторыми даже и поддержано), искупили кровью. А в тот день, когда в Москве было получено известие о расстреле Государя, Патриарх Тихон в своем взволнованном слове решительно отверг обвинения и упреки, которые делали Николаю II его современники. Святитель фактически заложил основы для будущего прославления Государя. Но... комплекс страха и неприязни по отношению к монархии почему-то в наши дни возродился. Пусть и не в полном объеме, а в качестве некоего отрицательного движения души.

О причинах неприязни к памяти царя со стороны христиан-демократов много говорить не стоит. Здесь сплошная политика и никаких признаков православия. К числу противников канонизации можно отнести и ту часть народа, которая с личностью царя знакома только по советским учебникам. Главное противодействие конечно же было и будет исходить со стороны тех, кто не желает смириться с ошибочностью позиции Собора 17-го года и пересмотреть те положения, которые к этой позиции привели. Следует заметить, что в этом мы не одиноки. Зарубежная Церковь канонизировала Государя лишь в начале 80-х годов, несмотря на горячее почитание памяти Царя в среде русской эмиграции. Так что понять противников канонизации можно. Но можно ли принять их точку зрения? Патриарх Алексий II, судя по последним событиям, так не считает. Благодать сана и глубокая вера не раз уже ставили Святейшего выше политических расчетов. Так, думается, произойдет и на этот раз.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera