21 | Русский Север |
ПЛЫВУЩАЯ ЧЕРЕЗ ВЕКА
Есть старая очень хорошая песня “С чего начинается Родина?”. Действительно, с чего начинается она? С материнской колыбельной, с картинки в букваре, с березки, одиноко растущей в чистом поле... А еще – с того храма, где ты крестился. С малой духовной родины, что есть у каждого православного человека.
И если история России известна каждому из нас, то историю своего храма знают не многие. А ведь у церквей, как и у людей, – свое прошлое, теряющееся во тьме минувших лет. Поэтому так легко и хорошо в них молиться – чувствуешь единение с теми поколениями, что поверяли здесь когда-то Господу свои “нужды и печали”.
К числу таких, овеянных веками, храмов, принадлежит наша соломбальская церковь в честь Святителя Мартина, папы Римского – единственная в Соломбале, уцелевшая в минувшее лихолетье. Кладбищенская церковь, по виду напоминающая корабль, она пережила все “революционные бури”, неизменно оставаясь тихим и безопасным пристанищем для жаждущих спасения людей.
* * *
Мое повествование о церкви Святителя Мартина – это рассказ ее прихожанки. И для меня важно передать атмосферу старины, наполняющей ее стены, сохранившейся здесь несмотря ни на что. Но история соломбальской церкви началась задолго до ее возведения. Поэтому, говоря о ней, нужно упомянуть и о других храмах Соломбалы, про которые мы знаем только из книг или по старым фотографиям.
Церкви в Соломбале появились в первой половине XVIII века, после того, как в 1693 году на Соломбальских островах Петром Первым была основана судоверфь, а позже – и первое русское адмиралтейство. Строили на островах суда торговые, строили и суда военные. И первая деревянная церковь, возведенная там в 1738 году, была названа в честь покровителя мореплавателей Святителя Николая Чудотворца. Судьба ее складывалась непросто – в 1741 году она сгорела и была построена заново. А в 1773 году, после сооружения в 1766 году каменного, с двумя приделами и колокольней, морского Преображенского собора, обветшавшую Никольскую церковь разобрали и перенесли на новое место, сделав кладбищенской. Интересно, что при этом поменялось ее название. Теперь Никольская церковь стала именоваться, в память мученика архидиакона Лаврентия, Лаврентьевской. Связано это было, вероятно, с тем, что в это время начальником порта, а, стало быть, первым человеком в Соломбале, был Лаврентий Ваксель. Он выделял средства и на храмостроительство. В честь Лаврентия Вакселя даже одна из соломбальских улиц прозывалась Вакселевской.
Позже и Лаврентьевская церковь, за ветхостью, была разобрана. Колокольню ее перевезли на Кегостров. А в малом приделе нашего храма находится ее иконостас. Да еще колокола на звоннице – свидетели тех времен.
* * *
Вторым каменным храмом в Соломбале после Преображенского собора (разрушенного в послереволюционные годы и сохранившегося только на фотографиях) стала наша церковь. Она была заложена 4 июня 1803 года при кладбище, близ адмиралтейских смоляных амбаров, в местности, носившей название Кривая Яма. Первоначально предполагалось назвать ее в честь праведного Лазаря Четверодневного, друга Господня. Но при освящении, 4 ноября 1806 года, церковь получила другого небесного покровителя – священноисповедника Мартина, папу Римского.
Согласимся, случай необычный, удивительный. Кажется совершенно непонятным, почему Лазаревский храм вдруг переименовали в честь Римского папы? Но это странно лишь на первый взгляд. Ведь Римский св. Мартин, живший в седьмом веке, еще до разделения Церкви на Восточную и Западную, был мужественным защитником православия. В 649 году он созвал в Риме собор, на котором “церковное утвердил еси учение”, подвергнув осуждению распространившуюся тогда монофелитскую ересь. Именно за это по приказу императора-еретика Констанса Второго престарелого и больного Святителя Мартина арестовали, приговорили к смертной казни. Разорвав на Святителе одежды, солдаты таскали его на цепи по улицам, а затем бросили в ледяную камеру-одиночку. Он выжил лишь благодаря тому, что две добрые женщины – мать и дочь – тюремные сторожихи, просунули ему в камеру одеяло. Казнить его император все таки не решился, и смертный приговор был заменен ссылкой в далекий Херсонес.
Там и завершилась скорбная и славная жизнь папы-исповедника, принявшего страдания за веру Христову. А переименование Лазаревского храма в его честь состоялось, как предполагается, потому, что командиром соломбальского порта в те годы был адмирал Мартин Острович фон Дезин. Почти 13 лет начальствовал он над портом и, подобно Лаврентию Вакселю, много сделал для Соломбалы. Именно он ходатайствовал перед Адмиралтейством Петербурга о построении каменной церкви на соломбальском кладбище и управлял ее строительством.
Поэтому освящение этого храма в память Святого – покровителя адмирала фон Дезина – было знаком уважения и любви к нему соломбальцев. Между прочим, Мартин фон Дезин распорядился перенести с заброшенного Маймаксанского кладбища к новой церкви останки своего предшественника, Лаврентия Вакселя, тем самым проявив уважение к его памяти. До нашего времени могилы Мартина фон Дезина и Лаврентия Вакселя не сохранились. Но об этих людях и поныне напоминает нам храм Мартина Исповедника. Кстати, имя Святителя Мартина носят в России только две церкви. Одна из них находится в Москве, другая – у нас в Соломбале.
* * *
А теперь, читатель, войдем вместе в этот старинный храм. Постоим, помолимся. Повсюду в церкви увидим мы свидетельства о людях, которые бывали здесь, благоукрашали ее. Память об одном из жертвователей хранит полукруглый позолоченный иконостас с мерцающими перед образами Спасителя и Божией Матери лампадами. Справа от иконы Спасителя находится изображение Святителя Мартина Исповедника. Слева от образа Богоматери – икона Святителя Димитрия Ростовского. Это – память о ктиторе соломбальского храма, купце второй гильдии Димитрии Григорьевиче Починкове. В 1840 году он пожертвовал деньги на церковный иконостас, а также и на белокаменный пол, сохранившийся и доныне. Именно поэтому в иконостасе и помещен образ Святителя Димитрия.
* * *
В 1886 году к храму был пристроен придел в честь Апостола Иакова Алфеева. Работы проводились на средства купцов Прозоровых и Телятьевых, крестьянина Амосова. Еще и сейчас возле церкви можно найти опрокинутые гранитные надгробия членов семей Прозоровых и Телятьевых.
Стены и потолок соломбальской церкви покрыты росписями. Это сюжеты из Нового Завета – вход Господень в Иерусалим, путь на Голгофу, явление воскресшего Христа Марии Магдалине, копия со знаменитой “Богоматери” В.Васнецова. Хотя первоначально живопись на потолке выглядела иначе, чем теперь. При последнем подновлении ее, в 1996-1997 годах, оказалось, что ранние росписи были сделаны в светлых, желто-голубых тонах, и на иные сюжеты. Например, над амвоном виднелись изображения Апостолов Андрея и Павла, в малом приделе на стенах – лики северных святых -преподобного Антония Сийского, праведного Артемия Веркольского. Авторы росписей неизвестны, но, рассказывают, что делались они на средства знаменитых судовладельцев, купцов Макаровых, которые похоронены близ соломбальской церкви. И часто можно видеть, как, идя к службе, старушки кланяются белым деревянным крестам, под которыми лежат члены рода Макаровых, и осеняют себя крестным знамением. Знать, и эти, давно ушедшие люди, оставили свой добрый след на земле.
* * *
Об иконах нашего храма можно рассказывать очень долго. Сейчас, конечно, трудно установить, какие из них находились здесь издавна, а какие попали сюда после разрушения соломбальских и архангельских храмов. Некоторые – очень древние. Например, образ Святителя Николая с “житием”, приблизительно 17-го века. Много лет висел он в углу церкви, темный, молчаливый в своей старине. “Открытие” его состоялось два года назад. Под руками художницы-реставратора Лии из-под слоя копоти показались чудесные, написанные на золотом фоне деревья, палаты и корабли. На клеймах древнего образа – сцены из жития Святителя: спасение невинно заключенных и терпящих кораблекрушение, возвращение из неволи Агрикова сына. И, конечно, история о “трех узельцах злата”, которыми Николай-Угодник спас от нищеты и позора бедную семью. Мирно спят под одним одеяльцем три круглолицые отроковицы, не ведая, что уже приблизился к их дому Святой Николай в старинной русской монашеской одежде, неся свой тайный дар – мешочек с золотом, чтобы там, где вчера господствовали печаль и отчаяние, наутро воцарилась радость. Откуда попала в наш храм эта икона – неизвестно. Может, именно это изображение Святителя Николая было подарено соломбальскому собору императором Павлом? Или оно находилось на пароходе “Святитель Николай”, что ходил из Архангельска в Суру, на родину праведного Иоанна Кронштадтского? Но перед величественной, древней этой иконой кажутся неуместными любопытные вопросы.
Слева, в малом приделе, есть образ с не менее загадочной судьбой – икона Божией Матери “Избавительница”. Она была написана в 1906 году на Афоне и послана “в безмездный дар от имени Русских и других Святогорских пустынножителей” императору Николаю Второму и цесаревичу Алексею “для военного соборного храма в г.Либаве, во благословение... Российскому Балтийскому флоту и всем морским и сухопутным войскам по всему Российскому побережью Балтийского моря”. Об этом мы узнали из полустертой надписи на обороте иконы. Как и о том, что написана она в память царя Александра Третьего, а также героев Крымской и Русско-японской войн. Какими судьбами афонский образ вместо Либавы оказался в Соломбале – трудно догадаться. В наш храм она попала, вероятно, из морского Преображенского собора.
* * *
Конечно, в соломбальской церкви много изображений северных святых. Особенно – Антония Сийского и Соловецких чудотворцев. Даже на большой иконе Божией Матери “Всех скорбящих Радосте” сбоку среди других угодников Божиих помещены митрополит Филипп – один из сонма соловецких чудотворцев – и преподобный Антоний Сийский.
Но наиболее удивительны истории о чудотворных иконах соломбальской церкви, о существовании которых многие не знают. Прежде всего это икона Божией Матери “Скоропослушницы” возле правого клироса, в резном киоте. Как чудотворную ее почитают соломбальские прихожане. Об одном из чудес от этой иконы рассказывала мне 85-летняя старушка. У некой женщины долго не было детей. Прогнозы врачей оказывались неблагоприятными. Но женщина не теряла веры в помощь Владычицы, и после долгих слезных молитв перед иконой “Скоропослушницы” у нее родился ребенок. История эта не выдуманная, потому что рассказывала старушка-соломбалка о самой себе. В другой раз Божия Матерь явилась во сне одному священнику и повелела сделать киот для Своей иконы, что было исполнено. Киот этот, изготовленный местным резчиком по дереву, украшает образ “Скоропослушницы” и поныне.
Еще одна древняя чудотворная икона, изображающая Спасителя, находится в алтаре. Замечательна она тем, что ее украшает бархатная лента со множеством “привесок”, сделанных из серебряной фольги. В старину существовал обычай прикреплять к чудотворной иконе изготовленные из драгоценных металлов изображения исцеленных органов и частей тела, или другие знаки в воспоминание о совершившемся чуде. На этой иконе – пятнадцать таких привесок. Судя по ним, от нее были исцеления от бесплодия, а также при болезнях желудка, рук, ног.
* * *
Дальше видим мы иконы “Всех скорбящих радосте” и “Исцеление кровоточивой жены”. Давным-давно, в 1848 году, они спасли Соломбалу от эпидемии холеры. Когда болезнь распространилась настолько, что ее невозможно было остановить всеми усилиями тогдашних медиков, люди обратились с мольбой о помощи к Богу. Был организован крестный ход. А настоятель соломбальского собора о.Андроник Павлович открыл сбор средств на приобретение икон. Соломбальцы верили, что Господь поможет там, где медицина тех лет оказывалась бессильной. На призыв откликнулись даже жертвователи из других городов. Один образ, собственноручно написанный и украшенный серебряной ризой, прислал на Север из Санкт-Петербурга лейтенант А.О.Можайский. А две другие иконы – Божией Матери “Всех Скорбящих Радосте” и “Исцеление кровоточивой жены” были написаны в Архангельске академиком, титулярным советником Озеровым. После молебнов перед ними страшная эпидемия пошла на убыль и вскоре совсем прекратилась.
С чудотворным образом “Всех скорбящих Радосте” связана еще одна драматическая история. Произошла она уже в наше время. Три года назад, накануне праздника Рождества Богородицы, соломбальская церковь была ограблена. Страшное зрелище представляла она собой после ночного погрома, учиненного грабителями. Осколки стекла на полу, сорванные лампады, разбитые киоты. А еще – зияющие пустоты на стенах, с которых святотатцы сорвали иконы. Тогда было похищено 15 старинных образов в серебряных ризах. Их вырывали из рам, сдергивая лампады, круша стекла. Но, как ни старались грабители, образ Божией Матери “Всех скорбящих Радосте” они так и не смогли выломать из киота. И чудом уцелевшая икона была утешением прихожанам Соломбальской церкви в их скорби о пропавших святынях, внушала надежду на то, что, вопреки всем ухищрениям воров, иконы вернутся в родной храм. Что вскоре и произошло, заступлением Владычицы.
* * *
Мой рассказ о Соломбальской церкви подходит к концу. Но это только малая часть истории нашего храма. Не менее интересна, например, судьба монашеских захоронений вокруг него. Но об этом – в другой раз.
А мы, расставаясь с Соломбальской церковью, обойдем ее еще раз. Сбоку она напоминает корабль. Шпиль колокольни – словно мачта, а вместо белых парусов – облака. Уже почти два века плывет этот храм-корабль, надежно укрывая тех, кто ищет спасения и утешения в этих стенах. Становясь их духовной родиной, тем, что “в любых испытаниях у нас никому не отнять.”
Монахиня ЕВФИМИЯ.
г.Архангельск