9 

   Держава, Царь, политика


МОИ КОРНИ

“... Боже, сколько в жизни путей тернистых”.

Г.Распутин.

Совсем недавно мне, жителю Ухты, но уроженцу г.Тюмени, пришлось прочесть в одной газете скупую историческую статью о Григории Распутине, как потомке выходцев из краев Коми. Ибо многочисленные писатели, историки, исследователи довольно длительный срок однозначно утверждали доверчивому читателю, что семья Вилкиных получила за свою “аморальность” и “скандальность” прозвище Распутиных, ставшее фамилией, и она якобы переселилась из Вольского уезда Саратовской губернии в Тюменский уезд Тобольской губернии. Надо отметить, что в государственном архиве Тюменской области (ГАТО) в 1991 году были обнаружены документальные материалы (метрические и ревизские сказки слободы Покровской) опровергающие эти факты, ибо фамилия Распутин в Покровском довольно широко распространенная. Мой интерес к Григорию Распутину вызван тем, что мой отец Паршуков Иван Филиппович 1912 г. рождения, не вернувшийся с полей Отечественной войны, является коренным уроженцем сибирского села Усалка, соседнего с Покровским, где родился и вырос Распутин.

Следует заметить, что Усалка, некогда крупное и зажиточное Сибирское село, находилось по Тобольскому тракту восточнее Покровского на 10 верст. Недалеко протекала судоходная река Тобол. (В этом районе река Тура, на которой стоит Покровское, впадает в реку Тобол). Крестьяне занимались хлебопашеством, извозом, рыбной ловлей. Но главное, что в Усалке под фамилией Паршуковых жило достаточно много селян, связанных родством.

Семейные предания донесли, что мои предки Паршуковы были из переселенцев-зырян. Не трудно понять, что Паршуковы переселились в Сибирь целым корнем (семейно-родственной группой). И не удивительно. Ибо интенсивное заселение просторов Сибири с Коми земли началось еще со времен атамана Ермака, где достойными проводниками-вожами у него были лучшие следопыты и охотники-зыряне. В одном из списков сибирской летописей сохранилось даже предание о том, что среди проводников отряда Ермака в земли сибирского “салтана” Кучума был некий Угрин.

Отечество помнит открытие последних крупных рек северо-восточной Азии - Алазеи и Колымы отрядами коми землепроходцев и мореходов Дмитрия Зыряна и Федора Чукичева. Чтит память путешественника-исследователя Х1Х века, переселившегося в Восточную Сибирь, коми В.Латкина. В процессе завоевания русскими Сибири, многие зыряне вливались в служивые люди государевой службы, охраняя границы, воздвигая остроги и крепости, обживая Сбирь, оседали на бескрайних просторах Сибири и незаметно ассимилировались среди коренного населения. Поэтому коренных сибиряков, утверждающих себя сугубо русскими, но с сугубо с зырянскими фамилиями можно встретить и в Тюменской области, в Красноярском и Алтайском краях, и других местах. А посему автору этих строк давняя и неразрывная связь Коми земли и земли Сибирской еще со времен Ермака видится как взаимоотношение двух родных сестер.

Но возникает вопрос: какая связь между сибирскими фамилиями Распутиных и Паршуковых? А связь давняя. В метрических книгах церкви села Покровского имеет место запись от 21 января 1862 г. о бракосочетании “Покровской слободы крестьянина Якова Васильева Распутина сына Ефима Яковлева, 20 лет, с девицею Анной Васильевной, дочерью деревни Усалки, крестьянина Василия Паршукова, 22 лет”. Речь идет о родителях Григория Ефимовича. Мать моего отца Устинья Паршукова состояла в дальнем родстве с женой Григория Распутина - Парасковьей Федоровной и нередко гостила с малолетней дочкой Матреной в доме Распутиных (самого Григория Ефимовича уже не было в селе). Бабушка Устинья отзывалась о супруге Гргория Распутина как о доброй, но несчастливой женщине. Надо отметить, в крестьянской жизни рода Распутиных и рода моих предков, кроме соседства, много было общего. Одно время отец Ефим Яковлевич и его сын Григорий Распутин служили ямщиками почтовых троек на оживленном тракте Тюмень-Тобольск. Отец моей бабушки Устиньи - зажиточный усальский крестьянин имел много лошадей и держал поверстные (т.е. обеспечивал лошадьми почтовые тройки). Среди семьи Распутиных, мы больше знаем Г.Распутина. До настоящего времени большой армией писателей, историков, исследователей написано большое количество всевозможной литературы о Григории Распутине, что кажется, мы о нем знаем практически все. Но, к сожалению, вся литература страдает односторонней надуманностью. Всевозможные конъюнктурные идеологи и политические причины не позволяли как до революции, так и после следовать писательской братии объективному описанию личности Распутина. До последнего времени никто не удосужился выявить точную его дату рождения. Не подтверждается факт конокрадства. Сам Распутин публично требовал от редактора “Сибирской торговой газеты” А.Крылова, где была напечатана эта информация, доказать правомерность обвинения. Нелепо обвинение в хлыстовстве. Тобольская консистория, рассмотрев это обвинение в 1912 г., не нашла в нем оснований и в последующем считало Григория Распутина-Нового православным христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой.

Личность Распутина многогранна. Она вобрала в себя и трудность пути к Богу, и преодоление соблазна человеческих страстей. Он был единственным ребенком в семье, имел с детства слабое здоровье. Ибо, как сам утверждал, “по ночам мочился, каждую весну по сорок ночей не спал”, мучаясь бессонницей. Медицина не помогала. Рос как и все крестьянские дети. Стал рано работать. “Много в обозах ходил, много ямщичил и рыбу ловил и пашню пахал” - вспоминал он о своей жизни. В юности курил, пил, сквернословил, проказничал, как и все сверстники. “Я был пьяница, табакур, потом покаялся, и вот видите, что из этого вышло”, - признавался Распутин о себе позднее. После 1900 г., по словам дочери его, в его душе произошел перелом: бросил пить, курить и есть мясо. Покинул хозяйство и ушел из дома. Много странствовал пешком (по 40-50 верст в день) по России. Посещал Тобольский, Абалакский, Тюменский, Верхотурский монастыри. Бывал в Иерусалиме, на Афоне, в Киеве, на Белых горах, в Москве и многих других известных местах. Странствия по святым местам, посещение монастырей, встречи с известными и глубоко верующими людьми окончательно привели к молитвенному и благочестивому житию, что и определило весь его жизненный путь. Читал ежедневно Евангелие. Три года носил вериги. Во время посещения Киева местные монахи исцелили его от болезненных напастей. Симеон Праведный (Верхотурский) дал ему силы познать путь истины... Тесно общался с Иоанном Кронштадтским и вел диалог на религиозные темы. Был близок с известным епископом Феофаном, который представил малоизвестного странника великому князю Николаю Николаевичу, а последний ввел старца в Царскую семью. В обществе тюменского старца августейшее семейство забывает о времени. С первых месяцев знакомства с Распутиным, Николай П записывает в дневнике:

“Снова собрались всемером с нашим Другом... И все бы слушать и слушать его без конца”. (Позднее, после смерти Распутина, семья Романовых оказалась невольными паломниками родины Распутина, проезжая со слезами через село Покровское).

После открытия спецфондов многочисленных архивов более объективно вырисовывается его религиозное мировоззрение. В своем дневнике “по Божьему пути” Распутин пишет, что в одной из встреч с монахом из дальнего монастыря, последний увидел в нем посланника от Бога в помощь, во спасение земли русской... Не случайно отмечал в своих воспоминаниях В.М.Руднев, исследовавший “распутинский феномен” в Черезвычайной следственной комиссии Временного правительства, что он “пришел к заключению, что личность Распутина в смысле душевного склада не была так проста, как об этом говорили и писали”. А иеромонах Илиодор (С.М.Туруфанов) в годы дружбы с покровским старцем так отзывается о нем: “Григорий Распутин несомненно имеет пророческий дар или по меньшей мере чистейший ум. Он как ветхозаветный пророк, всегда предугадывает события, говорит о вещах с поразительной ясностью, редко кто может утаить в своем сердце что-нибудь от него”.

Большое влияние старца на царскую семью определялось глубокой религиозностью ее и тяжелой болезнью престолонаследника царской семьи - Алексея. Здоровье последнего, несмотря на бесплодные усилия множества известных придворных медиков, удачно и без особых усилий поддерживал сибирский старец.

“Наследник будет жив, покуда жив я”, - утверждал сибирский старец царской семье. Позднее это выражение расширил: “Моя смерть - будет вашей смертью”. Вот, что повествует дочь Распутина об общении царя с ее отцом: “... Отец упорно доказывал государю, что он должен быть ближе к народу, что царь - отец народа... Государь говорил, что если будет жить, так как хочет мой отец, его убьют мужики. Отец говорил государю, что мужики никогда не убьют царя, а убьет интеллигент. Нередко ссорился с государем из-за “неправды”. Убеждал, что его министры врут ему на каждом шагу и тем ему вредят...” Старец выражал ненависть к малейшим признакам войны. Он предсказал разгром русской армии и флота в русско-японской войне 1904-1905 г.г. Подтвердились его взгляды русской политики на Балканах. Распутин был противником вступления России в 1 мировую войну против Германии, предвидя после большие бедствия для родины и предупреждал царя об этом.

Будучи выходцем из крестьянского сословия, Распутин постоянно радел за свой народ, убеждал царя и царицу обеспечить население хлебом во время войны, широко занимался различной благотворительной деятельностью в различных сферах, как в родных местах, так и в Петербурге. “...Целый день у отца уходил на приемы разных посетителей. К нему обращались очень многие с очень разнообразными просьбами. ... Никогда никому в денежных просьбах не отказывал. Он действительно одной рукой брал, а другой раздавал... Он давал советы, старался помочь духовно, как мог”.

“... Все, что писалось в газетах в революцию про его разврат, - клевета. Отец не знал никаких женщин, кроме мамы, и любил одну ее”, - утверждала дочь Распутина. К слову сказать, одна из приближенных почитательниц старца Анна Вырубова, фрейлина двора императрицы, после смерти старца при медицинском осмотре оказалась непорочной. Из воспоминаний Танеевой (Вырубовой). Она утверждает, что зная его близко, не слышала о многочисленных связях с женщинами, хотя “его постоянно обвиняли в разврате”. Она утверждает: “Странным кажется еще тот факт, что когда после революции начала действовать следственная комиссия, не оказалось ни одной женщины в Петрограде или в России, которая выступила бы с обвинениями против него; сведения черпались из записей “охранников”, которые были приставлены к нему”.

“... Никаких приемов гипнотизма отец в действительности не знал. Его воздействие на людей, вероятно, заключалось в том, что он был черезвычайно силен духовной энергией и верой в Бога. Он замечательно хорошо говорил о Боге, когда бывал пьяный. Как я уже говорила, уходя странствовать, он бросил пить. Но в Петрограде он снова вернулся к вину и пил много. ... Царская семья знала, что он пьет и осуждала за это. Говорили об этом и мы. Всегда для всех у него был один ответ: “Не могу залить того, что будет после”. Мысль его заключалась в том, что он ждал чего-то худого для родины в будущем и хотел потопить в вине свое горькое чувство от сознания нехорошего будущего”.

Но, не взирая на фальсификации, недосказанности, запреты, своего известного земляка издавна помнят и чтут в селе Покровском и соседних селах. Автору этой статьи довелось в суровое послевоенное время летом в 50-м году гостить в Усалке у деда Филиппа Паршукова с бабкой Устиньей. Отчетливо помнятся короткие упоминания сельских мужиков о своем земляке - Григории, но почему-то коротко и глухо. (Позднее понял. Пожилые мужики научены горькими примерами сталинского времени и помнили, что еще недавно за одно неосторожное слово можно угодить далеко и не вернуться...).

Уже в наши дни одна из немногих живых свидетелей тех далеких времен села Покровского крестьянка А.Ф.Моторина (1903 г.р.), которую трудно упрекнуть в пристрастии (в статье “Гришка Распутин, колхозный кумир” в газете “Комсомольская правда” от 15.07.94 г.) тепло вспоминает Григория Распутина. “Григорий Ефимович был свойским человеком. В нашем селе жили его первая жена и сын, и когда он приезжал к нам, то всегда помогал” - повествует она. Хотели у нашей общины отобрать озеро, мужики пошли к Распутину, рассказывали, он нам озеро отхлопотал. Или нужно кому-нибудь жениться, а денег нет, идут к Григорию Ефимовичу, так мол, и так, а тот только спросит: сколько надо? Сто рублей хватит?”.

“Вообще деньги в его жизни не играли роли: если ему давали, он сразу же их раздавал. Семья его после его смерти осталась в полной нищете. “В 1913 году, помню, министр финансов Коковцев, который, как и все, не любил Распутина, предложил ему 200000 рублей с тем, чтобы он уехал из Петрограда и не возвращался. Предложение это обидело Григория Ефимовича. Он ответил, что если “Папа и Мама” хотят, то он, конечно, уедет, но зачем же его покупать”.

А в свое время просмотра в деревне фильма “Агония”, собравшиеся местные старушки единодушно отвергли кинематографическую версию личности Григория Распутина. А после долго еще по вечерам вспоминали, мелко крестясь, подробности событий тех лет; когда они были детьми или совсем молодыми девчонками.

В послевоенные годы о былых Распутинских временах в Покровском напоминали о нем разве только уцелевший его дом да местная церковь. (Разрушенная в 50-е годы). Распутин заботился о своем приходском храме, на который он лично жертвовал 5000 т.руб. и серебряную золоченую утварь церковную.

Окружение царского двора, члены правительства, равно как и ревнивые монархисты (масонское братство) не могли согласиться с проникновением в покои царского двора и коридоры власти влиятельного постороннего человека “сиволапого сословия”. (Эта историческая закономерность характерна во все времена для любых режимов власти).

Консервативный депутат Владимир Пуришкевич на одном из заседаний Гос.Думы выступил с 2-х часовой речью о “темных силах” в окружении царя, называя Распутина изменником и агентом западной разведки. Позднее Пуришкевич и Юсупов сошлись в решении во что бы то ни стало убить Распутина, что было позднее исполнено.

Распутин заранее предвидел свою гибель, за неделю до нее им было написано и отправлено царю завещание: “Дух Григория Ефимовича Распутина-Новых из села Покровского. Я пишу и оставляю это письмо в Петербурге. Я предчувствую, что еще до первого января (1917 г.)я уйду из жизни. Я хочу Русскому Народу, папе, русской маме, детям и русской земле наказать, что им предпринять. Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе, русский царь, некого опасаться. Оставайся на троне и царствуй. И ты, русский царь, не беспокойся о своих детях. Они еще сотни лет будут править Россией. Если же меня убьют бояре и дворяне, и они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыть свои руки. Они оставят Россию. Братья восстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течение двадцати пяти лет не будет в стране дворянства.

Русской земли царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающих тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, т.е. детей и родных не проживет дольше двух лет. Их убьет русский народ. Я ухожу и чувствую в себе Божеское указание сказать русскому царю, как он должен жить после моего исчезновения. Ты должен заботиться о твоем спасении и сказать твоим родным, что я им заплатил моей жизнью. Меня убьют. Я уже не в живых. Молись, молись. Будь сильным. Заботься о твоем избранном роде.

Григорий”.

Следует напомнить, что в убийстве Распутина участвовал родственник царя (двоюродный брат), великий князь Дмитрий Павлович Романов. После убийства оказался в эмиграции. Через 25 лет после смерти Распутина умер от туберкулеза в возрасте 50 лет в Америке.

Убийство Распутина произвело сильное впечатление на простой народ. Французский посол в России Морис Палеолог в беседе 9 февраля 1917 года с одним из князей, прибывшим из Костромы, услышал: “... Для мужиков Распутин стал мучеником. Он был из народа, он защищал народ против придворных, и вот придворные его убили. Вот что повторяется во всех избах”.

В январе 1994 г. в Тюменском областном государственном архиве была открыта выставка документов, посвященная 125-летию со дня рождения Григория Распутина. Согласно архивным документам (ранее многие документы были засекречены) явствует, что многочисленная фамилия Распутиных является старожилами села Покровского. Истинный год рождения Григория к удивлению исследователей, оказался не 1864 или 1865г., а 10 января 1869 г.(по старому стилю). Во время приездов Распутина в родное село из Петербурга за ним осуществлялось плотное наблюдение. Секретные агенты отслеживали каждый его шаг, собирали сведения о нем у крестьян, принуждали к доносительству на него соседей. А как официально представлялось: они, охранники, якобы оберегали старца везде и всегда от любых посягательств. Но самое трагическое заключалось в том, что вся надуманная ненависть, “основанная на грязи его отношений с царской семьей”, отразилась на его семье. Просторный двухэтажный дом со всем хозяйством, после гибели Распутина унаследованный его сыном Дмитрием (род.1895 г., служил в 1 мировую войну санитаром в поезде для раненных, руководил благотворительным комитетом имени вел.княгини Татьяны), был конфискован волостным исполкомом в 1920 году на основании постановления, где было отражено, что “означенное имущество нажито на средства бывшей царицы Александры, с которой Распутин кутил во всю ширь” (!?).

Самого Дмитрия с семьей из 6 человек, в том числе мать Парасковью Федоровну, выселили из дома и уплотнили ими дом местного кулака. Сын слезно просил оставить семью хотя бы в одной комнате родного дома, обещая ремонтировать дом и надворные постройки своими силами. Несмотря на то, что жена Григория Распутина и сын с семьей не участвовали ни на стороне белых, ни красных, в 1922 г. они были лишены избирательных прав “как злостные элементы” (в чем их злостная вина документы не объясняют). Однако на этом их горькая участь не закончилась. В тридцатых годах Дмитрий Распутин с семьей, впрочем как многие зажиточные семьи крестьян сибирских сел, был репрессирован органами НКВД и их след затерялся в суровых спецпоселениях Тюменского севера. В просторном доме Распутиных после выселения сына с семьей побывало множество местных организаций. Несколько позднее в Покровском будет жить и работать старший сын деда Филиппа - Кузьма (1903 г.р.) - с грустью смотрел он на некогда знакомое и добротное семейное гнездо Распутиных, в которое он заходил не раз, но уже как колхозное.

В семидесятые годы в доме размещался райпотребсоюз. Тем не менее, хотя нигде не сообщалось о существовании распутинского дома, народная молва компенсировала этот запрет. С разных мест знатоки истории, да и просто любопытствующие, приезжали посмотреть на домашнее гнездо известного старца. Чтобы пресечь нежелательное паломничество на родину “гнусного развратника” и не ворошить его память, по приказу властей в восьмидесятом году добротный дом был разобран и вывезен в неизвестном направлении.

И по сегодняшний день на родине Распутина вспоминают своего земляка с подчеркнутым уважением, повествуя о его широкой благотворительности и радении о народе. Несколько лет назад силами тюменца В.Смирнова на частные денежные средства был собран богатый материал в виде документов, фотографий, некоторых вещей, печатных изданий о Распутине. На основе этой коллекции в соседнем доме с.Покровского, принадлежавшем когда-то Илье Арсенову, куда старец в свою бытность хаживал на песнопения, создан музей истории села и Распутина.

Кто же все-таки он? Лукавый проходимец из Сибирской глубинки или полусвятой мирянин, но с человеческими слабостями? Или очевидный духовный наставник царской семьи, целитель наследника, хранитель царского престола, а значит монархии и, вероятно, спокойствия России? А может быть пророк в крестьянском обличии, с истинным предвещанием исторической судьбы России - и последнее действительно дано было свыше? Пока нет ясного ответа на этот волнующий вопрос. Просматривается только одно, что личность Распутина неоднозначна. Она вобрала в себя и трудность пути к Богу, и преодоление соблазна человеческих страстей.

Когда с высоты прошедшего времени я задумываюсь о тесных исторических связях Коми Республики и Сибири (а в них как в капле морской воды отражается переплетение родословных корней), невольно мне хочется сказать: “Поистине, как велик и одновременно тесен этот мир!” И, к сожалению, сложен!

Г.ПАРШУКОВ.

г.Ухта.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera