26 | Русский Север |
ПРОДОЛЖАЯ РАЗГОВОР
В одном из номеров газеты мы уже публиковали интервью с владыкой Максимилианом Вологодским и Велико-Устюжским. Сегодня мы продолжаем этот разговор. На этот раз он будет посвящен сегодняшнему состоянию дел в епархии и ответам на некоторые вопросы наших читателей.
– Владыка, многих православных жителей Русского Севера волнует судьба нашей святыни – Кирилло-Белозерского монастыря. Как обстоят дела с обустройством обители? В последнее время много говорилось о том, что там планируется открыть отель для туристов, правда ли это?
– Что касается гостиницы. Переговоры велись на местном уровне, об этом писала кирилловская газета “Новая жизнь” – весной и осенью прошлого года было несколько публикаций. Это вынудило меня обратиться в Министерство культуры. В ответном письме за подписью министра был наложен запрет на размещение отеля как в монастыре, так и в его охранной зоне.
Сейчас, как мне кажется, опасность миновала. Проект не получил необходимой поддержки. Губернатор уведомил нас, что “строительство гостиницы на территории Кирилло-Белозерского монастыря не планируется и переговоров администрацией области по данному вопросу не велось”.
С обустройством монастыря все обстоит следующим образом. В Кириллово местный священник регулярно совершает молебны у раки святого Кирилла. Мы отправили в обитель одного монаха, иеродиакона Венедикта. Человек он, как говорится, “с руками”, ему около пятидесяти лет, многое в жизни повидал, владеет несколькими профессиями. И сварщик, и водитель, и механик, и строитель. Прежде он был экономом Спасо-Прилуцкого монастыря. Отец Венедикт сейчас готовит помещения к приему братии.
Возрождение Спасо-Прилуцкого монастыря у нас, к слову сказать, точно также начиналось. А сейчас там пять иеромонахов, иеродиакон, три монаха, послушники.
– Вопрос о торжествах в Ферапонтово. Ожидается ли прибытие Патриарха, что делается для подготовки праздника?
– Нет, Патриарх, насколько мне известно, не сможет к нам в этот раз приехать. Готовясь к торжествам, мы провели 24 мая фестиваль духовных песнопений, приурочили его ко дню святых Кирилла и Мефодия, зал оказался переполнен, были очень хорошие отзывы. В день праздника совершим крестный ход, постараемся принять паломников.
Музейная программа включает в себя День открытых дверей – свободный допуск к фрескам Дионисия, знакомство с монастырской библиотекой, историей вотчины, окрестными пейзажами, ожидаются выступления коллектива художественной самодеятельности села Ферапонтово.
Но в целом ситуация с торжествами складывается непростая. Во всех документах, заявлениях в связи с этим речь идет о музее фресок Дионисия, а не о монастыре. И здесь необходимо определиться, что мы празднуем – 600-летие основания монастыря или создания музея? Мы, православные, оказываемся пока в положении гостей.
О передаче монастыря Церкви мы ставили вопрос в 1993 году. Из Москвы приезжала комиссия, и нам было заявлено, что учитывая мировое значение музейного комплекса, передача монастыря абсолютно невозможна. Сейчас проведем торжества, посмотрим, что еще можно будет сделать в этом направлении.
– Идет ли в епархии подготовка к новым канонизациям?
– Мы подготовили житие отца Александра Боданина, прозорливца, молитвенника, священника, уважаемого самим Иоанном Кронштадтским. Материалы об отце Александре сейчас отправлены на экспертизу к одному из членов комиссии по канонизации. Ждем ответа. Кроме того, собираются сведения по другому подвижнику – старцу Федору, он был мирянином из села Ферапонтово, умер сравнительно недавно, в 60-е годы, и пользуется почитанием в епархии.
– Как много вам приходится паломничать по России, по миру, не могли бы вы рассказать о впечатлениях от этих поездок?
– В прошлом году пять раз был в Устюге. Сейчас снова туда собираюсь. Вообще по епархии стараюсь как можно больше ездить. Замечаю, что вера в нашей глубинке на подъеме.
Самое, наверное, любимое место, близкое, где я отдыхаю душой, черпаю силы – это усадьба родителей святого Игнатия Брянчанинова. Она находится в 25 километрах от Вологды, в деревне. Там есть церковь, в которой мне особенно радостно служить. Александр Семенович, отец св.Игнатия, сначала поставил Дом Божий и только потом приступил к строительству своего дома. Все, что связано со святителем Игнатием, для меня очень много значит, люблю перечитывать его творения, стихи.
За границей я ни разу в жизни не был. По России хотел бы поездить, но, к сожалению, редко удается выбраться. Запомнилась поездка в Сыктывкар на торжества, посвященные св.Стефану Пермскому. Огромное впечатление осталось от службы со Святейшим Патриархом Алексием.
– Оказывает ли епархия помощь бедным приходам за счет процветающих?
– По мере сил. Выделяем средства на ремонт храмов, известь, другие стройматериалы, помогаем с транспортом, добиваемся освобождения от местных налогов.
– Сейчас многие ропщут на то внимание, которое в церквях уделяется денежным сборам, говорят, что нельзя жертву превращать в дань.
– Да, случается, что священники отказываются крестить бесплатно. Но бывает и другое, когда батюшка отказывается крестить за деньги, потому что человек не готов к таинству. Поэтому нужно всегда внимательно относиться к причинам отказа.
У нас в епархии установочная цена на крещение 50 тысяч рублей, но я стараюсь постоянно напоминать священникам, чтобы они всякий раз проявляли гибкость, смотрели, кому можно сбавить, а кого-то и вовсе бесплатно обвенчать, например. Жертва должна быть жертвой, то есть каждый дает по силам. Мы можем лишь помочь людям определиться, из какой суммы им следует исходить, а там пусть каждый решает сам. Так, чтобы вынь да положь, так делать нельзя, я категорически против такого подхода. Некоторые наши люди очень плохо живут, им даже хлеба в магазине купить не на что.
– Есть ли какие-нибудь успехи у епархии на миссионерском поприще?
– Сейчас почти в 250 школах области введена образовательная программа Александра Васильевича Камкина. Она целиком основана на православных и патриотических ценностях. Дети теперь будут изучать историю своего Отечества, получать начальные знания о Церкви с помощью красочных, прекрасно написанных книг. Значение этой программы для будущего нашей области трудно пока оценить по достоинству.
– А как обстоят дела с Духовным училищем?
– Оно насчитывает около 50 учащихся на стационарной основе, еще 60 человек обучаются заочно. Я прихожу к выводу, что образование удерживает священников от многих ошибок. Поэтому выпускников Духовного училища мы будет поощрять к тому, чтобы они продолжали учебу – получали семинарское, академическое образование. Академическое образование у нас в епархии имеют пока около 10 священников, приобретая практический духовный опыт, они постепенно становятся костяком епархии.
– Я знаю, что во многих епархиях остро стоит проблема с духовным окормлением самих священников, на многие свои вопросы, сомнения батюшки не могут найти ответов, нет опытных духовников. Как у вас обстоят дела?
– Это вопрос чрезвычайной важности. Ведь монастыри прежде начинались со старцев, вспомним Троице-Сергиеву лавру, Оптину пустынь и так далее, это было нормой. Сейчас все наоборот. Создается или возобновляется монастырь, есть стены, есть братия, она сидит и ждет, когда явится старец. А если не явится, что тогда?
Отсутствие духовного руководства ведет ко множеству конфликтов. Я ощущаю сейчас очень серьезный недостаток высокодуховных людей, способных направлять православную жизнь, просто образованных священников, которые могли бы, опираясь на знание церковного учения, давать квалифицированные богословские советы.
У нас, на Вологодчине, положение с этим сейчас мало-помалу выправляется. Духовник епархии игумен Никита с отличием в свое время закончил Московскую духовную академию, более 20 лет в монашестве. Его помощник, отец Валерий Бурков, также имеет значительный духовный опыт. Он недавно вернулся из поездки в Устюжское благочиние, окормлял там батюшек.
– Наши читатели спрашивают, можно ли сменить духовного отца, если отношения с ним зашли в тупик? Речь идет не о том, что чадо строптиво или батюшка плох. Просто нет взаимопонимания, характеры оказались слишком различны, и оттого отношения ни холодны, ни горячи.
– Это часто происходит от непонимания, что такое духовничество. Часто человек сразу по приходу в Церковь просит первого понравившегося священника стать его духовным отцом. Святые отцы, например, Игнатий Брянчанинов, советуют не спешить с этим. Перед тем, как совершить столь важный шаг, следует сначала походить к разным батюшкам, поговорить с каждым, определиться.
Перемена духовного отца возможна по взаимному согласию. Священник должен понять свое чадо и отпустить его с миром. Удерживать в таких ситуациях не всегда бывает полезно.
– В последние годы в связи с активизацией православной жизни, стало происходить очень много чудес. Но как отличить истинные чудеса от ложных? Я почти не встречал людей, которые всерьез бы сомневались в своих способностях определять, какое чудо от Бога, а какое от диавола.
– Да, этому явлению сейчас недостаточно уделяется внимания, представления о бесовских искушениях сложились крайне упрощенные. Люди забывают, что демоны – это существа древние, обладающие исключительным знанием человеческой психологии. А “чудеса” – это, конечно, самый короткий путь к возбуждению нашего самомнения.
Что этому можно противопоставить? Простота душевная, соединенная с молитвой, – вот щит, против которого демоны бессильны. Святые отцы часто бежали от чудес как от огня; сами старались и другим советовали быть тяжелыми, медлительными в восприятии всего необычного – из опасения впасть в прелесть. И после уже смотреть, что к чему. Ведь всякое истинное чудо ведет к покаянию, а ложное – к самоутверждению.